Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 11 Расходы бюджета на обслуживание государственного долга

1. Экономическая сущность государственного долга

2. Управление государственным долгом и его обслуживание

3. Долговая нагрузка в Украине

  1. Экономическая сущность государственного долга

 

Государственный долг - это совокупность всех долговых обязательств государства перед своими кредиторами. Величина государственного долга, динамика и темпы его изменения отображают состояние экономики и финансов государства, эффективность функционирования государственных структур. На состояние государственного долга существенно влияют ежегодные операции в сфере государственного кредита - получение новых займов и условий их предоставления, с одной стороны, величина погашения и выплачиваемых процентов, из второго.

В состав государственного внутреннего долга Украины входят займы правительства и займа, осуществленные за безусловной гарантии правительства для обеспечения финансирования общегосударственных потребностей. Государственный внутренний долг Украины состоит из задолженности минувших лет и задолженности, которая возникает снова за долговыми обязательствами правительства.

К долговым обязательствам правительства належат выпущенные ним ценные галеры, другие обязательства в денежной форме, гарантированные правительством, а также полученные ним кредиты. Признание других обязательств государственным долгом устанавливается лишь законом.

Государственный внешний долг - это долговые обязательства государства перед нерезидентами относительно возвращения одолженного средства (основная сумма долга) и процентов за ними. Иностранные заимствования дают возможность стране инвестировать и потреблять большее, чем вырабатывает национальная экономика. За продуктивного использования таких заимствований как инвестиций страна может ускорить свое экономическое возрастание. И наоборот, нерациональное их использование заостряет проблему возвращения долгов.

К государственному внешнему долгу Украины принадлежат:

1. Задолженность по займам, предоставленными международными организациями экономического развития.

2. Задолженность по займам, предоставленными иностранными органами управления.

3. Задолженность по займам, предоставленными иностранными коммерческими банками.

4. Внешняя задолженность, не отнесенная к другим категориям.

 

  1. Управление государственным долгом и его обслуживание

 

Существования государственного долга, его значительное влияние на экономику и финансовое положение государства предопределяют потребность четкой системы управления ним.

Управление государственным долгом - это совокупность мероприятий государства из выплаты процентных доходов кредиторам и погашение займов, изменения условий уже выпущенных займов, определение условий и выпуска новых займов. Проблема управления государственным долгом состоит в обеспечении платежеспособности государства, реальных источников его погашения. Для капитального долга важно установить сроки погашения и выплаты процентных доходов при наличии соответствующих для этого источников.

Выплата процентных доходов по займам и их погашение обычно осуществляются за счет бюджетного средства. Однако в условиях возрастания государственного долга и ограниченности бюджетного средства государство может осуществить рефинансирование государственного долга. Рефинансирование государственного долга - это погашения государственного долга путем привлечения средств от выпуска новых займов.

Методами управления государственным долгом есть: конверсия, консолидация, унификация, обмен за регрессивным соотношением, отсрочка погашения, аннулирование долга, выкуп долга.

Конверсия - это изменение доходности займа. Государство наиболее частое снижает размер выплачиваемых процентов за займом. Однако не выключается и повышение доходности займа.

Консолидация - это изменение условий займа, связанная с их сроками (как в сторону увеличения срока уже выпущенных займов, так и в сторону уменьшения). Возможное объединение консолидации с конверсией.

Операции по управлению государственным долгом сыграют ключевую роль в уменьшении долговой погрузки и оптимизации структуры государственного долга. В частности досрочное погашение долга в 2003 году может принести значительную экономию средства на протяжении 2004-2011 лет. С этой целью предполагалось применить в 2003 году досрочное погашение государственного долга, операции купли-продажи ценных бумаг, включая операции РЕПО, операции изменения условий заимствований, в том числе процентной ставки, валюты, другие операции по управлению государственным долгом. Операции купли-продажи ценных бумаг, включая операции РЕПО, есть действенным инструментом управления долгом. Используя временно свободные остатки средства государственного бюджета на такие операции, можно достичь экономии бюджетного средства и сгладить пиковые погрузки на государственный бюджет из платежей за государственным долгом вдоль бюджетного года. Операции изменения условий обязательств, в том числе валюты и процентной ставки, дают возможность оптимизировать структуру государственного долга, минимизировать рыночный риск (риск изменения процентных ставок и валютных курсов и достичь экономии средства государственного бюджета).

 

  1. Долговая нагрузка в Украине

 

Государственный долг в Украине имеет тенденцию к росту.

Сумма внутреннего государственного долга может быть увеличена на величину задолженности из заработной платы, денежного обеспечения, пенсий, стипендий и социальных выплат, которые финансируются из бюджетов всех уровней, задолженности на удержание бюджетных учреждений (то есть задолженности из платежей, а также на величину прямых кредитов коммерческих банков отечественным предприятиям за государственными санационными программами и программами адресной поддержки, возвращение которых гарантированное бюджетом). Однако такая задолженность не признается официально как государственный долг. Компенсация утраченных сбережений граждан также не относится на счет внутреннего государственного долга.

Объем государственного долга и его структура в значительной мере определяют уровень долговой погрузки и состояние платежеспособности государства. Для оценки долговой погрузки используют такие показатели:

- отношение суммы государственного долга к ВВП;

- отношение суммы государственного внешнего долга к ВВП;

- отношение государственного внешнего долга к доходам от экспорта;

- отношение суммы государственного долга к объему инвестиций;

- отношение суммы внешнего государственного долга к объему иностранных инвестиций;

- отношение государственного долга к доходам государственного бюджета;

- отношение внешнего государственного долга к доходам государственного бюджета;

- отношение объема государственного долга к государственным капитальным вложениям;

- др.

Литература

Основная:

1. Опарин Л. С. “Бюджетная система Украины” – К. 2002 – 360 стр.

 

Дополнительная:

1. Бюджетный кодекс Украины (принятый 21.07.2001г.)

2. Иванов В.М. Бюджетная система: Конспект лекций. – К.: МАУП, 1999.-80с.

3. Пасечник И.В. “Бюджетная система Украины и зарубежных стран” – К. 2002 – 465 стр.

4. Осипчук Л.Л. Организация исполнения государственного бюджета: К.:,1999.-160с.

5. Сабанти Б.М. Теория финансов: Учебное пособие. 2-е изд. – М.:, 2000. – 180с.

6. Финансы: Учеб. пособие/ Под ред. Проф. А.М. Ковалевой. – М.:, 1998. – 325с.

7. Финансы: Учебник для вузов /Под ред. Проф. Л.А. Дробозиной. –М.: Финансы, 2000. –497с.

8. Шуляк П.Н., Белотелова Н.П. Финансы: Учебное пособие. –М.:, 2000 – 452с.

9. Булгакова С.О. и др. Казначейская система исполнения бюджета. –К.: Киев., 2000.-250с.

10. Опарін В.М. Фінанси (загальна теорія): Навч. Посібник. –К.: 1999. – 164с.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 10 Расходы бюджета на оборону и управление | Дополнительный отпуск
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 844; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.