КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методов психологического познания
Одна из первых классификаций психологических методов в нашей стране была предложена С. Л. Рубинштейном и соответствовала развитию отечественной психологической науки начала ХХ века. Он пытался построить систему методов, рассматривая наблюдение и эксперимент в качестве основных. Позднее болгарский психолог Г. Пирьов предложил более полную классификацию, отражавшую прогресс в состоянии научного аппарата психологии. В 1977 году была опубликована монография Б. Г. Ананьева «О пробле-мах современного человекознания», в которой предлагалась ещё одна кла-ссификация, соответствовавшая состоянию психологии 1950–1970-х годов. В её основе лежали этапы психологического исследования. Классификация включает в себя методы, необходимые для организации и непосредственного проведения исследования, обработки экспериментальных данных и их интерпретации. Она объединяет четыре большие группы методов: Организационные; Эмпирические; Приёмы обработки экспериментальных данных; Интерпретационные. В группу организационных методов входят сравнительный, лонгитюдный и комплексный. Организационные методы, судя уже по их названию, призваны определять стратегию исследования. От выбора того или иного способа организации зависит ход всего исследования, его конечный теоретический и практический результат. Эмпирический блок предназначен для сбора фактов и объединяет довольно большую группу методов: · Обсервационные (все виды наблюдения и самонаблюдения); · Экспериментальные (естественный, лабораторный, полевой, формирующий или психолого-педагогический); · Психодиагностические (стандартизированные и проективные тесты, анкеты, социометрия, интервью, беседа); · Праксиметрические (приёмы анализа процессов и продуктов деятельности – хронометрия, циклография, профессиография, качественная оценка изделий и выполненных работ); · Моделирование (математическое, кибернетическое и т.п.); · Биографические (анализ фактов, дат, событий жизненного пути, документации, свидетельств и т.п.). Приёмы обработки экспериментальных данных были разделены Б. Г. Ананьевым на количественные и качественные: к первым относятся математико-статистические приёмы обработки психологической информации, ко вторым – описания случаев, как наиболее полно отражающих типы и варианты психических явлений, так и являющихся исключением или нарушением общих правил. Интерпретационные методы синтетичны по своей сути – они включают генетические (филогенетический, онтогенетический, социогенетический и т.п.) и структурные (психография, типологическая классификация) методы интерпретации полученной психологической информации и отражают связи как между фазами и уровнями развития, так и между изучаемыми характеристиками личности. Генетический метод предполагает интерпретацию всего эмпирического материала исследования в характеристиках развития, выделение фаз, стадий, критических моментов становления психических функций, образований и свойств личности. Структурный метод позволяет весь собранный экспериментальный материал с позиций систем и типов связей между изучаемыми характеристиками, образующими личность или социальную группу. Явное достоинство классификации Б. Г. Ананьева заключается в том, что психологи получают чёткие представления об алгоритме своих действий на протяжении всего исследования, начиная с его замысла и заканчивая осмыслением полученных результатов. Классификацияпредложенная Б. Г. Ананьевым, как и любая другая классификация, имеет свои ограничения в практическом применении. Эти ограничения связаны, прежде всего, с методологическим и эмпирическим уровнями развития самой психологической науки того времени, когда создавалась классификация. В ней отсутствует часть методических средств, широко используемых сегодня психологами в своей практике, в частности, речь может идти о методах оказания психологической помощи. Кроме того, определённые ограничения создаёт содержание психодиагностического метода, который в классификации относится к группе эмпирических и занимает самостоятельное положение. Из категории психодиагностических исключены наблюдение и самонаблюдение, позволяющие также, как тестирование и применение опросников, проективных методик и т.п., выявлять важные стороны психологических феноменов. Интенсивное развитие психодиагностики, прогрессирующая тенденция её выделения в самостоятельную научно-практическую дисциплину потребовали особой систематизации психодиагностических средств. В настоящее время существует несколько классификаций, построенных на разных принципах. В качестве примера можно привести классификацию, предложенную А. А. Бодалёвым и В. В. Столиным. Систематизируя методы, авторы ориентируются на два ключевых признака: на методические принципы, лежащие в основе психодиагностического метода, и на меру вовлечённости психолога-диагноста в психодиагностическую процедуру. На основании сопоставления методических принципов выделяются: · Объективные тесты (возможны правильные ответы); · Стандартизированные самоотчёты: – тесты-опросники, открытые опросники, – шкальные техники (семантический дифференциал Ч. Осгуда), – субъективная классификация, – индивидуально-ориентированные техники (идеографические) типа ролевых репертуарных решёток; – проективные техники; – диалогические техники (беседа, интервью, диагностические игры). На основании меры вовлечённости в диагностическую процедуру самого психодиагноста и степени его влияния на результат диагностики выделяются: · Объективные (тесты, опросники, шкальные техники); · Диалогические техники (беседа, интервью, диагностические игры, патопсихологический эксперимент, некоторые проективные методики). Минимальной вовлечённостью психодиагноста в процедуры проведения, обработки и интерпритации результатов характеризуются объективные методы, максимальной – диалогические. Мера вовлечённости определяется профессиональным опытом психолога-диагноста, его личностными свойствами, а также индивидуальными особенностями самого обследуемого и спецификой его психологических проблем. Более чёткие признаки классификации психодиагностических методов предложены В. К. Гайдой и В. П. Захаровым. Авторы используют следующие основания. 1. Качество: стандартизированные, нестандартизированные. 2. Назначение: · общедиагностические (тесты личности по типу опросников Р. Кеттелла, Г. Айзенка, тесты общего интеллекта); · тесты профессиональной пригодности; · тесты специальных способностей (технических, музыкальных, математических и т.д.); · тесты достижений. 3. Стимульный материал: · бланковые; · предметные (кубики, фигуры, карточки и т.п.); · аппаратурные (устройства для изучения особенностей внимания, памяти, мышления и т.п.). 4. Количество обследуемых: · индивидуальные; · групповые. 5. Форма ответов: · устные; · письменные. 6. Ведущая ориентация: · тесты на скорость (выполнение ограничено временем); · тесты мощности (время выполнения не ограничено, оценивается успешность и способ решения). 7. Степень однородности задач: гомогенные (тесты содержат сходные задания и применяя-ются для одного какого-либо психического образования; гетерогенные (в тестах представлены разнообразные задания; применяются для диагностики или одного психического образования, или нескольких). 8. Комплексность: · изолированные; · тестовые наборы (батареи). 9. Тип ответов на задания: тесты с предписанными ответами; тесты со свободными ответами. 10.Психическое образование: · интеллектуальные; · тесты личности. 11. Тип умственных действий: · вербальные; · невербальные Чешский психолог Й. Шванцера предлагает более простую классификацию, из-за чего, вероятно, она чаще применяется в практической деятельности психолога. Автор выделяет четыре группы психодиагностических методов, опираясь на следующие основания: 1. используемый материал (вербальные, невербальные, манипуляционные, тесты «бумаги и карандаша» и т.п.); 2. количество получаемых показателей (простые и сложные); 3. правильность решений (тесты с «правильными» решениями и тесты с возможностью различных ответов); 4. психическая активность испытуемых – · интраспективные (сообщение испытуемого о личном опыте, отношениях): анкеты, беседа; · экстраспективные (наблюдение и оценка разнообразных проявлений); · проективные (проекция внутренних конфликтов, скрытых желаний на малоструктурированные, многозначно трактуемые стимулы); · исполнительные (испытуемый осуществляет какое-либо действие – перцептивное, мыслительное, моторное и т.д.). Разнообразие классификаций и признаков, положенных в их основание, ещё раз подтверждает отсутствие единого понимания научно-практической сущности психологической диагностики и в то же время раскрывает её широкие методические возможности. Подобные классификации отличаются, с одной стороны, высокой степенью обобщения, с другой – не менее высоким уровнем дифференцирования методических средств. В результате специалист ориентируется в способах своей работы в самом общем виде. Использование обобщённых классификаций для решения конкретных психодиагностических проблем затруднено, так как остаётся неясным, каким образом психолог-диагност может собрать необходимую и достаточную информацию для получения целостного представления о психологических проблемах человека. Возникает необходимость систематизации методов и методик по диагностируемым проблемам. В основу такой классификации может быть положен, например, возраст, эмоциональные трудности в школьном обучении.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 2008; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |