Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

По уровню развития выделяют




По содержанию выделяют

Виды способностей

Структура способностей

 

Любая способность не представляет собой какое-то отдельное качество личности. Это совокупность психологических качеств, которые обеспечивают высокую продуктивность деятельности. Эти качества имеют иерархизованный характер, т.е. они образуют иерархию, отличаются друг от друга по степени значимости.

В структуре способностей выделяют 2 типа качеств: ведущие (являются определяющими в выполнении деятельности) и вспомогательные (они могут быть, но их отсутствие не мешает достижению высоких результатов).

Структура педагогических способностей:

ü Любовь к детям является необходимым условием не только для успешности деятельности, но и для развития и формирования педагогических способностей.

ü Дидактические способности – способность к обучению других. Базой для дидактических способностей является знание своего предмета. Важным элементом является способность переводить язык науки на язык, доступный для аудитории. Еще один элемент - знание методики преподавания.

ü Перцептивные способности – это способность педагога глубоко разбираться в особенностях своих учащихся. Это необходимо для того, чтобы организовать индивидуальный подход к каждому ученику. Базой для формирования перцептивных способностей является знание возрастной психологии и психологии в целом.

ü Коммуникативные способности. Учитель должен уметь правильно общаться со всеми категориями людей, с которыми он контактирует. Базой является знание психологии общения и личностный опыт.

ü Организаторские способности. Базой является знание организационной психологии.

ü Экспрессивные способности – это способность человека не просто передать информацию другим, но сделать это убедительно, ярко, образно и эмоционально. Базой является знание ораторского искусства. Экспрессивные способности в большей степени зависят не от каких-либо знаний, а от особенностей личности учителя (от его темперамента).

j Общие способности;

j Специальные способности.

Общие способности определяют успешность различных видов деятельности не зависимо от их содержания. Специальные способности определяют условия успешности конкретных, отдельных видов деятельности. Разновидностей специальных способностей столько же, сколько видов деятельности (музыкальные, организаторские и пр.). Общие и специальные способности тесно взаимосвязаны друг с другом. Это проявляется в том, что успешность любого вида деятельности зависит как от общих, так и от специальных способностей. Развитие общих способностей может обогащать развитие специальных способностей и наоборот.

o Одаренность означает наличие у человека какой-либо способности. Это совокупность способностей безотносительно к уровню их развития. Под одаренностью понимается наличие общих способностей. Эти способности могут не воплотиться в жизнь, т.к. понятие одаренности означает только наличие способностей.

o Талант говорит о высоком уровне развития специальных способностей.

o Гениальность – это высший уровень развития творческих способностей. Гений, в отличие от таланта, всегда достигает новых результатов. Он всегда создает новую эпоху в деятельности, которой занимается.

Существуют разногласия в определении этих понятий.

3 исходные трактовки одаренности:

ü Одаренность – природная основа способности. Одаренность отождествляется с задатками. Такой позиции придерживается Либин.

ü Одаренность – это совокупность способность или как качественно своеобразное сочетание способностей у конкретного человека (Теплов). Одаренность отождествляется с широтой способностей.

ü Одаренность – наличие способностей не зависимо от уровней их развития.

2 трактовки понятия «талант»:

¨ Талант – совокупность способностей. Талант отождествляется с одаренностью.

¨ Талант – высокий уровень развития специальных способностей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 921; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.