КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Мировоззрение, его структура и функции
Тема 1. ФИЛОСОФИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН План: 1. Мировоззрение, его структура и функции 2. Типы мировоззрения. Универсалии культуры и язык философии 3. Предмет философии, её структура и функции 4. Cравнительный анализ философии, искусства и науки Мировоззрение - это представления людей о мире и месте в нем человека, целостное понимание людьми мира и самих себя. Это совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее понимание мира, места в нем человека, смысла жизни человека. Это также жизненная позиция, программа поведения, действий людей. Человека волнуют мировоззренческие вопросы, которые он ставит и на которые дает ответы. Мировоззрение есть результат эмоционального и интеллектуального опыта людей. На эмоциональном уровне это мироощущение, на наглядно-познавательном – мировосприятие, на интеллектуальном - миропонимание. Как и любая система, мировоззрение имеет структуру, которая состоит из следующих элементов. Знания -и обыденные, жизненно-практические, и профессиональные, и научные. Знания - это то, что доказано историческим, личным опытом, научным экспериментом, это то, в чем человек уверен.
Вторым элементом мировоззрения является система ценностей, которую принимает человек, а в этой системе ценностей главным является понимание добра и зла. На основе представления о ценностях люди определяют свою жизненную позицию, свое поведение, действия, планируют свое будущее. Третьим элементом мировоззрения является вера - это то, в чем человек убежден, но истинность этого убеждения он доказать не может. Вера нужна человеку потому, что знания не дают ответы на все мировоззренческие вопросы и никогда не дадут, а такие ответы человеку нужны, и он их принимает на веру. Чем больше знаний, тем меньше требуется вера, но вера всегда будет нужна. Мировоззрение представляет собой сложную двухуровневую систему обыденного и теоретического. Исторически первым возникло обыденное, повседневное мировоззрение. Оно складывается стихийно, основано на жизненном опыте народа, выражается чаще всего в пословицах, поговорках, баснях, притчах, содержит как истинные знания, так и заблуждения, предрассудки, суеверия. Вторым уровнем мировоззрения является теоретический уровень. Его создают теоретики, оно основано на знании причинно-следственных связей и выражается в концепциях, теориях. Теоретическое мировоззрение может быть как истиной, так и заблуждением. Мировоззрение человеку необходимо для ориентации в своей специальности, для понимания значения для него и для общества выполнения им своих профессиональных обязанностей. Оно необходимо также для понимания жизни во всей ее полноте и сложности, понимания смысла индивидуального существования и определения цели жизни, а через это и смысла существования и цели общества, путей достижения этой цели. Формирование мировоззрения у человека начинается с самого раннего детства, поскольку формирование мировоззрения есть основание и сердцевина формирования личности. На определенном этапе своего развития человек становится личностью со сложившимся мировоззрением, но мировоззрение меняется в той или иной степени всю жизнь, поскольку меняется культурная среда. Иногда эти изменения носят трагический характер, когда человек теряет прежние ценности и не приобретает новых. В мировоззрении человека есть свои индивидуальные особенности, но тем не менее мировоззрение носит социально- групповой, национальный характер. В наш век всеобщей интеграции и глобализации особое значение имеет определение и распространение общечеловеческих моральных ценностей.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 320; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |