Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Информационная психодиагностическая карточка




О психодиагностических методиках

Алгоритм сбора информации

Надёжность и объективность психологического диагноза обеспечивается адекватностью методических средств, используемых в ходе диагностики, точностью процедуры их применения и, конечно, полнотой и глубиной интерпретации полученных результатов. Большую помощь в этом может оказать соблюдение алгоритма сбора информации о психодиагностических средствах. Один из возможных алгоритмов выглядит следующим образом.

1. Название методики ……………………………………………………………………..

2. Автор методики (или адаптации, модификации) …………………………............

3. Литературный источник описания методики

(с указанием фамилии, инициалов автора

сборника и научного редактора, места, года издания) …………………………..

4. Название методики …………………………………………………………………….

5. Стимульный материал и оборудование …………………………………………….

6. Инструкция обследуемому ……………………………………………………………

7. Процедура обследования …………………………………………………………….

8. Обработка и регистрируемые показатели …………………………………………

9. Среднегрупповые значения, шкальные или

уровневые значения ……………………………………………………………………

10. Интерпретация регистрируемых показателей …………………………………….

В качестве примера приведём описание шкалы самооценки Спилбергера-Ханина.

Название. Шкала самооценки.

Автор. Ч. Спилбергер, адаптировал Ю. Л. Ханин.

Источник описания. Психологическая помощь и консультирование в практической психологии / Под ред. М. К. Тутушкиной. СПб., 1998.

Назначение. Шкала предназначена для выявления состояния тревоги и тревожности как свойства личности. В основе шкалы – субъективная оценка человеком своих переживаний, ощущений, действий. Наибольшие диагностические возможности шкалы проявляются при обследовании взрослых, начиная с 17 лет.

Стимульный материал, оборудование. Для обследования необходимы бланки «Шкалы самооценки». Шкала содержит две подшкалы. Первая называется подшкалой актуальной (АТ) или реактивной (РТ) тревоги, содержит 20 суждений (1 – 20) для выявления состояния тревоги. Вторая получила название подшкалы личностной тревожности (ЛТ), содержит так же 20 суждений (21 – 40) для определения тревожности как свойства личности.

Инструкция к подшкале актуальной тревоги: «Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже утверждений и просмотрите варианты возможных ответов. Определите, в какой мере каждое утверждение подходит Вашему самочувствию в данный момент. Против каждого утверждения зачеркните соответствующую цифру. Работайте быстро и внимательно, не пропускайте ни одного утверждения».

Инструкция к подшкале личностной тревожности: «Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже утверждений и просмотрите варианты возможных ответов. Определите, как Вы чувствуете себя обычно. Против каждого утверждения зачеркните соответствующую цифру. Работайте быстро и внимательно, не пропускайте ни одного утверждения».

Процедура обследования. Шкала допускает индивидуальное и групповое применение без ограничения времени. В случае группового обследования количество участников не должно превышать 15 человек. Каждому необходимо предоставить отдельное место для заполнения шкал. Обычно заполнение обеих подшкал занимает не более 15 – 20 минут. Инструкция к каждой подшкале даётся отдельно, непосредственно перед ответами обследуемых. После того, как психолог убедится, что инструкция понятна, обследуемый или группа начинает выполнять задание.

 

Содержание методики

ШКАЛА САМООЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ

Как Вы чувствуете себя в данный момент?

Утверждение Нет, это совсем не так Пожалуй, так Верно Совер-шенно верно
1. Я спокоен        
2. Мне ничего не угрожает        
3. Я нахожусь в напряжении        
4. Я испытываю сожаление        
5. Я чувствую себя свободно        
6. Я расстроен        
7. Меня волнуют возможные неудачи        
8. Я чувствую себя отдохнувшим        
9. Я встревожен        
10.Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения        
11. Я уверен в себе        
12. Я нервничаю        
13. Я не нахожу себе места        
14. Я взвинчен        
15. Я не чувствую скованности, напряжённости        
16. Я доволен        
17. Я озабочен        
18. Я слишком возбуждён и мне не по себе        
19. Мне радостно        
20. Мне приятно        

 

Как Вы чувствуете себя

Утверждение Почти никогда Иногда Часто Почти всегда
1. Я испытываю удовольствие        
2. Я быстро устаю        
3. Я легко могу заплакать        
4. Я хотел бы стать таким же счастливым, как и другие        
5. Я проигрываю из-за того, что не достаточно быстро принимаю решения        
6. Я чувствую себя бодрым        
7. Я спокоен, хладнокровен и собран        
8. Ожидаемые трудности очень тревожат меня        
9. Я слишком переживаю из-за пустяков        
30.Я вполне счастлив        
11. Я принимаю всё слишком близко к сердцу        
12. Мне не хватает уверенности в себе        
13. Я чувствую себя в безопасности        
14. Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей        
15. У меня бывает хандра        
16. Я доволен        
17. Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня        
18. Я так сильно переживаю свои разочарования, что потом долго не могу о них забыть        
19. Я уравновешенный человек        
20. Меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах        

 

Обработка. Обработка полученных ответов осуществляется с помощью «ключа». При обработке следует учитывать «прямые» и «обратные» утверждения, содержащиеся в обеих подшкалах. «Прямые» направлены непосредственно на диагностику состояния тревоги или тревожности как свойства личности. Например, утверждение 3 «Я нахожусь в напряжении» или 29 «Я слишком переживаю из-за пустяков». В первом случае о наличие тревоги судят по ответам «пожалуй, так», «верно» и «совершенно верно», во втором о наличие тревожности – «иногда», «часто» и «почти всегда».

В обратных утверждениях тревога или тревожность диагностируется косвенно, через отрицание признаков спокойствия, эмоционального равновесия. Например, в утверждении 1 «Я спокоен» признаком тревоги будет ответ «нет, это не так», а в утверждении № 39 «Я уравновешенный человек» тревожность заключается в ответе «почти никогда».

В подшкале актуальной тревоги к прямым относятся следующие утверждения: 3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18, к обратным: 1, 2, 5, 8, 10, 11, 15, 16, 19, 20.

В подшкале личностной тревожности к прямым относятся следующие утверждения: 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38, 40, к обратным: 21, 26, 27, 30, 33, 36, 39.

При определении выраженности актуальной тревоги отдельно вычисляются суммы баллов по прямым и обратным утверждениям. Затем из суммы баллов по прямым утверждениям вычитают сумму баллов по обратным, к полученной разности прибавляют 50. Благодаря этому результат всегда положительное число.

Формула вычисления выглядит таким образом:

АТ (РТ) = А – В + 50,

где: АТ (РТ) – актуальная тревога,

А – сумма баллов по прямым утверждениям,

В – сумма баллов по обратным утверждениям.

Среднегрупповые значения актуальной тревоги составляют 35,3 + 8,7 балла. Уровни актуальной тревоги (в баллах):

0 – 30 – низкий;

31 – 45 – средний;

46 и более – высокий.

Аналогично при определении личностной тревожности вычисляется сумма баллов по прямым и сумма баллов по обратным утверждениям. Затем из суммы баллов по прямым утверждениям вычитают сумму баллов по обратным. К полученной разности прибавляют 35. Результат – всегда положительное число.

Формула вычисления выглядит таким образом:

ЛТ = С – Д + 35,

где: ЛТ – актуальная тревога,

С – сумма баллов по прямым утверждениям,

Д – сумма баллов по обратным утверждениям.

Среднегрупповые значения личностной тревожности составляют 37,7 + 8,7 балла. Уровни личностной тревожности (в баллах):

0 – 30 – низкий;

31 – 45 – средний;

46 и более – высокий.

Интерпретация. При интерпретации полученных результатов следует учитывать различия, существующие в психологическом содержании актуальной тревоги и личностной тревожности. Актуальная (реактивная) тревога характеризуется, прежде всего, временным переживанием напряжения, беспокойства, озабоченности, скованности и т.д. эти переживания сопровождаются определёнными физиологическими реакциями, в частности, увеличением частоты сердечных сокращений, частоты дыхания, повышением вязкости слюны, усилением потоотделения и т.п. возникновение чувства тревоги отражает высокую значимость той конкретной ситуации (или отдельных её элементов), в которой находится человек. Это реакция на трудности, реально встающие перед человеком в данный момент. Кроме того, он может воспринимать происходящее в данный момент не только как трудность, но и как опасность для своего «Я» или для своего физического существования. Актуальная тревога – это эмоциональный ответ на всё, что происходит с ним и вокруг него на момент обследования, это динамическая характеристика эмоциональных переживаний. С изменением значимости ситуации для человека возможно изменение уровня актуальной тревоги.

Низкий уровень актуальной тревоги означает недостаточную актуализацию потребностей в данный момент в связи с невысокой значимостью для человека происходящего вокруг. Ситуация воспринимается в соответствии с её объективной эмоциогенностью или как преодолимая. Человек не замечает никакой угрозы ни для собственного престижа, ни для самооценки, ни для своего физического существования. Он уверен в себе, в своих начинаниях. Мотив успеха преобладает над мотивом избегания неудачи. Достаточная внутренняя расслабленность позволяет точно выполнять сложную, кропотливую работу, требующую длительной концентрации внимания. Человек ориентирован на общение, не опасается вступать в контакт, способен активно защищать свою позицию, не смотря на определённое давление группы. Он открыт для критики и может брать ответственность на себя, принимая какое-либо важное решение. Низкий уровень тревоги возможен также у тех, у кого в эмоциональном опыте встречались подобные ситуации.

При среднем уровне актуальной тревоги человек придаёт повышенную значимость отдельным элементам ситуации или находит в себе силы и возможности контролировать собственные эмоциональные переживания. Такой человек стремится объективно оценивать возникшие ситуации. Однако это ему удаётся не сразу, поскольку отсутствует полная уверенность в себе, в благоприятном исходе ситуации. Поэтому возможны кратковременное, не очень существенное нарушение эмоционального равновесия, снижение работоспособности. Восстановление эмоционального комфорта, уверенности в себе происходит довольно быстро после устранения напряжённой ситуации или полноценного включения механизмов личностной регуляции и самоконтроля.

Высокий уровень актуальной тревоги свидетельствует о том, что ситуация, в которой находится человек, чрезвычайно важна для него. Она затрагивает актуальные на данный момент потребности, обладает большим личностным смыслом. При этом осознанно или неосознанно человек воспринимает её как несущую угрозу физическому существованию, престижу, авторитету в группе или самооценке и чувствует напряжение, беспокойство, мышечную скованность. Человек сконцентрирован на происходящем или на собственном отношении к нему. Препятствия на пути к достижению цели кажутся непреодолимыми и опасными. Он не доволен собой, окружающими людьми, часто замыкается в себе. Реальное устранение препятствий или изменение отношения к ним может вызвать снижение актуальной тревоги.

При интерпретации результатов, полученных по подшкале личностной тревожности, следует принимать во внимание особенности формирования и проявления свойств личности, а также ту роль, которую играют личностные свойства в адаптивном процессе. Тревожность – это относительно устойчивое свойство личности, характеризующее предрасположенность воспринимать достаточно широкий круг ситуаций в качестве угрожающих и реагировать на них, как правило, развитием чувства беспокойства, тревоги.

Человек с низким уровнем личностной тревожности воспринимает большинство появляющихся трудностей адекватно их объективной эмоциональной насыщенности. Угрожающими для него становятся в основном ситуации, представляющие реальную опасность для жизни, ставящие его на грань между жизнью и смертью. Поведение, взаимоотношения с окружающими людьми регулируются уверенностью в успехе, в возможности разрешения конфликтов. Отмечается склонность обвинять в возникновении конфликтных ситуаций других людей. Критические замечания окружающих переносятся спокойно, без раздражения. Похвала, одобрение воспринимаются как реально заслуженные. Доминирует мотив успеха, что позволяет считать препятствия преодолимыми. Устранение преград, достижение цели возможны как собственными силами, так и с помощью окружающих людей.

При среднем уровне личностной тревожности человек чувствует себя комфортно, сохраняет эмоциональное равновесие, работоспособность преимущественно в ситуациях, к которым он уже успел адаптироваться, в которых он знает, как себя вести, знает меру своей ответственности. При осложнении ситуации или появлении дополнительных трудностей возможно появление тревоги, беспокойства, ощущения напряжения, эмоционального дискомфорта. Восстановление эмоционального равновесия происходит после достижения достаточного уровня адаптированности.

Высокий уровень личностной тревожности означает, что большинство ситуаций, в которых оказывается человек, воспринимаются как угрожающие его престижу, самооценке, физическому здоровью. Поведение, контакты с людьми регулируются прежде всего эмоциями. Высокая эмоциональная чувствительность сочетается с гипертрофированными ранимостью, обидчивостью, что значительно затрудняет общение, создаёт множество коммуникативных барьеров. Замечания окружающих воспринимаются как порицание, оскорбление. Однако и одобрение, поддержка, особенно комплименты, не вызывают доверия или принимаются за лесть. Конфликтные ситуации, если не удаётся их избежать, вызывают длительное чувство вины. Препятствия на пути к достижению цели часто кажутся непреодолимыми. Доминирующий в структуре личности мотив избегания неудачи мешает своевременным поискам оптимального решения. Неудачи часто переживаются как трагедии и надолго приковывают внимание. Снижается активность, необходимая для их реального преодоления и анализа.

При проведении психодиагностического консультирования по результатам шкалы Спилбергера – Ханина надо учитывать, что уровни актуальной тревоги и личностной тревожности необязательно совпадают у одного и того же человека. Высокая актуальная тревога может сочетаться с низкой личностной тревожностью и наоборот. Это отражает прежде всего существование достаточно сложного соотношения между личностными свойствами и их актуальным проявлением в конкретных ситуациях. Можно предположить, что определённый круг ситуаций успешно преодолевается тревожной личностью, и это сохраняет её хрупкое эмоциональное равновесие. Точно также и для эмоционально устойчивой личности существует свой круг значимых ситуаций, в которых вполне вероятно появление чувства тревоги, беспокойства и даже страха.

Таким образом, изучение предложенной темы должно показывать:

· многоэтапность психодиагностического обследования;

· многоуровневость психологического диагноза;

· необходимость полноты сбора информации о применяемых психодиагностических методиках;

· алгоритм сбора информации о психодиагностических методиках.

ЛИТЕРАТУРА

 

Ануфриев А.Ф. Психологический диагноз. Киров., 1995.

Выгодский Л. С. Детская психология // Собр. соч. М., 1984. Т. 4.

Психологическая помощь и консультирование в практической психологии/Под ред. М. К. Туту-шкиной. СПб., 1999.

 

 

Тема 8

Проблемы этики

в психологической диагностике

 

 

Цель темы – рассмотреть актуальность этических принципов в психологической

диагностике, знакомясь с этикой психолога-диагноста составной частью профессиональной этики, и с триединством требований к принципам работы психолога,

к его личностным и профессиональным качествам и к методическим средствам.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 2564; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.