Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Регулятивные процессы в управленческой деятельности




Специфика интеллектуальных качеств руководителя.

Основным средством измерения интеллектуальных качеств являются тесты на интеллект, основанные на психометрической концепции интеллекта как общей способности, и тесты, предназначенные для диагностики отдельных функций (тесты достижения).

При этом чем сложнее профессиональная деятельность, тем более низкой оказывается прочностичность тестов на интеллект.

Существует несколько объяснений феномена недостаточно высокой прогностичности данных диагностики интеллекта.

Во - первых, поскольку менеджерская деятельность достаточна сложна, многообразна и многоаспектная, ее операциональный состав плохо изучен и не охватывается современными психометрическими моделями интеллекта. Концептуальный уровень деятельности руководителя по существу в большей мере связан с креативностью, чем с уровнем психометрического интеллекта. Согласно гипотезе Е. Торранса, при IQ ниже 115 - 120 баллов креативность и интеллект становятся независимыми факторами. При низком уровне интеллекта снижается результативность руководителя в нестандартных ситуациях и эффективность работы в изменяющихся условиях. В то же время высокий уровень психометрического IQ сам по себе не гарантирует высоких результатов деятельности руководителя.

Установлена связь показателей когнитивной простоты - сложности и эффективности деятельности руководителя в сложных ситуациях.

Во - 2 - ых, существует объяснение этого феномена на основе концепции когнитивных ресурсов Ф. Фидлера, в соответствий с которой ителлект и знания менеджера являются когнитив. ресурсами, использование которых зависит от характера управленческой ситуаций. В случае отсутствия поддержки со стороны подчиненных основное внимание руководителя переключается с решения организационных проблем на коммуникацию с подчиненными. С точки зрения Ф. Фидлера прямая связь между интеллектом и спешностью должна обнаруживаться при директивном стиле руководства и отсутствии организационного стресса. Таким образом, интеллект выступает в качестве фактора успешности менеджера в зависимости от того, какие ресурсы менеджера - интеллектуальные или коммуникативные - включены в его деятельность.

Овладение разнообразными способами действий приводит к обобщению психических деятельностей, посредством которых предметные действия и деятельность регулируется.

Система закрепленных в индивидууме обобщенных психических деятельностей - это способности человека. Чем выше уровень развития способностей, тем выше темп освоения разнообразия способов действий и результативность деятельности, т. е. инструментальная «вооруженность» личности.

Освоенные способы действий включаются затем в индивидуальною предметную деятельность, и далее субъект приобретает возможность накапливать индивидуальный опыт, на основе этих способов он вырабатывает новые способы и приема деятельности.

Исходным моментом в психологическом рассмотрении руководителя как личности является своеобразие его социального статуса, способа включения в систему социальных отношений, организацию как социальный институт. Заняв определенную ячейку в обществе, человек выполняет не только предметную деятельность, но и целый комплекс ролей по отношению к другим людям, он сталкивается со стороны других людей с социальными ожиданиями относительно способов своего поведения (нормами) и социальной оценкой значимости поведения (ценностями), т. е. его поведение со стороны общества и окружающих людей нормативно регулируется, и в этом смысле человек является объектом социальных отношений.

Усваивая во взаимодействий с окружающими людьми нормы и ценности, человек социализируется, постепенно превращается из объекта социального регулирования в субъект регуляции собственного социального поведения и отношении в их субьект.

Закрепление индивидуальных норм и ценностей, формирование определенного отношения к окружающему миру означает, что у человека появляется своя, внутренняя мерка для оценки своего поведения и поведения других людей. Человек, который четко определился в ценностях и границах своего поведения, в меньшей степени зависит от ситуативных мнений и оценок окружающих, самостоятельно выбирает ценностно допустимые цели и соответствующие нормам способы поведения, становится социально зрелой, самостоятельной личностью.

Из этого следует, что основным механизмом развития личности является переход внешних отношений личности во внутренние, преобразование объекта социальных отношений в их субьект.

 

Лекция 5. ТЕМА: Психология решение управленческих задач.

ЦЕЛЬ: формировать умение определить управленческие задачи.

План:

1. Характеристика управленческих задач как особого класса творческих решений.

2. Типы управленческих задач.

3. Психологические факторы влияния на специфику решения задач управления.

4. Человеческий фактор в принятии решений.

 

1. Для эффективной деятельности любой организации необходима постановка

определенных целей (задач). Задачи, которые ставятся внутри организаций, обычно называют управленческими. Лицом, ответственным за решение задач организации, является руководитель. Основное содержание его деятельности реализуется через решение управленческих задач на вех этапах выполнения управленческих функций.

В психологии под задачей обычно понимается цель, данная в определенных условиях, которая достигается путем преобразование этих условий.

Термин "решение задач" употребляется в 3-ех различных смыслах:

1. решение как план (способ, метод) осуществления задачи;

2. решение как процесс осуществления требования задачи, как процесс выполнения плана решения;

3. решение как результат выполнения плана решения.

Таким образом, когда говорят можно с известной долей достоверности к ряду творческих задач и рассматривать их не только как развитие решения, но и как развитие самой проблемы. При анализе задач следует иметь в виду, что всякое решение возникает под углом того, что требуется решить.

Задача есть предвосхищение будущего, но еще не достигнутого результата, и в этом смысле мышление как прогнозирование есть всегда целеполагание, хотя целиком и не сводится к нему.

Предметным предвосхищением принципа решения задач является внутренняя направленность субъекта, результатом чего является обеспечение в ряде случаев нахождения нужного принципа решения.

В процессе решения управленческих задач реализуется интеллектуальные и личностные возможности руководителя. Можно выделить типичные стили мышления руководителей:

1. Системный стиль (упор делается на определения метода решения задачи (проблемы)). Втакой ситуаций делается попытка расчленить проблему на ее отдельные компоненты.

2. Интуитивный стиль, характеризующийся большой степенью осознания проблемы вцелом и стремлении использовать различные методы решения задачи.

3. Рецептивный стиль, для которого характерно сосредоточение на отдельных деталяхпроблемы.

4. Перцептивный стиль, при котором проявляются стремления к установлению отношениймежду различными частями проблемы.

Управленческие задачи имеют свои характерные черты. Специфику их мы усматриваем в следующем:

а) эти задачи могут содержать неопределенные, а в некоторых случаях и противоречивые условия;

б) в задаче может отсутствовать достаточная информация о возможных средствах ее решения;

н) отсутствуют четкие алгоритмы решения;

г) задачи часто решаются в условиях дефицита времени.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 464; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.