КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос № 2. Методология исследования систем управления
Методология представляет собой логическую основу проводимого исследования. В традиционном понимании методология - это учение о методе, включающем в себя анализ и синтез при изучении системы, историческое и логическое в ее развитии, общее и особенное при применении известных универсальных моделей, причину и следствие с точки зрения оценки «плюсов» и «минусов» принимаемых управленческих решений как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Вместе с тем в расширенном понимании методология представляет собой определение объекта и предмета исследования, формулировку цели и вытекающих из необходимости ее реализации исследовательских задач, предлагаемую систему понятий, модельные представления и логический аппарат исследования, разработку гипотезы, принципиальных схем, концепции исследования, а также выбор комбинации средств и методов, позволяющих получать в заданный период времени достаточно точные содержательные аналитические оценки и прогнозы в развитии исследуемых процессов. Другими словами, методология - это определенная логическая организация исследовательской деятельности человека, встроенного в различные управленческие системы 1. Любое исследование практически всегда начинается с определения объекта исследования, его границ. Объектом называют предмет или лицо, на которое направлено исследование. Объектами исследования являются: мир, внешняя среда, системы (политические, социальные, экономические, культурные, технические, организационно-производственные и др.), операции, отношения (политические, социальные, экономические, производственные, личные, моральные, культурные). Миром в системологии называют совокупность находящихся во взаимосопряженных состояниях системы и ее внешней среды. Внешняя среда - это все, что не является системой, но с чем взаимодействует система в процессе достижения поставленных целей. Внешняя среда влияет на расход ресурсов, риски и эффективность системы. В маркетинге выделяют внешнюю среду субъекта рынка (организации) прямого и косвенного воздействия/13/. Внешней средой прямого воздействия называют все то, на что организация может повлиять своими решениями, например, решениями о покупке или продаже, цене сделки и др. Внешней средой косвенного воздействия называют все то, на что организация не может непосредственно повлиять своими решениями. Однако управление рисками среды косвенного воздействия организация может осуществлять через участие в системах более высокого иерархического уровня (ассоциациях, политических партиях и др.). Системы (политические, социальные, экономические, культурные и др.) - это множество элементов, объединенных структурно и функционально таким образом, чтобы обеспечить на заданном множестве условий достижение некоторого множества целей при ограниченных ресурсах и времени. Операции - это некоторая последовательность действий по достижению поставленной цели с использованием конкретных устройств и(или) инструментов, при расходе ограниченных ресурсов для достижения определенных целей. Отношения (политические, социальные, экономические, производственные, личные, моральные, культурные) - это устойчивые связи, взаимодействия и реакции Предметом исследования систем управления могут стать системообразующие и структурообразующие характеристики объекта: модель менеджмента и ее составляющие, влияние факторов мотивации на результативность управленческих процессов, механизмы воздействия одних подсистем управления на другие (например, влияние системы управления операциями на систему заработной платы, системы обучения на систему управления производительностью и качеством и т.п.), проблемы, связанные со стратегическим управлением организационными изменениями, формированием системы ценностей, проектированием и перепроектированием организационных структур (систем) управления, организационной эффективностью, лидерством. Формулировка цели и задачи исследования завершает общую постановку задачи, фиксирует направления поиска и в неявном виде предопределяет возможные методы, средства и инструментарий, пригодный при поиске решений. Важно также иметь в виду, что та или иная постановка задачи во многом предопределяет вносимые исследователем уточнения в другую важнейшую составляющую методологии - систему понятий. Без системы понятий «невозможны описание проблемы, оценка ситуаций, доказательство результатов, презентация идеи»2. При уточнении системы понятий важно исходить из того, чтобы описание проблемы, ситуации, процесса, систем управления осуществлялось в операциональных терминах, т.е. определениях, допускающих эмпирическую оценку, измерение и проверку. Следует избегать и объединения в одну группу при проведении классификации понятий, относящихся к различным аспектам деятельности систем управления. Например, понятия, которые относятся к методам управления, в методологическом плане некорректно использовать при определении функций управления. Нельзя формулировать определение и через неизвестные понятия. Важными методологическими правилами являются конкретность и ясность определяющей части вводимых в оборот и используемых понятий, определение сложных понятий через более простые, отсутствие тавтологий в даваемых определениях. На основе системы понятий в рамках общей постановки задачи затем формируются модельные представления об объектах и предмете исследования. В рамках этих модельных представлений формулируются научные гипотезы, принципиальные схемы и возможные концепции исследования.
Гипотеза, как вариант объяснения, по сути означает предположение исследователя о том, как устроен и функционирует исследуемый объект (процесс) или каким могло бы быть принципиальное решение проблемы. При этом гипотеза должна быть принципиально проверяемой и логически непротиворечивой. Концепцией исследования системы управления условимся называть совокупность гипотез, используемых при разработке проекта исследования. Концепции разрабатывают для исследования плохо структурированных проблем. Концепция содержит набор гипотез и этапы их исследования. Концепция исследования находит свое развитие в сценарии, алгоритме и проекте исследований. Может разрабатываться либо в результате дополнительного исследования, либо по аналогии с уже имевшими место исследованиями наблюдавшихся ранее и практически решенных проблем. Сценарий исследования - это логическая последовательность процедур, позволяющая обеспечить достижение целей исследования. Разрабатывается на основании концепции. Алгоритм исследования - это определенная, жесткая последовательность выполнения процедур исследования в целях достижения необходимого результата. Их разрабатывают для хорошо структурированных проблем, прежде всего в контрольных исследованиях. Алгоритмы исследований разрабатывают на базе сценария, методики либо по аналогии. Приемом исследования систем управления условимся называть реальное действие, измерение параметра или фактора, одну или несколько логических или математических операций, направленных на получение промежуточного, локального результата. Например, приемом будем называть дозированное внешнее возмущающее воздействие на объект исследования, или выбор конкретной шкалы измерения и др. Процедурой исследования условимся называть некоторую совокупность исследовательских приемов, направленных на выполнение задач этапа исследования. Например, можно считать процедурой сбор информации. Методика исследования - это совокупность приемов данного исследования, позволяющая достичь его целей или целей этапа. Разрабатывается на основании концепции. Средства исследований - это материальные, искусственно созданные объекты, предназначенные для того, чтобы в процессе исследований имитировать внешние воздействия (факторы), генерировать тесты, проводить измерения, передавать информацию, проводить обработку, отображение информации, обеспечивать безопасность эксперимента и др. Из состава средств исследований при разработке проекта исследования могут выделять средства измерений, средства передачи информации и команд, вычислительные средства обработки информации и др. Проектом исследований назовем конкретный образец будущего исследования, который в системном единстве объединяет проект опытного образца или объекта исследований, план исследований, методику исследования, средства исследования, описывает ожидаемые затраты, результаты и возможные их использования в народном хозяйстве. Наличие проекта исследований свидетельствует о степени подготовленности исследователей к решению поставленной перед ними задачи исследования и может быть основанием для расходования средств, получения налоговых льгот и др.
Высокая результативность исследования систем управления неразрывно связана с качеством экономико-математического моделирования, развитием его методологической и инструментальной базы. Модель - это такой материально или мысленно представляемый объект, который в процессе исследования замещает объект-оригинал так, что его непосредственное изучение дает новые знания об объекте-оригинале. Все модели формулируются на определенных языках. Ими могут быть естественные (русский, французский, английский и др.); использующие специальные научные термины; язык графических построений; язык математики и язык имитационного моделирования, а также другие. Под моделированием обычно понимают процесс построения, изучения и использования моделей. Процесс моделирования включает три элемента: 1) субъект (исследователя), 2) объект исследования, 3) модель, опосредующую отношения познающего субъекта и познаваемого объекта.
В процессе моделирования можно выделить четыре последовательных этапа: а) постановка задачи и построение модели; б) изучение модели; в) перенос знаний с модели на оригинал; г) проверка адекватности полученных знаний. На первом этапе изучение одних сторон моделируемого объекта (процесса) осуществляется ценой отказа от исследования других его сторон. Это достигается благодаря четкой постановке задачи и построению исследователем непротиворечивой и достаточно полной системы предположений конструируемой модели.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 883; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |