Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И ограничения применения опросников




Диагностические возможности

Второй способ сбора психодиагностической информации – использова-ние разных форм опросников, анкет, шкал самооценки. Результаты, получаемые с помощью опросников, основаны на представлении человека о самом себе, о своих переживаниях, о своём реальном или прогнозируемом поведении в разных жизненных ситуациях.

Опросные методы занимают одно из ведущих мест в психологической диагностике, нередко вытесняя эксперимент, наблюдение и беседу. Причиной этому может служить:

· высокая диагностическая надёжность;

· возможность проведения как индивидуальных, так и групповых исследований;

· возможность за короткий срок собрать значительный объём психологической информации;

· возможность создания компьютерных версий и компьютерных программ обработки.

Надёжность результатов диагностирования с помощью опросников определяется:

во-первых, наличием определённой существующей теоретической концепции или гипотетической, научно обоснованной модели изучаемого феномена, на основании которых разрабатывается опросник;

во-вторых, достаточно большим количеством вопросов или суждений, адресованных обследуемому при определении того или иного отношения к себе, к своим личным свойствам, переживаемым состояниям и т.п.

в-третьих, реальностью жизненных ситуаций, которые моделируются опросником и в которых оказывается или может оказаться человек, определяющий особенности своего поведения или свойств личности;

в-четвёртых, включением повторяющихся вопросов и суждений, как сходных, так и разнохарактерных ситуаций.

Тем не менее, результатам опросной диагностики присущи искажения. Неточности связаны с нарушениями требований, которые предъявляются как к разработке и адаптации опросников, так и к процедуре их применения. Существенные погрешности вносит сам обследуемый. От индивидуальных социально-психологических особенностей обследуемого зависят интеллектуальные, культурные, мотивационные, рефлексивные погрешности. Надёжность психологических данных, полученных с помощью опросников, снижается из-за низкого интеллектуального и общего культурного уровня обследуемого, из-за отсутствия у него навыков самоанализа, а также из-за использования неверных эталонов для сравнения собственных личностных свойств, переживаний и поведения, за которые чаще всего принимаются представители ближайшего окружения, а не человек вообще.

Результаты, получаемые с помощью опросных методов, основаны на представлении человека о самом себе, своих переживаниях, своём реальном или прогнозируемом поведении. Мотивационные искажения обусловлены осознаваемым или не осознаваемым стремлением человека соответствовать (а в случае необходимости не соответствовать) социально желательным, общепринятым групповым и профессиональным эталонам. Мотивация социального одобрения, социального принятия может привести к искажённому завышению самооценки таких черт личности, как ответственность самодисциплина, самостоятельность, эмоциональная устойчивость. Интеллектуальные личностные черты довольно часто занижаются.

Мотивационная погрешность наиболее распространена, и чаще встречается в случае экспертной психодиагностики, то есть тогда, когда психолог-диагност выступает в качестве официального лица, которому принадлежит роль посредника в социальном заказе, например, при участии в судебной, медицинской или профессиональной экспертизе и т.п. Мотивационная погрешность зависит от личностного смысла ситуации диагностирования для обследуемого, от его отношения к психологу и самому обследованию. Высокая личная значимость тестирования, результаты которого могут сыграть решающую роль в судьбе человека, вызывает повышение оценки свойств личности, характеризующих эмоциональную стабильность, самоконтроль, социальную ответственность. Негативное отношение к тестированию может сопровождаться повышением подозрительности, чувства вины, фрустрированности.

К демонстрации социально желаемых черт наиболее склонны обследуемые, структура личности которых включает в себя повышенную тревожность, выраженное опасение, восприятие многих жизненных ситуаций как угрожающих, а также гиперсоциальность как отражение гипертрофированного чувства долга, бескомпромиссного отношения к людям и к самому себе, обществу в целом.

Мотивационная погрешность значительно ослабевает, если обследуемый обращается к психологу сам для решения собственных проблем, хотя и в данном случае психолог-диагност не застрахован от симуляции и аггравации каких-либо форм поведения или отношений.

Стремление к минимизации мотивационной погрешности заставляет психологов, разрабатывающих опросники, вводить шкалы «лжи» – вопросы, провоцирующие демонстрацию социально желательных, одобряемых личностных свойств. Обычно подобные вопросы звучат таким образом: «Я никогда не опаздываю на работу или свидание» или «Я никогда не передаю слухи» и т.п. Превышение допустимого предела баллов (в каждом опроснике существует свой предел, заданный автором) по этим шкалам позволяет рассматривать полученные результаты как недостоверные и требует или исключения результатов из анализа, или повторного обследования. Однако, прежде чем признавать результаты недействительными, необходимо проанализировать причины возникших искажений с учётом пола, возраста, семейного положения, личностных черт обследуемого, субъективной значимости тестирования. Шкалы «лжи» более корректнорассматривать в качестве шкал достоверности, чтобы избежать переноса искажения ответов обследуемого на него как личность.

Снижению мотивационной погрешности способствует правильная организация психодиагностического обследования. Для создания доверительной обстановки психолог должен так организовать психодиагностическое пространство, чтобы обследуемы (если обследование индивидуальное) или каждый обследуемый (если обследование групповое) сидел за отдельным удобным столом. Знакомя с инструкцией по заполнению опросников, шкал самооценки, психолог делает акцент на сохранении конфиденциальности результатов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 635; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.