Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Творческие способности или креативность




Творчество и деятельность

Дружинин «Проблема общих способностей».

Дружинин выделяет 2 типа внешней активности человека:

ü Адаптивное поведение. Оно связано с приспособлением к среде, в которой мы находимся.

o Реактивное поведение – это реакции человека на воздействия внешней или внутренней среды.

o Деятельность.

ü Преобразующее поведение (преобразование). Оно связано с преобразованием среды.

o Разрушение среды.

o Творчество – создание новой среды.

Творчество и деятельность относятся к разным видам внешней активности человека.

Специфика творческой деятельности:

1. Роль бессознательных механизмов с творческой деятельности. Впервые на роль бессознательного на творческую деятельность обнаружили не психологи, а творческая элита (писатели, художники). В результате этого у таких людей возникает ощущение отсутствия личной инициативы и личной заслуги. Это порождает особое явление – сатурацию – это особое отношение творческих людей к своей деятельности, а особенно к продуктам своего творчества, их отчуждение. Это отношений равнодушное или негативное (вплоть до отвращения).

2. Спонтанность или внезапность возникновения потребности в творчестве и творческого вдохновения.

3. Неконтролируемость творческого процесса волей и разумом.

4. Измененное состояние сознания при творческой деятельности. Крайними проявлениями является сон. Более легкие формы: алкогольное или наркотическое опьянение

Структурно-уровневая модель «научного» творческого процесса (Пономарев, Пушкин):

1.Логическое мышление.

2.Интуитивное мышление.

Критерием творческого процесса является уровневый переход. Потребность в новом знании складывается на высшем уровне организации творческой деятельности, а средства удовлетворения этой потребности складываются на низших структурных уровнях. Творческий продукт всегда предполагает включение интуитивных механизмов. В научной деятельности Конечный итоговый результат не может быть получен на основе чисто логического уровня. Главным критерием творческой деятельности в науке является разность уровней.

Деятельность – это функция сознания, поэтому деятельность целесообразна, произвольна, рациональна и сознательно регулируема.

Творчество – это, по большей мере, функция бессознательного, поэтому творчество нецелесообразно, непроизвольно, иррационально и не поддается в момент творческого акта регуляции со стороны сознания.

В психологии существует 3 основных подхода к трактовке творческих способностей:

1. Отрицание существования особых творческих способностей.

2. Отождествление творческих способностей и интеллекта.

3. Творческие способности рассматриваются как самостоятельные и не зависимые от интеллекта.

1 подход

Наиболее ярко этот подход разрабатывается в гуманистической психологии. А. Маслоу считает, что как таковых творческих способностей не существует. При этом интеллектуальная одаренность выступает в качестве необходимого, но не достаточного условия творческой активности. Главную роль в детерминации творческой деятельности играют личностные особенности человека: мотивация, система ценностей, некоторые характерологические особенности.

2 подход

Это подход реализуется в психологии интеллекта. Векслер, Айзенк, Стернберг придерживаются мнения, что интеллект и творческие способности – это одно и то же. Высокий уровень развития интеллекта обеспечивает высокий уровень способности к творчеству.

3 подход

Этот подход представлен в работах Пономарева, Гиллфорда и т.д. Они работают в области психологии творчества. Творческие способности – особый вид способностей, не зависимый от интеллекта.

Теория интеллектуального порога Торренса

Абсолютно отрывать друг от друга творческих способностей и интеллекта неправомерно. Если интеллект ниже порогового уровня, то интеллект и креативность образуют единый фактор. А при значении интеллекта выше порогового уровня интеллект и креативность становятся независимыми друг от друга.

Нет креативов с низким уровнем развития интеллекта, но есть интеллектуалы с низкой креативностью.

Креативность (по Гуревичу) – это способность человека создавать новые понятия и формировать новые навыки. Т.о. креативность связана с творческими достижениями человека.

Креативность (по Ермолаевой-Томиной) – это совокупность мыслительных и личностных качеств, способствующих проявлению и становлению творчества.

2 направления в исследовании креативности:

- исследование интеллектуальных коррелятов креативности (особенности творческого мышления);

- исследование личностных коррелятов креативности (особенности творческой личности).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 453; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.