Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 27. Порядок проведения инвентаризации

 

- Инвентаризационные и рабочие комиссии

- Общий порядок инвентаризации

- Инвентаризация денежных средств в кассе

- Инвентаризация ценных бумаг и бланков

- Документальное оформление результатов инвентари­зации

 

Порядок проведения инвентаризаций в организации предполагает создание постоянно действующих инвента­ризационных комиссий в составе:

— руководителя предприятия или его заместителя (председателя комиссии);

— главного бухгалтера;

— начальников структурных подразделений (служб);

— представителей общественности.

Для непосредственного проведения инвентаризации имущества создаются рабочие комиссии в составе:

— представителя руководителя предприятия, назначив­шего инвентаризацию (председатель комиссии);

— специалистов (экономиста, работника бухгалтерской службы, инженера, технолога, товароведа, кладовщика и др.).

В состав комиссии должны включаться опытные работ­ники, хорошо знающие инвентаризуемое имущество, по­рядок формирования цен, первичный учет.

• В межинвентаризационный период на предприяти­ях (организациях) должны проводиться системати­ческие проверки и выборочные инвентаризации то­варно-материальных ценностей в местах их хране­ния и переработки. Эти проверки и инвентаризации осуществляются по распоряжению руководителя работниками инвентаризационных групп, состоящих в штате предприятия, или ревизионными комисси­ями, в состав которых включаются должностные лица, хорошо знающие товарно-материальные цен­ности, бухгалтерский учет и отчетность, а также представители общественности.

• Персональный состав постоянно действующих ин­вентаризационных комиссий, рабочих инвентариза­ционных комиссий и комиссий, осуществляющих проверки и выборочные инвентаризации, утвержда­ется приказом руководителя предприятия (органи­зации). Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основани­ем для признания результатов инвентаризации не­действительными.

Перед началом проведения инвентаризации членам ра­бочих инвентаризационных комиссий вручается приказ, а председателям — контрольный пломбир. В приказе уста­навливаются сроки начала и окончания работы по прове­дению инвентаризации. К ее началу должна быть законче­на обработка приходных и расходных первичных докумен­тов, сделаны все записи в аналитическом, синтетическом учете и выведены остатки, все ценности должны быть раз­ложены по названиям, сортам, размерам и т. д. Бухгалтер к моменту проведения инвентаризации составляет инвен­таризационную опись.

• При внезапных инвентаризациях все товарно-мате­риальные ценности подготавливаются к инвентари­зации присутствии инвентаризационной комиссии, а в остальных случаях — заблаговременно.

• Складские операции в период инвентаризации непроизводятся; заведующий складом в данной описи дает расписку в том, что все документы склада записаны в карточку складского учета материалов и сданы в бухгалтерию организации.

• При инвентаризации фактическое наличие имущества определяют путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера непосредственно в местах хранения (закрепления) имущества. Проверка фактических остатков производится при обязательной участии материально ответственных лиц (кассиров, заведующих хозяйствами, кладовых, секций, торговых предприятий и т. п.).

• Инвентаризация проводится по каждому материаль­но ответственному лицу и месту хранения (складу), обязательно в присутствии материально ответственного лица. Все данные заносятся в инвентаризационные описи. Комиссия также должна проверить весовое измерительное оборудование и соблюдение установленных сроков его клеймения. Материально ответственное лицо дает расписку, что все ценности, отмеченные в описи, приняты им на ответственное хранение и никаких претензий к ко­миссии у него нет. По окончании инвентаризации оформленные инвентаризационные описи сдают в бухгалтерию, где их проверяют, затем сравнивают фактическое наличие средств с данными бухгалтер­ского учета.

Результаты сравнения записывают в сличительную ведомость. В ней указывают фактическое наличие средств по данным инвентаризации (количество и сумма), наличие средств по данным учета и резуль­таты сравнения — излишек или недостача. В сличи­тельную ведомость записывают только те ценности, по которым выявлены излишки и недостачи, а ос­тальные показывают в ведомости общей суммой. Суммы излишков и недостач товарно-материальных ценностей в сличительных ведомостях указывают в соответствии с их оценкой в бухгалтерском учете.

• Инвентаризационная комиссия обязана выявить причины недостач или излишков, обнаруженных при инвентаризации. Выводы и решения комиссии офор­мляют протоколом, утвержденным руководителем предприятия, после чего результаты инвентаризации отражают в учете и отчетности того месяца, в кото­ром она была завершена, а результаты годовой инвентаризации — в годовом бухгалтерском отчете.

• По отдельным объектам имущества и обязательств при необходимости делаются контрольные проверки правильности проведения инвентаризации и состав­ляется акт контрольной проверки правильности про­ведения инвентаризации ценностей, в котором отме­чаются фактические суммы инвентаризации и конт­рольной проверки и фиксируются расхождения (плюсовые и минусовые).

• Весь вышеизложенный общий порядок инвентари­зации можно представить в виде схемы 1.

Схема 1. Порядок проведения инвентаризации

Подготовительные работы
Проверка техничеснических паспортов инвентаризационных карточек и т.д. по всем объектам
Завершение разноски документов по счетам, выведение в них остатка
Пересчет, обмер, взвешивание, оценка всех объектов
Инвентаризационные описи (подписи членов комиссии и материально ответственных лиц)
Письменное подтверждение материально ответственных лиц о передаче всех документов в бухгалтерию
Приказ руководителя о составе комиссии, сроках, объектах

 

 

Сличительные ведомости, сверка фактического наличия с данными учета по объектам
Акт выявления документов
Протокол комиссии (подписи руководителя и материально ответственных лиц) – заключение о результатах, которые отражаются в учете
Пересортица – взаимозачет недостач ценностей излишками
Недостачи – отнесение в начет виновным или списание на затраты и убытки
Излишки – приходуются в доход предприятия или госбюджета

 

 


Инвентаризация денежных средств в кассе произ­водится в соответствии с порядком ведения кассовых опе­раций. При инвентаризации денежных знаков и других ценностей в кассе предприятия принимаются к учету на­личные деньги, ценные бумаги, почтовые марки:

• Наличные деньги определяются фактически нали­чием денежных знаков при полистном пересчете и сверке с учетными данными.

• Проверка ценных бумаг и бланков производится по видам бланков с учетом начала и конца номеров бланков, а также по каждому месту хранения и ма­териально ответственным лицам.

• Инвентаризация денежных средств в пути произво­дится путем сверки числящихся сумм с данными квитанций сопроводительных документов.

• Инвентаризация средств на соответствующих счетах производится путем сверки остатков сумм, числящихся на счетах, с данными выписок банков из этих счетов.

Инвентаризация денежных средств вкассе оформля­ется актом, где перед проведением инвентаризации кас­сир дает расписку в том, что к началу проверки все соот­ветствующие документы сданы вбухгалтерию предприя­тия и все поступившие денежные средства оприходованы, а выбывшие — списаны.

При инвентаризации ценных бумаг и бланков состав­ляется соответствующая инвентаризационная опись, вко­торой также сначала дается расписка кассира. В инвентаризационную опись включаются все ценные бумаги с указанием наименования, кода, номера серии, указываются поминальная стоимость, количество и сумма, выводится результат инвентаризации. В описи дается итог количества порядковых номеров, приводится прописью сумма фактически; в конце ведомости дается расписка кассира, что проверка проведена в его присутствии и что к комис­сии претензий нет, все ценные бумаги приняты на ответ-с I венное хранение.

Руководитель организации для проведения инвентари­зации издает приказ, в котором отражаются дата, место проведения, состав инвентаризационной комиссии с ука­занием председателя и ее членов; что подлежит инвента­ризации (имущество, финансовые обязательства), время начала проведения и окончания, причина инвентаризации и в какие сроки следует сдать в бухгалтерию материалы по инвентаризации.

Приказ регистрируют в книге контроля за выполне­нием приказов о проведении инвентаризации.

Сведения о фактическом наличии имущества записы­ваются в инвентаризационные описи или акты инвента­ризации не менее чем в двух экземплярах. В инвентариза­ционной описи отражается расписка материально ответ­ственного лица. Наименование инвентаризируемых ценностей и объектов, их количество указываются по но­менклатуре и в единицах измерения, принятых в учете.

На имущество, арендованное или находящееся на от­ветственном хранении, составляются отдельные списки.

Контрольные проверки оформляются «Актом конт­рольной проверки правильности проведения инвентари­зации ценностей», который подписывают лицо, проводив­шее контрольную проверку, председатель инвентаризаци­онной комиссии, члены комиссии.

Сличительные ведомости составляются по имуще­ству, при инвентаризации которого выявлены отклонения. В них отражаются результаты инвентаризации, т. е. расхождения между показателями по данным бухгалтерско­го учета и данными инвентаризационных описей. Суммы излишков и недостач товарно-материальных ценностей в сличительных ведомостях указываются в соответствии с их оценкой в бухгалтерском учете.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 23. Себестоимость продукции и услуг | Лекция 28.Отражение результатов инвентаризации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1607; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.