Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура, методы и формы научного познания

 

Научное знание имеет свою структуру. Исходным базисом для построения теории является опытное знание, которое выражается в фактах. Процесс установления эмпирических фактов предполагает рациональную обработку данных наблюдения, измерения, их корректировку и теоретическое истолкование. Теория - это системное обоснование явлений определённого типа, установленных принципов и законов. Теория - это ядро научного знания. Обобщая ответные факты и данные, теория также согласуется с основаниями науки (нормами объяснения, описания, доказательности знаний), с мировоззрением, стилем мышления эпохи и научной картиной мира. В результате научную теорию можно представить как идеализированную схему изучаемого фрагмента реальности, обусловленную социокультурными факторами определённой исторической эпохи.

Формами развития научного знания являются проблема и гипотеза.

В современной методологии науки актуальной является проблема роста научного знания и его закономерностей. К. Поппер исследовал явление фальсифицируемости теорий. Он считает, что теория фальсифицирована, если она противоречит опытным данным, иногда лишь одному факту, и в таком случае она заменяется новой. И. Лакатос выдвинул положение о том, что рост научного знания – это смена не просто теорий, а научно-исследовательских программ. В структуре программы он выделяет ядро и периферию. Ядерные теории определяют изменения научных знаний. Американский философ Пол Фейерабенд подчёркивает сложность процесса сравнимости теорий. Он настаивает на плюрализме разных типов знания, утверждает, что любая теория применяема, если только она принимается сообществом учёных. Схожее мнение высказывает и американский философ Т. Кун. Он считает, что определяющее значение в оценке науки принадлежит не нормам логики, а парадигме, т.е. совокупности убеждений, ценностей, технических средств, принятых научным сообществом и обеспечивающих научную традицию.

Методы науки можно разделить по различным основаниям:

1. Общелогические методы, которые применяются во всех видах познания.

Это следующие методы:

· Анализ - расчленение целостного предмета на составляющие части

(стороны, свойства) с целью их всестороннего рассмотрения.

· Синтез - это соединение ранее выделенных частей в единое целое.

· Обобщение - это такой приём мышления, в результате которого

устанавливаются общие свойства предметов.

·

·

 

· Абстрагирование - отвлечение от ряда свойств изучаемого явлении

и определение существенных для определённой цели черт и сторон. Результатом являются различного рода абстракции (в науке абстракции – это её понятия).

· Аналогия - такой метод, когда на основе сходства одних признаков

делают заключение о сходстве объектов и в других признаках.

2. Различаются методы, свойственные эмпирическому и

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Учение об истине | Динамика науки. Гуманитарные параметры современной науки
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 253; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.