Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Прагматизм современной американской школы

Д. ДЬЮИ — ОСНОВОПОЛОЖНИК ПРАГМАТИЗМА В ПЕДАГОГИКЕ

В конце XIX века стало развиваться новое направление в пе­дагогике, основателем которого был американский философ и пе­дагог Д. Дьюи (1859—1952 гг.). Его главный тезис: практика — инструмент изыскания истины, а истина — это то, что выгодно. Дьюи заявил, что школа — это не подготовка к жизни, а сама жизнь. В ней ребенок должен стоять в центре учебного процесса и ему должны быть созданы условия для свободного развития на

основе собственной индивидуальности. По Дьюи в каждом ребен­ке от природы заложены четыре инстинкта: созидательный, ху­дожественный, исследовательский и социальный. Задача школы их развить через собственную жизнедеятельность и активность ре­бенка. Раз школа есть сама жизнь, то она и должна жизнь отра­жать и, следовательно, строиться на самоуправлении. В ней в цен­тре внимания сосредоточены интересы детей и деланье в мастер­ских, в саду, на ферме, в поле, огороде и т. д. в соответствии с ин­тересом ребенка, где он получает знания, которые считает нужными для себя. Так, по мнению Дьюи, может раскрыться индивиду­альность ученика.

Главным-методом обучения должен быть метод проектов. Ре­бенок выбирает проект, над которым хочет работать и набирает сначала знания через самообразовательную работу. Поэтому центр школы — библиотека. По Дьюи деланье проходит через пять сту­пеней акта мышления: практику, возникновение в ней проблемы, подбор фактов и поиск информации для ее решения, формулиро­вание гипотезы и ее проверку. Учитель выступает в этой работе ребенка лишь его консультантом, советчиком, а ребенок ведет по­иск, исследование. Он самостоятельно набирает и осмысливает знания, необходимые для решения проекта, решения избранной проблемы. В школе нет предметного преподавания. Ученик, на­бирая необходимые знани^, их интегрирует, чтобы решить проб­лему. Работа построена исключительно на самодеятельности, ак­тивности ученика, опосредуемых его интересом. Это было ценным в прагматической школе Дыои, но такое обучение не обеспечивало системности знаний. Ребенок обогащался опытом, накопленным им самим. Практицизм школы Дыои отражал американский образ жизни.

Американская школа отличается достаточной гибкостью и сво­бодой. Обучение 12 лет, но структура школ разная: восьмилетняя начальная -+- четырехлетняя средняя; шестилетняя начальная + + младшая и старшая трехлетние средние школы; шестилетняя начальная + шестилетняя средняя; четырехлетняя начальная + младшая и старшая четырехлетние школы; пятилетняя началь­ная + трехлетняя младшая и четырехлетняя старшая средние школы. Школы государственные и частные.

Начальная школа от 4 до 8 лет. Она, как правило, размещена в отдельном здании, куда учащихся из близлежащих селений при­возят па автобусах. Школа пронизана духом прагматической пе­дагогики. В ней ребенок сам определяет качество и количество обучения. Основной метод обучения в школе—посредством де-ланья. Используется комплексное обучение, когда учебная работа концентрируется вокруг какого-либо проекта и, выполняя его, уча­щиеся овладевают навыками письма, чтения и счета. Уже в начальных классах производится дифференциация обу­чения и дети делятся на потоки и подгруппы в соответствии с вы­явленными при помощи тестов способностями. Поэтому дети за­канчивают школу с разным уровнем и качеством знаний.

Младшая средняя школа носит ориентационный характер, при­звана помогать учащимся в выборе профессии, а поэтому в штате школы психолог-консультант, диагностирующий способности уча­щихся и соответственно организующий их учебную и профессио­нальную ориентацию. Обучение носит разноуровневый характер: для способных и неспособных, дополняющееся системой выборных предметов.

В старшей средней школе многообразные профили: академи­ческие и практические. Для всех учащихся установлена минималь­ная программа обязательных предметов: родной язык, обществен­ные дисциплины, физкультура и один год естествознание и мате­матика.

На академических профилях изучают естественно-математиче­ские дисциплины: алгебру, геометрию, физику, химию, биологию, иностранные языки. На практических профилях обязательные пред­меты дополняются практическими курсами типа домоводства, сто­лярного и слесарного дела, ремонта автомобилей, стенографии, машинописи и других предметов.

Академический профиль готовит к поступлению в университе­ты. Здесь учатся лишь 15% детей низших сословий, а на практи­ческом профиле—85%.

Таким образом, американская школа отличается гибкостью, элитарностью, свободой и прагматизмом. В ней могут быть не толь­ко предметы, но и обучение с помощью проектного метода, «не­градуированные» классы, в которых дети работают по индивиду­альным планам и продвигаются своим темпом, широко практику­ется работа в группах, сочетание лекций в больших группах, се­минаров в малых группах и индивидуальной работы. Соответству­ющим образом организуется бригадная работа учителей: одни — читают лекции, другие—проводят семинарские занятия, третьи — ведут индивидуальные занятия, четвертые—работают с отстаю­щими.

Уровень образования определяется потребностями и способно­стями, а также материальными возможностями семьи.

Тема: Система трудового образования.

План

1. И. Г. Песталоцци — родоначальник трудового образования.

2. Характеристика направлений в трудовом воспитании.

3. Идея трудового обучения в опыте советской школы.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Элитарное образование в странах западной европы и США | Характеристика направлений в трудовом воспитании
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1463; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.