Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Точность межличностной перцепции




Содержание и эффекты межличностного восприятия.

Содержание межличностного восприятия зависит от характеристик и субъекта, и объекта восприятия. Экспериментально установлено, что одни люди чаще обращают внимание на физические черты, другие – на психологические характеристики, которые зависят от предшествующей оценки объектов восприятия.

Субъективная характеристика объекта восприятия может быть искажена некоторыми социально-психологическими эффектами восприятия:

1) эффект первого впечатления (установки),

2) эффект ореола,

3) эффект первичности и новизны,

4) эффект стереотипизации.

Эти искажения носят объективный характер и требуют определенных усилий личности воспринимающего для их преодоления.

1. Эффект первого впечатления – влияние мнения о человеке, которое сформировалось у субъекта в первые минуты при первой встрече, на дальнейшую оценку деятельности и личности этого человека.

 

Этот эффект позволяет выносить быстрое и обобщенное впечатление о вновь встреченном человеке и использовать это впечатление для построения дальнейшего общения. Первое впечатление может формироваться субъектом намеренно или непроизвольно. Факторами этого впечатления могут выступать особенности внешнего облика и поведения человека, о котором субъект формирует мнение. Первое впечатление зависит в большой степени и от личностных особенностей самого воспринимающего субъекта и поэтому может быть более обобщенным или конкретным, исчерпывающим или поверхностным, доброжелательным или негативным и т.д.

2. Эффект ореола («эффект нимба») – склонность переносить предварительно полученную положительную или отрицательную информацию о человеке на его реальное восприятие.

Иначе, первое впечатление о человеке определяет его последующее восприятие и оценку, пропуская в сознание воспринимающего лишь то, что соответствует первому впечатлению, и отсеивая противоречащее. При формировании и развитии первого впечатления о человеке эффект ореола может выступать:

1) в форме позитивной оценочной пристрастности – «ореол положительный»: если первое впечатление о человеке в целом благоприятно, то далее все его поведение, черты и поступки начинают переоцениваться в положительную сторону; в них выделяются и преувеличиваются в основном лишь положительные моменты, а отрицательные как бы недооцениваются или не замечаются;

2) в форме негативной оценочной пристрастности – «ореол отрицательный»: если общее первое впечатление о человеке оказалось отрицательным, то даже положительные его качества и поступки позднее или не замечаются вовсе, или недооцениваются на фоне гипертрофированного внимания к недостаткам.

В основе эффекта ореола (как и многих других явлений перцепции социальной) лежат механизмы, обеспечивающие категоризацию, упрощение и отбор информации об объектах социальных при ее недостатке.

3. Эффект первичности и новизны – значимость порядка предъявления информации о человеке; более ранняя информация характеризуется как первичная, более поздняя – как новая. В случае восприятия незнакомого человека срабатывает эффект первичности, при восприятии знакомого человека – эффект новизны.

4. Стереотипизация – заключается в приписывания сходных характеристик всем членам некоей группы социальной или общности без достаточного осознания возможных различий между ними.

I. Факторы, влияющие на процесс восприятия. При восприятии человека человеком очень велик элемент субъективизма.

Существуют две основные группы факторов, влияющих на процесс восприятия человека человеком:

- те, которые оказывают воздействие на формирующийся образ человека;

- те, которые влияют на сам процесс межличностного восприятия.

Факторы, оказывающие влияние на образ человека при его восприятии, могут быть положительными и отрицательными. Положительные факторы способствуют формированию правильного образа человека, а отрицательные факторы этому препятствуют.

I. Факторами, влияющими на сам процесс межличностного восприятия, могут быть следующие:

1) особенности личности воспринимаемого и воспринимающего человека;

2) ситуация, в которой происходит восприятие людьми друг друга;

3) специфика воспринимаемых и оцениваемых свойств личности;

4) психологические состояния воспринимаемого и воспринимающего человека;

5) знание воспринимающим лицом психологических законов восприятия и понимания людьми друг друга, а также признаков, по которым можно достоверно судить об особенностях личности воспринимаемого человека.

II. Факторы, оказывающие влияние на образ человека при его восприятии.

1. Положительное воздействие на формирование образа человека как личности могут оказывать следующие факторы:

1) богатый жизненный опыт;

2) знание психологии людей;

3) умение наблюдать и делать правильные выводы;

4) благоприятная ситуация общения, способствующая проявлению, восприятию и точной оценке психологических особенностей человека.

Замечено, например, что чем больше жизненный опыт человека, тем лучше он воспринимает и понимает других людей. Есть люди, которые в силу своих способностей, профессии и накопленного жизненного опыта лучше знают и понимают других. Это характерно для тех, кто умеет сопереживать, сочувствовать людям, ставить себя на их место, принимать людей такими, какие они есть, понимать мотивы их поведения. Это, как правило, люди, которым в силу складывающихся жизненных обстоятельств часто приходится не только общаться с разными людьми, но и оказывать на них влияние, убеждать, привлекать на свою сторону, побуждать к определенным действиям и поступкам. Есть виды профессий, которые предполагают постоянное и активное общение. Это профессии врача, учителя, психолога, политика, актера, режиссера и ряд других. Установлено, что лучше, чем представители других профессий, воспринимают и понимают других людей актеры, психологи, педагоги и врачи.

2. Факторами, препятствующими формированию правильного образа человека как личности, могут быть:

1) недостаток жизненного опыта;

2) незнание психологии людей;

3) неумение наблюдать за человеком в процессе общения с ним и делать правильные выводы о нем как о личности по результатам наблюдения;

4) неудачность ситуации общения (невозможность в ней выявить и правильно оценить свойства личности, которые важны для построения образа человека);

5) субъективность восприятия и оценки человека, вызванная эмоциями или порожденная заранее сформировавшимся предвзятым отношением к данному человеку, например, необоснованно положительным или беспричинно отрицательным.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 3754; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.083 сек.