Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные научные положения по теме




Тема 6.2. Особенности консультирования семьи.

Цель лекции: формирование знаний и представлений об особенностях организации и осуществления консультационной работы с семьёй.

План лекции:

1. Понятие и задачи семейного консультирования.

2. Этапы семейного консультирования и их характеристика.

3. Специфика консультирования семьи. Используемые подходы.

 

 

Семейное консультирование - модификация отношений между членами семьи как системы с помощью консультативных, психотерапевтических и коррекционных методов в целях преодоления негативной психологической симптоматики повышения функциональности семейной системы. С решением семейных проблем тесно связан такой параметр как психологическое здоровье семьи. Его достижение и есть конечный результат деятельности психолога, оказывающего помощь семье. Психологическое здоровье семьи - это интегральный показатель её функционирования, который отражает качественную сторону социально-психологических процессов семьи, показатель социальной активности её членов во внутрисемейных отношениях, в социальной среде и профессиональной сфере, и состояние психологического благополучия семьи, обеспечивающее адекватную жизненным условиям регуляцию поведения всех её членов.

Психологические симптомы и проблемы в семейном консультировании и семейной психотерапии рассматриваются как результат неоптимальных, дисфункциональных взаимодействий членов семьи. Они не считаются показателем или атрибутом клиента, с которым связывают появление проблемы. Проблема, заявленная одним членом семьи, указывает на наличие болезненного феномена у всех членов группы или их взаимоотношениях. Заявивший о проблеме всего лишь осознаёт её наличие, другие члены семейного коллектива нередко саботируют её, отвергают и проецируют на ближнего. При этом тот, для кого семейная проблема стоит наиболее остро, нередко оказывается в положении, при котором остальные члены семьи создают коалицию и выражают по отношению к нему оппозиционные настроения. Так в психологически нездоровой семье устанавливается патологическое равновесие, позволяющее ей хоть каким-то образом выполнять свои функции. При этом их реализация, равно как и вся жизнь семьи, оказываются всё более удалёнными от социальной нормы. Психокоррекционная работа должна проводиться одновременно со всей семьёй, охватывая все уровни её существования (индивидуальное благополучие, "здоровье" отношений, удовлетворение потребностей, возможности самореализации и другое), ибо проблема, преодолённая у одного члена семьи, через какое-то время способна проявиться у другого. Ведь его психологическое "излечение" нарушает установившееся в семье равновесие, и члены семейного коллектива оказываются вынужденными искать новые формы адаптации для обретения стабильности и определённости.

Для решения семейных проблем институтом психологической помощи применяется интерперсональный подход. Задача психолога состоит в изменении с помощью соответствующих воздействий семейной системы, что позволило бы ей слаженно функционировать как полноценному здоровому социальному организму. Вполне очевидно, что оказание психологической помощи семье, в сравнении с работой по поддержке отдельного индивида или группы лиц, не связанных между собой тесными отношениями, отличается сложностью и чревата многими опасностями для специалиста. Тем не менее психологическая помощь востребована чаще других видов и требует выполнения её основных задач. Сложности работы с семьёй в большей мере связаны со спецификой патологии отношений в семейных коллективах и повышенной степенью сопротивления членов семьи мерам психологического воздействия и вызываемым ими изменениям в семейных отношениях, структуре семьи. Среди причин и затруднений в работе с семьёй специалисты в области семейного консультирования и психотерапии выделяют:

1. Нежелание всех членов семьи участвовать в психокоррекционном процессе, что связано с их привыканием к наличной ситуации, боязнью нарушить имеющееся равновесие семейной системы. Семья отвергает перемены неосознанно.

2. Особенности проблемных семей. Как правило, они - это зависимые, плотно взаимосвязанные, находящиеся под сильным эмоциональным давлением системы. Им свойственно три типа отношений:

* Связывание. Его опасность заключается в том, что оно способно блокировать соответствующее возрасту развитие связанного подобными отношениями члена семьи.

* Отторжение. Проявление подобного отношение к одному из членов семейного коллектива способно привести к формированию у него чувства заброшенности или вызвать эмансипирующие тенденции в поведении отторгаемого.

* Делегирование. Традиционно оно приводит к семейной констелляции, при которой родители игнорируют актуальные способности и потребности детей и настаивают на реализации ими планов, которые не удалось осуществить самим родителям.

3. Взаимодействие в патологических семьях характеризуется запутанностью, чрезмерной заботливостью, избеганием конфликта, ригидностью и несоблюдением границ между поколениями. Подобные семьи лучше функционируют, когда в них один из членов болен.

4. Неудобный для семьи член чувствует себя заброшенным и покинутым.

Консультативная или терапевтическая работа с семьёй может ограничиваться одноразовым посещением консультации одного члена семьи или всем составом. Стратегия, применяемая психологом в этом случае получила название "терапия семейной конфронтацией". Она не тождественна семейной терапии, но может выступать как предпосылка к ней. По сути она сходна с психологическим консультированием. "Терапия семейной конфронтацией" - это однократное концентрированное вмешательство психолога в семейную систему. Оно может осуществляться в условиях семьи (месте её проживания) или же в кабинете у психолога. Для того, чтобы одновременное внедрение психолога в семейную систему было продуктивным: удалось купировать семейный конфликт, оказать помощь члену семьи, по отношению к которому другие заняли оппозицию, изменить внутрисемейные отношения,- в собеседовании специалисту необходимо следовать правилам:

1) обеспечить доверительность и расположение к себе обратившегося (или всех членов семьи);

2) отказаться от поиска связей между проблемами испытывающего особую нужду члена семьи в психологической помощи и отношениями, сложившимися между членами этой семьи, в целях избегания дальнейшей поляризации отношений в семье и усиления чувства вины у членов семьи, находящихся в оппозиции к обратившемуся за внешней поддержкой;

3) найти и указать позитивные аспекты в функционировании семьи помочь разработать или выбрать конструктивные способы взаимодействия для членов семьи, адекватные формы поведения;

4) формировать установку на изменения отношений между членами семьи.

Для того, чтобы подобная оперативная форма оказания помощи семье была действенной, необходимо точно определить суть и форму проявления проблемы. Специалисты рекомендуют использовать в этих целях экспресс-диагностику, включающую в себя пять групп вопросов (Малкина-Пых И.Г. Психосоматика: Справочник практического психолога. - М.: Эксмо, 2004. - С. 581.):

1. Как видит себя сам клиент? Как видит он влияние на свою жизнь важнейших лиц ближайшего окружения (отец, мать, сибсы, жена/муж, дети, начальство, преподаватели)?

2. Как видит клиент свои проблемы? (Параллельно психолог сравнивает его видение со своим.)

3. Почему был заключён этот брак? (Вопрос предполагает вскрытие осознаваемых и неосознанных преимуществ, ожидаемых от брака супругами.)

4. В чём заключается основной разлад в этом браке? Удовлетворены ли желания, которые обусловили создание семьи? Какие чувства заняли их место? В чём состоит суть разочарований?

5. Что заставило клиента искать помощи? Кризис, приведший клиента к обращению за психологической помощью обычно имеет длинную историю. В чём причина того, что клиент обратился за помощью именно сейчас?

В ситуации, подтверждающей связь проблемы клиента с конфликтными отношениями в семье, семье предлагается пройти продолжительный курс семейного консультирования или психотерапии (выбор определяется тяжестью проблемы и целями и ожиданиями семьи относительно желаемых результатов). "Терапия семейной конфронтацией" способна лишь снизить уровень тревожности, которая является продуктом симптоматики, отражающей семейную проблему.

Психоконсультирование или терапия семьи строится по общей схеме и включает в себя 4 основных этапа, названия которых и определяют характер задач, решаемых на каждом из них:

1. Диагностический этап. Его назначение - постановка семейного диагноза.

2. Ликвидация семейного конфликта.

3. Реконструктивный этап. Он преследует цель - переструктурирование семейной системы и переформирование семейных отношений.

4. Поддерживающий этап. Он направлен на оказание поддержки семье на стадии включения её членами полученного опыта в социальную ситуацию обычного функционирования семьи.

Диагностика семьи служит для проверки гипотез, которые определяют причины и характер проблемы. Результатом диагностики семьи и отношений, сложившихся между её членами является семейный диагноз - типизация нарушенных семейных отношений с учётом индивидуально-личностных свойств членов семьи и характеристик проблемной симптоматики одного из них. Диагностика может носить:

а) сквозной характер. В таком случае она проводится на всех этапах семейного консультирования и предопределяет выбор психокоррекционных техник и мер психологического воздействия.

б) стереоскопический характер. При стереоскопической диагностике информация, получаемая от одного члена семьи сопоставляется со сведениями, полученными от других членов семьи и впечатлениями психолога.

Реализуя задачи, касаемые ликвидации семейного конфликта, психолог выступает в качестве посредника, деятельность которого направлена на передачу информации о конфликте в согласованном объёме и виде от одного члена семьи другому. Работа консультанта при этом охватывает 4 основных этапа:

1. Содействие установлению клиентом адекватных отношений с психологом.

2. Выявление и установление истоков конфликта.

3. Обеспечение эмоционального отреагирования конфликта каждым членом семейного коллектива, что способствует ликвидации конфликта.

4. Обучение конфликтующих навыкам достигать согласованности, договорённости и понимания.

Главная цель психолога на этом этапе - купировать конфликт и вооружить членов семьи средствами общения, осуществляемого на одном языке. Такое общение есть предпосылка к установлению понимания. Средства, которыми может оперировать психолог, могут исходить из практики и опыта, накопленного несколькими психологическими школами и направлениями. Возможно применение следующего сочетания техник:

1) техника "робот-манипулятор". Основана на выслушивании психологом сообщений, посылаемыми участниками консультации (членами семьи) и переведении этих сообщений на язык жестов, который должен быть соотнесён с сенситивностью и толерантностью участников;

2) техники, предлагаемые недирективной психотерапией;

3) средства, применяемые для обеспечения групповой динамики.

На этапе реконструирования семейных отношений целесообразно прибегать к групповой форме и следующим инструментам психокоррекции:

1) групповое обсуждение актуальных семейных проблем, имеющих место в отдельно взятой семье (обсуждение тогда возможно в условиях привлечения членов только этой семьи), в группах клиентов, которые работают параллельно и включают в свой состав конфликтующих представителей семей (в одну группу включён один член семьи, в другую - другой) со сходными проблемами, или же подобные проблемы наблюдаются в семьях их родственников;

2) ролевый поведенческий тренинг в условиях группы;

3) обучающий тренинг по формированию навыков конструктивного ведения спора.

Поддерживающий или фиксирующий этап предполагает осуществление психологом сопровождения и оказания поддержки по внедрению семейной системы новых принципов и способов функционирования. Его задачи сводятся к следующим:

1) закрепление навыков эмпатического слушания;

2) увеличение и упрочение диапазона ролевого поведения;

3) выявление посредством рефлексии членов семьи динамики внутрисемейных отношений;

4) консультирование по вопросам и моментам, вызывающим трудности;

5) коррекция приобретенных навыков общения применительно к реальной жизни.

В целом семейное консультирование не отличается от традиционного консультирования отдельного индивида или группы по применяемым техникам. В нём также широко используются известные в психологической практике приёмы:

а) эффективное использование молчания;

б) техники активного слушания;

в) прием обучения с помощью вопросов;

г) повторение (резюмирование);

д) суммарное повторение (обобщение);

е) уточнение, прояснение и отражение эмоций;

ж) конфронтация;

з) проигрывание ролей;

и) создание "живых скульптур";

к) анализ видеомагнитофонных и аудио-записей.

Какие бы формы и средства не применялись при оказании помощи семье, отправным пунктом для работы психолога является принцип системности в формировании семейных отношений. Его суть заключается в том, что отдельные личности и межличностные отношения взаимодетерминированы. Их взаимная обусловленность связана с тем, что на личность и отношения, с одной стороны, влияют: стиль общения, характер взаимодействия, тип воспитания, с другой стороны, - личные особенности членов семьи, что приводит к образованию замкнутого гомеостатического цикла. При этом семейное консультирование или терапии выступают как средства разрушения такого цикла, обусловливающего патологическое функционирование семьи и создания конструктивных альтернатив семейного функционирования.

Консультирование семьи отличается особенностями, которые касаются состава обеих сторон, представляющих участников консультационного процесса. Семейное консультирование может осуществляться одним или двумя психологами, а семья в консультационном процессе может быть представлена одним членом, двумя (родитель и ребёнок) или своим полным составом. К привлечению двух психологов обычно прибегают в случаях, когда решение семейных проблем не может быть осуществлено силами одного специалиста, и оно требует первоначальной работы с каждым членом семьи в отдельности. Когда проблема касается исключительно взаимоотношений между супругами, оказывается вполне достаточным участия одного консультанта. Численность членов семьи, представляемой на консультации, предопределяется готовностью и желанием её членов решать проблему. Чаще всего психолог выступает инициатором того, чтобы в консультации приняли участие все члены семьи. Их присутствие и взаимодействие позволяют психологу-консультанту получить более полную картину, отражающую характер отношений, сложившихся между ними, предоставляют возможность оценки степени искажения информации каждым из партнеров. Миттелман (1956) выделяет среди преимуществ работы на консультации с семейной парой такие:

- получение консультантом всей информации, помогающей понять проблемы обоих партнёров;

- возможность отследить тенденции одного или обоих партнёров к искажению или игнорированию сведений, действий, поступков другого партнёра;

- возможность регулировать поведение одного из партнёров во время стресса в целях упреждения усугубления ситуации конфликта между супругами.

Этот же специалист указывает, что работа одного специалиста с семейной парой чревата своими условиями, создающими предпосылку к появлению специфического переноса, который может выражаться в форме беспокойства одного из консультируемых по поводу согласия/несогласия с ним психолога в отношении оценки им другого супруга. Т.е. один из консультируемых может опасаться, что психолог-консультант встал на сторону другого члена семьи, или фантазировать на предмет возможности изменения психологом партнера по браку, что освободит его необходимости производить изменения в собственном поведении. Кроме того, в таком консультировании достаточно велика опасность того, что всё сказанное психологом трактуется одним или обоими консультируемыми превратно, что ведёт к усугублению конфликта между ними. В подобных обстоятельствах одну консультативную встречу лучше обеспечивать двумя консультантами. Ограничение на консультирование семейной пары одним специалистом налагают ещё два обстоятельства:

1. Когда один из партнёров параноидально обвиняет всех в своих проблемах, велика вероятность, что этот же принцип он применит и в отношении психолога, обвинив его в распаде своего брака.

2. В случае, если один из супругов возражает против работы с определённым терапевтом. При такой установке одного из консультируемых возможен его отказ на любом этапе работы или усиление сопротивления психологическому воздействию.

Психолог Мэйс (1956) указывает, что затрудненность работы одного психолога с супружеской парой опосредована тем, что "отношения двух супругов, которых он консультирует, инициированы конфликтом. В обстановке взаимной враждебности и обвинений, консультант должен оставаться непредвзятым и стараться сохранять доверие к себе и у мужа, и у жены". Подобные особенности консультирования семьи предъявляют особые требования к профессионализму и личности и психическим процессам специалиста:

во-первых, он должен обладать надёжной памятью, чтобы не перепутать от кого из партнёров он получил ту или иную информацию;

во-вторых, иметь способность выносить атаки и соперничество обоих партнёров;

в-третьих, сохранять непредвзятость в отношении к обоим партнерам;

в-четвёртых, проявлять одинаковую по степени заинтересованность к обоим консультируемым;

в-пятых, уметь занимать чёткую позицию в критических ситуациях.

При обращении семейной пары к двум разным психологам к специалистам уже не предъявляются настолько жёсткие требования. У консультанта нет надобности так контролировать себя в отношении точного запоминания источника информации и оперировании сведениями, опасаясь нарушения доверия к нему со стороны клиента. Не отмечаются проблемы, связанные со специфическим переносом. Психологу значительно легче работать с информацией, касающейся семейного конфликта, которая поступает лишь от одного лица и представляет только его точку зрения. При консультировании же семейной пары возникает необходимость постоянного учёта сведений и мнений, представленных обоими супругами, на одно и то же событие одномоментно. Однако для обеспечения скорейшего достижения психотерапевтического эффекта в решении семейной проблемы, специалистам, "ведущим" одну семью, целесообразно постоянно взаимодействовать друг с другом в целях сравнения информации, предъявляемой каждым из супругов, и создания целостного представления о тех или иных событиях, происходящих в консультируемой семье в настоящий момент, или имевших место ранее. Подобный подход в работе называется стереоскопическим методом. Он уже доказал свою состоятельность в психологической практике благодаря очевидным достоинствам:

- психологу представляется возможность распознать искажение реальности одним или обоими партнёрами;

- специалист своевременно выявляет защиты и стремления "Я";

- легче обнаруживаются ошибки, допущенные одним из консультантов;

- экономится время, затрачиваемое на преодоление семейной проблемы;

- проще решается проблема котрпереноса у обоих специалистов.

Его единственное неудобство заключается в том, что у специалистов встаёт необходимость постоянных встреч друг с другом. Кроме того, применение метода требует высокой квалификации специалистов из-за своей сложности.

На поздних этапах консультирования семьи возможно привлечение к помощи индивидуальных терапевтов, проведение "совместных сессий" или осуществление смешанного консультирования. Сочетание разных форм организации консультативной работы с семьёй способствует скорейшему достижению совпадения взглядов её членов на семейные отношения.

При подключении в качестве вспомогательного средства к индивидуальному консультированию или терапии групповых форм работы используются два основных типа организации работы в группе. Первый основан на том, что мужья и жёны находятся в разных группах и им не разрешается в семейном пространстве обсуждать происходящее в этих группах. Психолог Айцен предложил собственную методику семейного консультирования, рассчитанную на период времени в 12 недель. Специфика её заключается в том, что работа разделена на три равнозначных этапа. В течение первых четырёх недель совместно работают супруги одного пола, следующие 4 недели проводится консультирование в разнополых группах, не предполагающих включение в них партнёров одной супружеской пары, на последнем этапе в составе одной группы взаимодействуют мужья и жёны. Винсент (1957) считает, групповое сопровождение полезно тем, что позволяет достичь ряд дополнительных целей:

- помогает клиентам избавиться от чувства одиночества и отчуждённости (что особенно актуально в ситуации развода);

- облегчить достижение катарсиса;

- получить поддержку свободно выражать высказывания;

- преодолеть чувство неадекватности;

- развить навыки общения, которые впоследствии можно свободно применять в семье;

- осознать истоки появления сексуальной дисфункции и понять причины, препятствующие полному социальному отклику;

- разрушить предыдущие нереалистичные сексуальные ожидания;

- определить новые направления и средства повышения самооценки.

Таким образом, семейное консультирование является отраслью, чья востребованность, как показывает практика, растёт с каждым годом. Насчитывая более 75 лет своего существования, оно оформилось как самостоятельный вид консультативной работы, предъявляющий более серьёзные требования к участникам консультационного процесса. Далеко не все консультирующие психологи готовы взяться за оказание помощи в решении семейных проблем, ибо она необычайно трудна и опасно. Для облегчения и обеспечения оперативности при преодолении семейных проблем, которые принимают самый разный облик на родине основания семейного консультирования широкое распространение получил межотраслевой подход. Он предполагает привлечение самых специалистов из разных областей для решения проблем семейного типа. На сегодняшний день хорошо зарекомендовало себя междисциплинарное сотрудничество психологов с адвокатами, гинекологами, священнослужителями, психиатрами, работниками правоохранения. Многообразие семейных проблем обосновывает существования подобного профессионального взаимодействия: психологам-консультантам приходится оказывать помощь в выборе брачного партнёра, в решении проблем, предшествующих вступлению в брак, формировать зрелый взгляд на любовь и сексуальные отношения, помогать индивиду выживать в условиях брака и бороться за его сохранение, обучать построению "здоровых" семейных отношений, правильно воспитывать детей и преодолевать с честью и достоинством, без потерь все семейные кризисы.

 

Задания для самостоятельного изучения

1. Изучение истории возникновения института семейного консультирования.

2. Дифференциация признаков семейного консультирования и семейной психотерапии: различие по зонам решаемых проблем.

3. Выявление принципов и техник, используемых при работе с семьей.

Тема реферата: Психологические парадигмы: взгляды на семью и их реализация при оказании ей помощи.

Литература:

1. Гулина М.А. Терапевтическая и консультативная психология. - СПб.: Изд-во "Речь", 2001. - С. 269-278.

2. Малкина-Пых И.Г. Семейная терапия. - М.: Изд-во Эксмо, 2005. - 992 с., ил.

3. Райгородский Д.Я. Психология и психоанализ сексуальности. Учеб. пособие для факульт. психологии, педагогики и социальной работы. - Самара: Изд. Дом БАХРАХ-М, 2002. - 688 с.

4. Райгородский Д.Я. Психотерапия семейных отношений. Учеб. пособие по психологическому консультированию. Для факультетов: психологических, медицинских и социальной работы. - Самара: Изд. Дом БАХРАХ-М, 2004. - 704 с.

5. Шостром Э., Браммер Л. Терапевтическая психология. Основы психологического консультирования и психотерапии/ Пер с англ. В. Абабкова, В. Гаврилова. - СПб.: Сова, М.: Изд-во Эксмо, 2002. - С. 451-480. (Серия "Психологическая коллекция").

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 224; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.