Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика направлений в трудовом воспитании

И. Г. ПЕСТАЛОЦЦИ — РОДОНАЧАЛЬНИК ТРУДОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Идея трудовой школы впервые была обозначена в трудах уто­пистов-социалистов Т. Мора (1478—1535 гг.) и Т. Компанеллы (1568—1639 гг.), считавших, что дети должны посильно трудить­ся. Ее отстаивал Коменский в XVII веке, когда ввел в школу род­ного языка труд как предмет, где дети должны знакомиться с раз­личными орудиями и видами труда. Но первую попытку соединить элементарное образование с трудом сделал И. Г. Песталоцци (1746—1827 гг.). Он считал, что школа должна через труд развить у детей разносторонние способности и навыки, чтобы они, выйдя в жизнь, умели правильно вести свое хозяйство и не разорялись, что труд в сочетании с физическими упражнениями и играми луч­ше всего способствует развитию ребенка. Ошибка Песталоцци со­стояла в том, что он попытался механически соединить обучение с трудом и в таком соединении труд преобладал над обучением. Впервые идею соединения обучения с трудом реализовал анг­лийский социалист-утопист Р. Оуэн (1771 —1858 гг.), в школе кото­рого дети учились и трудились, но не было преобладания труда над учением.

В трудовом воспитании выделяются три направления. Первое связано с введением ручного труда как предмета. Его впервые ввел в школе финский педагог У. Цигнеус (1810—1887 гг.). Затем шведский ученый О. Саломон (1849—1907 гг.) разработал идею учебного труда как принципа всего обучения. По его замыслу труд должен усложняться с учетом возраста детей, он должен быть де­тям интересен, давать ощутимые результаты, воспитывать сноров­ку, приучать к порядку, точности и чистоте, быть эстетичным, ук­реплять физически, компенсировать неподвижность детей в клас­се. Труд — средство воспитания, а поэтому он должен быть мето­дически и логически последовательным.

Второе направление представлял немецкий педагог Г. Кершен-штейнер (1854—1932 гг.). Он труд рассматривал как средство выработки характера, воспитания таких черт как старательность, тщательность, честность, добросовестность, которые важны в вос­питании гражданина. По нему трудовая школа — средство граж­данского воспитания. В начальной школе физический труд—ос­нова духовной деятельности, а поэтому жизнь школы наполнена работой в саду, в мастерских, в столовой и т. д. Главное, чтобы ре­бенок получал радость от труда. Смысл трудовой школы, по Кер-шенштейнеру, заключался в том, чтобы при минимуме знаний сфор­мировать у ребенка максимум умений, способностей в радостном труде. Но дело в том, что подготовку к практической деятельности Кершенштейнер связывал с умственной одаренностью, с творче ством. По его мнению, только такие дети могут продолжать об­разование в средней школе и университете. Гражданское воспи­тание этот педагог связывал с подготовкой к определенной про­фессии в зависимости от одаренности ребенка.

Третье направление включает различные движения реформа-торской педагогики, которые трактовали труд как разнообразную самостоятельную познавательную и художественную деятельность детей. Так, немецкий педагог А. Лай (1862—1926 гг.) строил обу­чение на выработке у детей двигательных реакций. В его «школе действия» главное внимание отводилось таким видам занятий, как моделирование, драматизация, рисование, лепка, уход за расте­ниями и животными, написание сочинений и т. п. Типичной для этого направления была и прагматическая школа Дьюи.

В средней школе труд рассматривался как средство физиче­ского развития, а трудовой принцип как стимул умственной само­стоятельности учащихся (написание сочинений, контрольных ра­бот и т. п.).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Прагматизм современной американской школы | ВВЕДЕНИЕ. Русскую народную школу выверяла не только жизнь, ее тео­ретически обосновывали продолжатели дела Ушинского
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 574; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.