Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Диагностики




Зарождение научной психологической

Собственно психологическая диагностика впервые появилась в рамках психиатрического обследования. Первоначально она была представлена обычными вопросами относительно возраста, местожительства, даты рождения, несложных математических операций. Таким образом, первым предметом, к которому обратилась психодиагностика, явились умственные способности человека.

Более точным средством диагностики умственных способностей можно считать задачи, похожие скорее на ребусы, требующие проявления находчивости, критичности, предвидения, чем задачи, связанные с описанием предметов повседневной жизни, или задачи, направленные на проверку памяти. Такие задачи-головоломки были сформулированы уже Аристотелем. Во всяком случае, их применяли задолго до включения в тесты интеллекта.

Начало психологической диагностике в качестве одной из дисциплин прикладной психологии положит Ф. Гальтон, в 1883 году опубликовавший работу «Исследование человеческих способностей и их развитие». Он предложил проверять общие умственные способности человека с помощью психометрического испытания. Понятие «тест» впервые применил для быстрых и несложных проверок американский психолог Дж. Кэттелл, работавший у Ханта и Гальтона. В 1890 году вышла в свет его монография «Умственные способности, их измерение», в которой было предложено примерно 50 простых испытаний. Среди них, например, измерение силы мускулов, максимальной частоты постукивания, чувствительности к прикосновению, приблизительной оценки времени, объёма непосредственной произвольной памяти.

Собственное развитие тестов интеллекта и способностей начинается после 1905 года с изданием комплекса тестов для отбора детей в специальные школы, составленных А. Бине и Д. Симон.

Следует отметить возникновение другой крупной группы тестов – проективных, с помощью которых предпринимается попытка выявить основные функции личности. Принцип проекции появляется в словесно-ассоциативном методе К. Юнга в 1904-1906 годах.

Тесты, основанные на вопросах, касающиеся собственных переживаний и поведения человека или его отношений, начали возникать в 1930-х годах под влиянием первого психологического вопросника, составленного в 1917 году Р. С. Вудворсом с целью отличить призывников, страдающих неврозом, от здоровых.

В настоящее время точная периодизация этапов становления психологической диагностики отсутствует. Не смотря на это, целесообразно рассмотреть психодиагностические идеи, сформированные в конце XIX и в начале XX веков. Именно в конце XIX века происходит становление научной и практической психологической диагностики. Это время ассоциируется с зарождением экспериментального дифференциально-психологического изучения человека, которое складывалось под влиянием запросов и потребностей практики. Введение в область психологических исследований экспериментального метода, а также количественных (математических) методов обработки и анализа результатов существенно изменило содержание и смысл психологии вообще.

Г. Фехнер считается одним из первых исследователей экспериментальной психологии. Им были введены в психологию количественные меры, то есть измерение. Современный облик она приобрела благодаря колоссальным усилиям и исследовательской активности В. Вундта. Учёный, хотя и считал, что высшие психические функции, составляющие сущность исследования личности, не подлежат экспериментальному изучению, в лабораторных условиях впервые экспериментально исследовал восприятие, память, внимание, скорость реагирования и т.п. В. Вундт вместе со своими учениками изучал не только общие закономерности психических процессов, но и индивидуальные их проявления.

Психологическая диагностика заимствовала у экспериментальной психологии количественный принцип, превратившийся в методологический. Он составляет основу всех процедур и оценок диагностических возможностей тестов. Разработкой многочисленных процедур и приёмов экспериментальная психология фактически стимулировала развитие психодиагностики.

Другой, исторически не менее важный источник психологической диагностики заключён в дифференциальной психологии. Её корни находятся, как известно, в идеях дарвинизма, популярных в XIX веке и проникших в психологию во многом благодаря исследованиям Ф. Гальтона. Именно он, применяя экспериментально-психологические методики, впервые обратил внимание на индивидуальные различия.

Основателем диффиренциальной психологии (индивидуальных различий) принято считать В. Штерна, который ещё в 1900 году призывал психологов заниматься не только исследованием общих психических закономерностей, но также и индивидуальностью. Существенную роль в становлении дифференциальной психологии сыграли А. Бине и В. Анри. В 1896 году докладом на тему «Индивидуальная психология» они открыли новую предметную область психологических исследований – индивидуальные различия. Переход от изучения изолированных психических свойств к целостной индивидуальности стимулировало возникновение особого предметного аспекта – психодиагностики. Различия между психологической диагностикой и дифференциальной психологией определяются тем, что первую интересуют проявления общих закономерностей в единичном, конкретном случае, вторая изучает общие закономерности проявления индивидуальных различий.

А. Бине теоретически обосновал и доказал практически возможность диагностики высших психических процессов. Он впервые сконструировал тест для измерения умственного развития детей. Не смотря на недостаточное теоретическое обоснование и несовершенство получения количественных данных, тест получил широкое распространение во многих странах. В 1923 году после адаптации тест был издан в нашей стране.

Прикладную психологию принято считать третьим источником психологической диагностики. Очертить чётко предметную область прикладной психологии очень сложно. Прикладные аспекты исследований можно обнаружить почти во всех сферах производственной и общественной деятельности человека.

Наиболее сильное влияние на становление психологической диагностики как самостоятельной научной дисциплины оказала тестология. Интенсивное развитие промышленности, вовлечение больших масс людей в процесс производства, остро возникшая потребность общества в высококвалифицированных рабочих обусловили возникновение проблем профессионального отбора и профессиональной ориентации. Социально-экономическая ситуация подталкивала к разработке и применению тестов. Тестология занималась теорией и методологией разработки и проверки психологических тестов, определением критериев качества тестов и их стандартизации.

Однако и в то время тестология не рассматривалась в качестве единственного направления в выявлении индивидуальных психологических особенностей человека. В 1912 году русский учёный А. Ф. Лазурский писал о недостаточности изучения индивидуального своеобразия только с помощью тестов. Он выступал за активное внедрение в психологию естественного эксперимента. Естественный эксперимент, в отличие от самого обширного теста, позволял психологу изучать не отдельные психические процессы, а личность в целом.

Приблизительно в это же время другим отечественным психологом Г. И. Россолимо был предложен метод целостной диагностики личности с помощью «психологического профиля». Применение профиля позволяло увидеть уровень развития психических процессов, их динамику под влиянием различных воздействий и коррекционных приёмов. Заслуга Г. И. Россолимо состоит в том, что его идеи измерения психического своеобразия с помощью профиля подтолкнули к разработке новых тестовых методик. Многие современные тесты достижений и личностные опросники построены на принципах психологического профиля – например, шкала Векслера, 16-факторный опросник Кэттелла, Фрайбургский личностный опросник и т.п.

Хотя психологическая диагностика имеет довольно длительную историю, только в начале ХХ века появился термин 2психодиагностика». Его распространение связано с именем швейцарского психолога, учёного и врача Германа Роршаха, чья книга под названием «Психодиагностика» вышла в свет в 1921 году. Монография была посвящена возможности распознания психических отклонений с помощью интерпретации чернильных пятен, или, как называл их сам Роршах, клякс.

Примечательна судьба этого учёного. Он родился в 1884 году в Цюрихе, в семье художника. После окончания основной школы посещал гимназию. В Швейцарии гимназистам в последние годы обучения разрешалось присоединяться к студенческим обществам, что и сделал Роршах. В обществе, к которому он примкнул, ему дали прозвище «клякса» – звучит почти фантастично! Сейчас трудно установить, было ли это намёком на профессию отца. Ведь от сына ожидали, что он станет художником. Возможно, что прозвище отражало занятие Роршаха кляксографией – игрой, которой в свободное время увлекались дети и юноши Швейцарии.

Некоторое время разносторонне способный молодой человек прибывал в сомнении, стать ли художником или заняться естественными науками. В 19 лет Роршах начал изучать медицину, в основном психиатрию. В 28 лет он защитил докторскую диссертацию по медицине. В 1912 году Роршах впервые использовал кляксографию. Его главный научный интерес составлял психоанализ. Результаты психоаналитических исследований отражены во многих публикациях: «Рефлексивная галлюцинация и символика», «Пример неудачной сублимации забывания имён», «К символике змеи и галстука» и т.д.

Любопытно, что личная жизнь Роршаха была связана с Россией – он женился на русской. Непродолжительное время работал в психиатрической клинике, которая находилась под Москвой. Умер Герман Роршах в 1022 году в возрасте 38 лет от перитонита.

 

Таким образом, рассмотрение предложенной темы должно показать следующее:

· психологическая диагностика как самостоятельная область психологических знаний формировалась под влиянием разнообразных источников и психологических школ;

· развитию психологической диагностики, бесспорно, способствовали потребности образования, промышленности, военного дела в точных формализованных оценках психических проявлений и поведения личности;

· первоначально психологическая диагностика использовала методики, разработанные для решения научных проблем в лабораториях экспериментальной психологии. Однако результаты подобных исследований не позволяли описывать личность в целом, трудно поддавались обобщению и интеграции. Это заставило психологов обратиться к разработке специфических методик, предназначенных для диагностических целей.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Аванесов В. Тесты в социологическом исследовании. М., 1982.

2. Булгакова О. И. Хирософия. СПб., 1994.

3. Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика. СПб., 2002.

4. Гайда В. Эволюция идей и практика современной психодиагностики Автореф. дис. на соиск. учён. степ. д-ра псих. наук. СПб., 1994.

5. История становления и развития экспериментально-психологических исследований в России. М., 1990.

6. Обозов Н. Н. Мир нашего «Я» в рисунке и почерке. СПб., 1997.

7. Психологическая диагностика / Под ред. М. К. Акимовой, К. М. Гуревича. СПб., 2003.

8. Репрессированная наука. СПб., 1994. Вып. 2.

9. Торвальд Ю. Сто лет криминалистики. М., 1974.

10. Физиогномика / Под ред. Г. М. Новосёловой. СПб., 1993.

11. Щёкин Г. В. Визуальная психодиагностика: познание людей по их внешности и поведению. Киев, 1995.

 

 

Тема 4

Психодиагностика в системе

психологического познания

 

 

Цель темы – проследить связь психологической диагностики с разными психологическими дисциплинами, определить её функции в решении теоретических и практических проблем психологии, в психологическом консультировании.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 618; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.