Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Современные системы менеджмента качества (СМК)




 

В условиях ускорения научно-технического прогресса, глобализации экономики, обострения конкуренции производителей актуальность проблем качества постоянно возрастает. В последние годы возникло много новых методов и систем менеджмента качества, пытающихся решить эти проблемы. Рассмотрим классификацию современных корпоративных систем (подсистем) менеджмента качества по различным признакам.

1. По отношению к целям стратегиям (с учетом баланса интересов заинтересованных сторон).

1.1. Менеджмент отношений с потребителями (Customer Relationship Management — CRM, Customer Satisfaction Index — CSI).

1.2. Менеджмент отношений с персоналом (Human Resource Management —HRM, Employee Satisfaction Index — ESI).

1.3. Менеджмент отношений с собственниками (Financial Management — FM).

1.4. Менеджмент отношений с обществом (Согроrate Social Responsibility —CSR, Environmental Management System — EMS, SA 8000, AA 1000).

1.5. Менеджмент отношений с поставщиками и партнерами (Material Requirement Planning — MRP, Supply Chain Management — SCM).

2. По отношению к материальным, финансовым, информационным и временным ресурсам (то есть по отношению к целям_средствам).

2.1. Логистика (Enterprise Resource Planning — ERP, Material Requirements Planning — MRP).

2.2. Менеджмент оборудования (Total Productive Maintenance — TPM).

2.3.Финансовый менеджмент, менеджмент затрат (Financial Management — FM, Activity Based Costing — ABC).

2.4. Информационные технологии и системы (Information Technology — IT).

2.5. Менеджмент времени (Time Management — TM, Just_in_Time — JIT).

2.6. Бережливое (экономное) производство (Lean Production — LEAN, Toyota Production System — TPS).

2.7. Планирование ресурсов предприятия (Enterprise Resource Planning — ERP, Manufacturing Resource Planning — MRP).

3. По отношению к различным аспектам (функциям) менеджмента.

3.1.Стратегический менеджмент (Strategic Management — SM).

3.2. Менеджмент проекта (Project Management — PM).

3.3. Маркетинговый менеджмент (Marketing Management — MM).

3.4. Менеджмент знаний (Knowledge Management — KM, Learning Organizations — LO).

3.5. Инновационный менеджмент (Innovation Management — IM).

3.6. Менеджмент бизнес_процессов (Business Process Management — BPM).

3.7. Менеджмент коммуникаций (Communication Management — CM).

3.8. Менеджмент рисков (Risk Management — RM).

Наряду с названными системами внутрифирменного менеджмента широко распространены СМК более высокого уровня и их сочетания, методы (концепции) обеспечения качества, методы организационного совершенствования компаний. К СМК более высокого уровня, регулирующим отношения организации с потребителями, поставщиками, обществом в целом, относятся:

• СМК на основе Всеобщего управления качеством (Total Quality Management — TQM);

• СМК в соответствии с требованиями модели делового совершенства Европейского фонда управления качеством (European Foundation for Quality Management — EFQM), Национальной премии США по качеству им. М. Болдриджа, национальных премий по качеству развитых стран;

• СМК в соответствии с требованиями МС ISO 9001, ISO 14001 (экологический менеджмент), OHSAS 18001 (социальный менеджмент) и др.;

• интегрированные системы менеджмента качества (например, интеграция СМК на основе МС ISO 9001, ISO 14001, OHSAS 18001; взаимодействие систем «5S» и ТРМ, ТРМ и бенчмаркинга; союз концепций «Шесть сигм» и «Экономное производство» и др.), ставящие задачу комплексного решения проблем в области качества, экологии, безопасности, экономики, поставок, логистики, мотивации и др.

К наиболее известным современным методам обеспечения качества относятся:

  • концепция «Шесть сигм»;
  • программа «5S» (Seiri — сортировка, организация рабочего места; Seition —
  • актуальность, организация; Seiso — очистка, чистота; Seiketsu — стандартиза_
  • ция; Shitsuke — самодисциплина, улучшение стандартов) по снижению затрат;
  • бенчмаркинг;
  • анализ проблем методом «Пять почему»;
  • предупреждение и уменьшение дефектности на рабочем месте методом Покэ-ёка;
  • уменьшение потерь производства методом анализа 7 видов потерь;
  • анализ эффективности СМК и организации в целом с помощью системы сбалансированных показателей.

В число наиболее известных и разработанных методов организационного совершенствования компаний входят:

    • реинжиниринг бизнес_процессов;
    • концепция организационного совершенства;
    • реструктуризация предприятий и компаний.

За последние пятьдесят лет специалисты и консультанты в области качества и менеджмента потерпели немало поражений, пытаясь внедрить системы совершенствования частных компаний, правительственных учреждений и учебных заведений. В частности, не принесли должного результата такие подходы, как контроль качества и Всеобщее управление качеством, бездефектное производство, всеобщий менеджмент на основе качества, перестройка производственных процессов. Терпит неудачи методология «Шесть сигм».

Руководители и специалисты многих российских организаций, создавших СМК в соответствии

с МС ISO 9000:2000, разочарованы в своих системах качества. Анализ показал, что порядка 80 % систем качества являются недееспособными и потому бесполезными. В этой связи возникает естественный вопрос: почему все эти широко разрекламированные подходы, столь успешно стартовав, были вскоре преданы забвению?

Все перечисленные бесплодные попытки внесения мелких усовершенствований в работу организаций в тот момент, когда требовалась их кардинальная перестройка, фактически означали простое латание дыр. Хорошо известно, что симптоматическое лечение не устраняет причин болезни, оно способно лишь продлить агонию больного. Главная причина неудач указанных подходов заключается именно в том, что они представляли разрозненные попытки действий с целью совершенствования организаций, которые на самом деле нуждались в тотальной перестройке.

Другой важной причиной указанных неудач является сугубо бюрократический подход к выполнению требований стандартов ISO серии 9000:2000, явно недостаточное участие персонала, а главное — высшего руководства организаций в создании, функционировании, развитии и совершенствовании этих систем.

И наконец, третьей важной причиной низкой эффективности в ряде случаев систем и методов менеджмента качества является неправильный выбор этих систем и методов, выбор их без учета особенностей данного производства (организации).

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 2823; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.