Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос № 2. Методология исследования систем управления

Методология представляет собой логическую основу проводимого ис­следования. В традиционном понимании методология - это учение о ме­тоде, включающем в себя анализ и синтез при изучении системы, истори­ческое и логическое в ее развитии, общее и особенное при применении известных универсальных моделей, причину и следствие с точки зрения оценки «плюсов» и «минусов» принимаемых управленческих решений как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.

Вместе с тем в расширенном понимании методология представляет собой определение объекта и предмета исследования, формулировку цели и вытекающих из необходимости ее реализации исследовательских за­дач, предлагаемую систему понятий, модельные представления и логи­ческий аппарат исследования, разработку гипотезы, принципиальных схем, концепции исследования, а также выбор комбинации средств и методов, позволяющих получать в заданный период времени достаточно точные содержательные аналитические оценки и прогнозы в развитии исследуемых процессов. Другими словами, методология - это опреде­ленная логическая организация исследовательской деятельности чело­века, встроенного в различные управленческие системы 1.

Любое исследование практически всегда начинается с определения объекта исследования, его границ.

Объектом называют предмет или лицо, на которое на­правлено исследование. Объектами исследования являются: мир, внешняя среда, системы (политические, социальные, экономиче­ские, культурные, технические, организационно-производственные и др.), операции, отношения (политические, социальные, эконо­мические, производственные, личные, моральные, культурные).

Миром в системологии называют совокупность находя­щихся во взаимосопряженных состояниях системы и ее внеш­ней среды.

Внешняя среда - это все, что не является системой, но с чем взаимодействует система в процессе достижения по­ставленных целей. Внешняя среда влияет на расход ресурсов, риски и эффективность системы.

В маркетинге выделяют внешнюю среду субъекта рынка (организации) прямого и косвенного воздействия/13/.

Внешней средой прямого воздействия называют все то, на что организация может повлиять своими решениями, на­пример, решениями о покупке или продаже, цене сделки и др.

Внешней средой косвенного воздействия называют все то, на что организация не может непосредственно повли­ять своими решениями. Однако управление рисками среды косвенного воздействия организация может осуществлять через участие в системах более высокого иерархического уровня (ассоциациях, политических партиях и др.).

Системы (политические, социальные, экономические, культурные и др.) - это множество элементов, объединенных структурно и функционально таким образом, чтобы обеспечить на заданном множестве условий достижение некоторого множе­ства целей при ограниченных ресурсах и времени.

Операции - это некоторая последовательность действий по достижению поставленной цели с использованием конкрет­ных устройств и(или) инструментов, при расходе ограниченных ресурсов для достижения определенных целей.

Отношения (политические, социальные, экономические, производственные, личные, моральные, культурные) - это устой­чивые связи, взаимодействия и реакции

Предметом исследования систем управления могут стать системообразующие и структурообразующие характеристики объекта: модель ме­неджмента и ее составляющие, влияние факторов мотивации на резуль­тативность управленческих процессов, механизмы воздействия одних подсистем управления на другие (например, влияние системы управле­ния операциями на систему заработной платы, системы обучения на си­стему управления производительностью и качеством и т.п.), проблемы, связанные со стратегическим управлением организационными измене­ниями, формированием системы ценностей, проектированием и перепро­ектированием организационных структур (систем) управления, организа­ционной эффективностью, лидерством.

Формулировка цели и задачи ис­следования завершает общую постановку задачи, фиксирует направле­ния поиска и в неявном виде предопределяет возможные методы, сред­ства и инструментарий, пригодный при поиске решений.

Важно также иметь в виду, что та или иная постановка задачи во мно­гом предопределяет вносимые исследователем уточнения в другую важ­нейшую составляющую методологии - систему понятий. Без системы по­нятий «невозможны описание проблемы, оценка ситуаций, доказатель­ство результатов, презентация идеи»2. При уточнении системы понятий важно исходить из того, чтобы описание проблемы, ситуации, процесса, систем управления осуществлялось в операциональных терминах, т.е. определениях, допускающих эмпирическую оценку, измерение и провер­ку. Следует избегать и объединения в одну группу при проведении клас­сификации понятий, относящихся к различным аспектам деятельности систем управления. Например, понятия, которые относятся к методам уп­равления, в методологическом плане некорректно использовать при оп­ределении функций управления.

Нельзя формулировать определение и через неизвестные понятия. Важными методологическими правилами являются конкретность и ясность определяющей части вводимых в оборот и используемых понятий, опре­деление сложных понятий через более простые, отсутствие тавтологий в даваемых определениях.

На основе системы понятий в рамках общей постановки задачи затем формируются модельные представления об объектах и предмете иссле­дования. В рамках этих модельных представлений формулируются науч­ные гипотезы, принципиальные схемы и возможные концепции исследо­вания.

 

 

Гипотеза, как вариант объяснения, по сути означает предположе­ние исследователя о том, как устроен и функционирует исследуемый объект (процесс) или каким могло бы быть принципиальное решение про­блемы. При этом гипотеза должна быть принципиально проверяемой и логически непротиворечивой.

Концепцией исследования системы управления усло­вимся называть совокупность гипотез, используемых при разра­ботке проекта исследования.

Концепции разрабатывают для исследования плохо струк­турированных проблем. Концепция содержит набор гипотез и этапы их исследования. Концепция исследования находит свое развитие в сценарии, алгоритме и проекте исследований. Может разрабатываться либо в результате дополнительного исследова­ния, либо по аналогии с уже имевшими место исследованиями наблюдавшихся ранее и практически решенных проблем.

Сценарий исследования - это логическая последова­тельность процедур, позволяющая обеспечить достижение це­лей исследования. Разрабатывается на основании концепции.

Алгоритм исследования - это определенная, жесткая последовательность выполнения процедур исследования в целях достижения необходимого результата. Их разрабатывают для хо­рошо структурированных проблем, прежде всего в контрольных исследованиях. Алгоритмы исследований разрабатывают на базе сценария, методики либо по аналогии.

Приемом исследования систем управления условимся называть реальное действие, измерение параметра или фак­тора, одну или несколько логических или математических опе­раций, направленных на получение промежуточного, локального результата. Например, приемом будем называть дозированное внешнее возмущающее воздействие на объект исследования, или выбор конкретной шкалы измерения и др.

Процедурой исследования условимся называть некото­рую совокупность исследовательских приемов, направленных на выполнение задач этапа исследования. Например, можно считать процедурой сбор информации.

Методика исследования - это совокупность приемов данного исследования, позволяющая достичь его целей или целей этапа. Разрабатывается на основании концепции.

Средства исследований - это материальные, искусст­венно созданные объекты, предназначенные для того, чтобы в процессе исследований имитировать внешние воздействия (факторы), генерировать тесты, проводить измерения, переда­вать информацию, проводить обработку, отображение инфор­мации, обеспечивать безопасность эксперимента и др.

Из состава средств исследований при разработке проекта исследования могут выделять средства измерений, средства передачи информации и команд, вычислительные средства об­работки информации и др.

Проектом исследований назовем конкретный образец будущего исследования, который в системном единстве объе­диняет проект опытного образца или объекта исследований, план исследований, методику исследования, средства исследо­вания, описывает ожидаемые затраты, результаты и возможные их использования в народном хозяйстве.

Наличие проекта исследований свидетельствует о степе­ни подготовленности исследователей к решению поставленной перед ними задачи исследования и может быть основанием для расходования средств, получения налоговых льгот и др.

 

Высокая результативность исследования систем управления неразрыв­но связана с качеством экономико-математического моделирования, раз­витием его методологической и инструментальной базы.

Модель - это такой материально или мысленно представляемый объект, который в процессе исследования замещает объект-оригинал так, что его непосредственное изучение дает новые знания об объекте-оригинале.

Все модели формулируются на определенных языках. Ими могут быть естественные (русский, французский, английский и др.); использующие специальные научные термины; язык графических построений; язык ма­тематики и язык имитационного моделирования, а также другие.

Под моделированием обычно понимают процесс построения, изучения и использования моделей. Процесс моделирования включает три элемен­та:

1) субъект (исследователя),

2) объект исследования,

3) модель, опосредующую отношения познающего субъекта и познаваемого объекта.

 

В процессе моделирования можно выделить четыре последователь­ных этапа:

а) постановка задачи и построение модели;

б) изучение моде­ли;

в) перенос знаний с модели на оригинал;

г) проверка адекватности полученных знаний.

На первом этапе изучение одних сторон моделируемого объекта (про­цесса) осуществляется ценой отказа от исследования других его сторон. Это достигается благодаря четкой постановке задачи и построению ис­следователем непротиворечивой и достаточно полной системы предпо­ложений конструируемой модели.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос № 1. Системы управления | Державна податкова служба україни
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 860; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.