Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос Обучение на основе теории Л. В. Занкова

Тема: Теоретические основы психологии обучения

Лекция № 7

Цель: Изучить основные теории обучения.

Основные понятия: учебная деятельность, проблемное обучение, тео­рия поэтапного формирования умственных действий, структура учебной деятельности.

План:

1. Теория Л.В.Занкова

2. Теория развивающего обучения В. В. Давыдова

3. Проблемное обучение

4. Теория поэтапного формирования умственных действий

Л. В. Занков оказал существенное влияние на методы обучения в на­чальной школе. Вплоть до 1958 г. оно было обязательным, а затем та­ковым стало неполное среднее образование. В 1960-е гг. происходи­ло постоянное улучшение его содержания и методов, направленное на совершенствование умственного развития детей. Однако методи­ка начального обучения опиралась в основном на теорию эмпириче­ского (конкретного) мышления, при котором все связи и закономер­ности явлений лежат на поверхности.

Л. В. Занков и Д. Б. Эльконин специально изучили проблему раз­вивающего обучения, проведя в конце 1950-х гг. формирующий экс­перимент.

Новая дидактическая система была направлена на общее психи­ческое развитие школьников. Стал повышаться теоретический уро­вень начального обучения и расширяться объем учебного материала. Это способствовало формированию желания учиться, развитию ум­ственных действий школьника.

Основная идея Л. В. Занкова такова: успехи в психическом разви­тии являются основой сознательного и прочного усвоения знаний. Процесс общего развития зависит от деятельности наблюдения, мыс­лительной деятельности и практических действий.

Принципы обучения, выдвинутые Л. В. Занковым.

1. Принцип обучения на высоком уровне трудности. Л. В. Занков полагал, что это не противоречит принципу доступности. В обучении необходимо раскрыть духовные силы ребенка, дать им простор и направление. Если учебный материал не вызывает трудностей, умственное развитие становится вялым и теряет поступательность. Ученый обращает внимание на понятие «трудность», которое име­ет несколько аспектов. Ученик в процессе познания не только испытывает напряжение, но и должен преодолевать непонимание, осмысливая взаимозависимость явлений, их внутреннюю сущность. Этот принцип хорошо иллюстрирует «зону ближайшего развития»: то, что было трудно или невозможно выполнить одному, становится возможным сделать с помощью учителя.

2. Принцип ведущей роли теоретических знаний в обучении. Онопределяет качественное своеобразие трудностей в учебной деятельности. Повышение удельного веса теоретических знаний вызывает своеобразные процессы психической деятельности. Имеющиеся знания переосмысливаются, систематизируются, объединяются в более сложные структуры.

Этот принцип помогает учителю организовать поиск закономерно­стей, существенных связей, подвести к обобщениям не только при изучении одной темы или предмета, но и целого ряда предметов.

3. Принцип «идти вперед быстрым темпом». Высокий уровень трудностей, провозглашенный как обязательное требование, чтобы развивались духовные силы ученика начальной школы, адекватен постоянному движению вперед. Мышление ребенка обогащается новыми впечатлениями, разностороннее содержание учебного материала включается в широкую систему.

Речь идет не о спешке, мешающей прорабатывать материал как следует. Иногда учитель стремится как можно больше решать за­дач и выполнять упражнений, что нацелено на повторение и пере­нос одних и тех же действий в новые условия, Быстрый темп дает возможность мобилизовать внутренние ресурсы, раскрыть разные стороны усваиваемых знаний, углубляя и объединяя их.

4. Осознанность школьниками процесса своего учения. Она связана с рефлексией, помогающей ученику лучше понять имеющиеся у него трудности. Л. В. Занков считал, что это близко традиционному принципу сознательного усвоения знаний, но в то же время отмечал и существенное отличие.

Традиционный дидактический принцип предполагает понимание учебного материала, умение применять знания на практике. Он указывает, что надо овладеть знаниями, навыками, умениями. Уче­ник должен уяснить процесс протекания учебной деятельности: основания определенного расположения материала, возможные ошибки при усвоении задач. Учитель объясняет, как их предупре­дить. Процесс овладения знаниями и навыками становится объ­ектом осознания необходимых операций, их последовательности и самоконтроля.

5. «Дать простор индивидуальности» — этот принцип требует учета индивидуальных особенностей детей. Работа учителя ориентирована на конкретного ученика и должна быть дифференцированной. Нельзя допускать разделения учащихся по способностям. Необходимо развивать индивидуальность каждого в соответствии с его возможностями.

Все эти принципы были реализованы в различных программах обучения и методиках преподавания определенных учебных предме­тов. Как показали многочисленные исследования1, реализация этих принципов привела к существенным изменениям в общем развитии младших школьников, что, в свою очередь, обеспечило положитель­ные сдвиги в интеллектуальном развитии учащихся среднего звена.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема. Психология зрелых возрастов | Вопрос Проблемное обучение
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1289; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.