Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные научные положения по теме




Тема 6.3. Диагностика в системе семейного консультирования.

Цели лекции: формирование знаний и представлений об объектах диагностики, проводимой в рамках семейного консультирования, принципах и средствах её выполнения

План лекции:

1. Задачи диагностики семейной системы.

2. Принципы построения диагностической процедуры.

3. Фокус диагностики на зоне семейного конфликта.

4. Параметры семейной системы, учитываемые диагностикой.

5. Заключение психолога по итогам диагностики.

 

Диагностика семейных отношений - один из сложнейших этапов в деятельности семейного консультанта. Трудность его выполнения отчасти определяется необходимостью сочетания в нём двух основных подходов:

- проведения сквозной диагностики, осуществляемой на всех этапах консультационной деятельности;

- использования стереоскопического метода, предполагающего сопоставления информации, получаемой от всех источников, с мнением тех, кто её предъявляет, и впечатлениями самого психолога.

Поскольку конечной целью исследования семьи является постановка семейного диагноза, т.е. определение тех нарушений, которые отмечаются в структуре семьи, отношениях, сложившихся между её членами, резервов и потенций семейного коллектива, что позволяет правильно выбрать методы, формы и средства коррекционного воздействия, определение задач семейной диагностики оказывается нетрудным делом. В соответствии с параметрами, отражаемыми в семейном диагнозе, их разбивают на три группы:

1. Выявление основных параметров семьи, которые необходимо учитывать при её психологическом анализе.

2. Выбор методов для получения необходимых сведений о семье и для оказания на неё психологического воздействия.

3. Определение показаний к семейной диагностике и психокоррекции, т.е. решение вопроса о случаях работы с отдельным индивидом, требующих обращения к анализу его семьи.

Э.Г. Эйдемиллер и другие (2003) выделяют следующие принципы диагностики, проводимой с семьёй, в рамках оказания ей психологической помощи:

1. Единство диагностики и психологической коррекции. Он предполагает, что на каждом этапе коррекционной работы целесообразно прибегать к диагностике, цель которой, - проверка действенности избранной стратегии и технических средств. Помимо этого исследовательская деятельность позволяет решить ряд вспомогательных задач:

- стимулировать мотивацию клиента к самопознанию и самосовершенствованию;

- выявить недостатки в развитии тех или иных качеств, способностей, необходимых для гармонизации отношений в семье и их стабилизации;

- выбрать форму психологической поддержки, адекватную и действенную для данного момента;

- отследить изменения, происходящие в отношениях между членами семьи на разных этапах психологической работы.

2. Отказ от наращивания арсенала диагностических методик в период, когда основное внимание сосредоточено на разработке и применении программ психологической помощи.

3. Максимальная приближенность диагностики к естественным жизненным условиям.

4. Направленность диагностики на выявление ресурсов развития и самопомощи у отдельно взятого члена семьи и всего семейного коллектива в целом.

5. Исследование семьи в её развитии. Знание истории жизни семьи, семейных мифов, ценностей, правил, устойчивых представлений и отношений, распространяющихся как на семью, так и взаимодействия за её пределами, окажет психологу существенную помощь. Ему легче будет проводить коррекцию отношений внутри семьи и выбирать способы содействия её социализации в окружающем мире, в обществе.

Наиболее часто психологами -консультантами для получения сведений о семье применяется оценочное интервью. Оно позволяет узнать о семейной структуре, взаимодействиях, исторических корнях семьи, задачах жизненного цикла, с решением которых семья плохо справляется текущий момент. В результате анализа итогов интервью психолог может сформировать несколько циркулярных гипотез, на основе которых позже создаётся план коррекции и производится отбор средств по оказанию помощи, определяются условия обеспечения действенности проработки семейных проблем. Для семьи, обратившейся за помощью интервью также обладает особой ценностью. В частности, оно закладывает основы для оформления рабочего контракта, который выступает одним из главных условий продуктивности взаимодействия с психологом; усиливает мотивацию обратившихся за помощью и вовлекает их в процесс психоконсультационной работы; способствует вселению надежды на успех у всех участников консультирования; активизирует семью к выполнению заданий, предлагаемых психологом к исполнению ими между встречами в целях повышения терапевтического эффекта.

Семейный терапевт Черников (1997) определяет трёхстадийную структуру диагностического интервью:

1. Социальная стадия - направлена на установление контакта с семьёй и организацию ей знакомства с ситуацией оказания психоконсультационной помощи.

2. Проблемная стадия - предусматривает выявление проблемы, с которой семья не в состоянии справиться, и установление проблемности самой семьи. В случае представленности на консультации семьи в полном составе, диагностическая работа осуществляется в следующей последовательности:

а) каждый член семьи высказывает свою точку зрения на проблему;

б) групповая дискуссия по определению причин, возможных путей и средств решения проблемы;

в) выяснение подробностей, касающихся проблемы.

3. Стадия определения целей консультирования и заключения контракта на работу.

Наибольших усилий со стороны психолога и членов семейного коллектива, естественно, требует вторая стадия диагностики. В ходе её проведения прежде всего основное внимание уделяется зонам конфликтов, которые обычно совпадают с проблемой по содержанию или являются источниками и условиями её появления. Знание психологом-консультантов проблемных зон способно значительно облегчить его работу с семьёй, тем более, что разногласия супругов, возникающие по поводу решения того или иного вопроса выступают симптомом плохих взаимоотношений между ними, или являются проекцией личного конфликта одного из партнёров. Среди проблемных зон по своей частоте выделяются несколько основных: финансы, социальная жизнь, отношения, складывающиеся между поколениями в условиях одной семьи, жизненные и религиозные ценности, взаимодействия с родственниками, наличие в семье коалиций, внебрачные отношения, загруженность работой, выбор неадекватных способов и направлений самоактуализации, разница культурного уровня. Каждая из этих зон требует выявления особенностей, свойственных её специфике.

При наличии противоречий между супругами, сформировавшимися в отношении решения вопроса в отношении материального благополучия семьи, консультанту в ходе интервью следует выявить следующие характеристики:

- являются ли разногласия по поводу финансов ширмой, скрывающей более серьёзные расхождения;

- каково отношение обоих супругов к финансам и какова их удовлетворённость финансовым состоянием семьи;

- один или оба партнёра проявляют незрелость в разрешении финансовых вопросов.

При обнаружении столкновений супругов относительно особенностей ведения социальной жизни психологу нужно сфокусировать внимание на двух основных аспектах:

1) удовлетворённость социальных потребностей в семье и используемые для этого средства;

2) реализация социальных потребностей партнёрами по браку вне семьи.

При проведении диагностики консультанту необходимо учесть, что у супругов:

- могут различаться потребности в социальных контактах по степени выраженности и содержанию;

- могут быть разные взгляды на способы и формы реализации социальных потребностей в семье и за её пределами;

- могут быть разные социальные темпераменты;

- может отмечаться различная степень готовности считаться со своим семейным положением при удовлетворении социальных потребностей.

Производя диагностику при выявлении в виде конфликтной зоны отношения между детьми и родителями, специалисту необходимо исходить из того, что партнёры могут разниться:

- опытом воспитания, что предопределяет разницу их в отношении выполнения родительской функции;

- способностью сформировать близкие отношения с ребёнком;

- наличием особых взглядов на вопросы дисциплины;

- тенденцией к чрезмерной идентификации с ребёнком и стремлением образовывать с ним коалицию, противопоставляющуюся позиции, занимаемой другим родителем;

- ревностью, испытываемой к ребёнку из-за его близких отношений, сложившихся с другим родителем.

Определяя меру конфликтности в отношении религиозных и жизненных ценностей, психологу нужно выяснить:

- причины заключения брака данными партнёрами;

- возможность сокрытия за проявлениями глубокой веры личностных конфликтов, неспособности переживать реальность и действовать в ней, одним или обоими супругами;

- систему религиозных и жизненных ценностей супругов, усвоенных ими с детства, и их соотношение с теми, что выступили как провокаторы конфликта между супругами;

- наличие попыток разрешения ценностных разногласий между супругами и мера их успешности.

Родственники супруга - достаточно серьёзная область, зачастую определяющая характер отношений между супругами, и способная спровоцировать прекращение их совместной жизни. При диагностике этой области востребовано установление:

- степень вмешательства родительской семьи одного или обоих супругов в семейную жизнь обследуемой пары;

- характер взаимоотношений с родителями брачного партнёра клиента и их отношение клиенту;

- наличие у одного из партнёров проблем в отношениях с собственной родительской семьёй;

- зрелость супругов и наличие у них способности отстаивать собственную независимость.

Семейный треугольник как конфликтная зона. Образование треугольника внутри семьи, когда один из супругов образует более близкие отношения с каким-то ещё членом семейного коллектива, способно существенно осложнить жизнь её членов. Поэтому при организации диагностики психологу следует учесть, что к образованию семейного треугольника, как правило, приводят причины:

- изначальное отсутствие близких отношений между супругами;

- собственническая позиция одного из супругов;

- враждебность одного из супругов, которую он пытается скрыть привязанностью к другому супругу.

Конфликт, возникший в результате внебрачных отношений у одного из супругов. К оформлению внебрачных связей у одного из брачных партнёров обычно приводит невыполнение семьёй её основных функций (социальной близости и сексуальной). При консультировании семьи по поводу внебрачных отношений особое внимание уделяется вопросам:

- определение потребностей, которые партнёр пытается удовлетворить за пределами семьи;

- выяснение степени заинтересованности партнёров в сохранении брака;

- выявление эмоций и чувств, которые проявляют друг к другу супруги, отношений, выражаемых ими к партнёру по браку;

- установление сходства и различия лица, вовлечённого в любовный треугольник из вне, с супругом, который пострадал от измены.

Загруженность работой. Работа является одним из каналов самореализации индивида и условием, сильно влияющим на его самооценку, самоуважение и другие характеристики, имеющие огромное значение для развития семейных отношений. В целях установления роли работы для индивидуального самочувствия и семейного благополучия, консультирующему психологу следует прояснить:

- причины выбора супругом работы и должности, определив её объём и соотношение времени, посвящаемого семье и работе, получаемых в результате её выполнения доходов и их доли в общем семейном бюджете (часты случае, когда работа используется как способ ухода от семьи, её дел и отношений);

- соответствие работы экономическим задачам семьи;

- чувства, испытываемые супругами, по отношению к доходности, престижности работы партнёра.

Неадекватная самоактуализация. Самовыражение - одна из ведущих потребностей индивида. Каждый человек выбирает свои (доступные ему) способы её удовлетворения. Порою этим способом выступает брак, а иногда человеком может ощущаться, что семья - помеха его самоактуализации. Психологу, работающему с клиентом, испытывающим сомнения по поводу выбора семьи как одного из средства самореализации, или расценивающим её как препятствие для самораскрытия, прежде всего нужно определить

- наличные потребности клиента;

- выбранные им направления и средства для их реализации;

- чувства, вызываемые в ответ на попытку реализации потребностей избранными путями и средствами.

Возможно, что клиент не видит других направлений для проявления творчества и выражения своих личностных качеств. В таком случае задача консультанта - оказать ему помощь в поиске новых форм самораскрытия.

Разный культурный уровень - серьёзный повод для появления конфликтов в семье. В связи с обнаруженной разницей в культурно-образовательном уровне у партнёров по браку, психологу целесообразно установить:

- место и роль бунта одного из супругов против родительской семьи (что он хотел доказать или за что наказать собственных родителей, вступая в брак с человеком, который явно не соответствует культурной нише, занимаемой семьёй его родителей);

- чувства, испытываемые партнёром, превосходящим супруга по культурному уровню;

- особенности, обеспечивающие общность супругов с разным культурным уровнем (Что их объединило? Что скрывается за неудовлетворённостью культурным уровнем партнёра по браку?).

Основной показатель, используемый специалистами при дифференциации семей, который отражает все параметры семейной системы, хотя и выделяя среди них в качестве центрального - способность членов семьи справляться со своими основными функциями, - психологическое здоровье семьи. Он демонстрирует возможности членов семьи регулировать своё поведение, сообразно с жизненной ситуацией. По критерию благополучия психологи различают два основных вида семей: благополучные и неблагополучные.

Благополучные семьи также могут иметь проблемы, но они отличаются способностью решать их самостоятельно. Их проблемы вызываются:

- внутренними противоречиями, возникающими внутри семьи, что может быть свойственно любому семейному коллективу;

- конфликтами, которые являются реакцией на изменения, происходящие в социуме. Такие конфликты обычно связаны со стремлением членов семьи защитить друг друга и помочь тем, кто в семье хуже справляется с решением задачи - необходимостью подбирать адекватные формы приспособления к новым условиям существования. По отношению к членам семьи, испытывающим затруднения в адаптации, семейный коллектив может применять не совсем адекватные типы поведения: снисходительность, потворствующая гиперпротекция, чрезмерная опека, что и провоцирует появление конфликтности в отношениях между теми и другими. Кроме того, причиной возникновения конфликтного очага может служить не соответствие представлений членов семейного коллектива тем требованиям, которые предъявляются по отношению к нему социумом.

Неблагополучные семьи отличаются тем, что в них нарушено выполнение основных семейных функций, имеющих существенное значение для всего коллектива семьи или отдельных её членов, что сказывается на их способности вести полноценную жизнь в социуме. Как правило, - это те семьи, в которых неудовлетворяются потребности одного члена или всех членов, а также те, где неудачно формируются детско-родительские отношения. Среди многочисленной группы неблагополучных семей специалисты различают три основных вида, отражающих характер их неблагополучия:

1. Конфликтные. В них складываются отношения, отличающиеся противоречивостью на разных или одном уровне (понятие "уровень" отражает разные характеристики - поколение, смысловую и ценностную наполненность, деятельность и поведение, прочие качества). Подобные браки могут сохраняться длительный период, за счёт уступок, делаемых членами семьи в отношении друг друга.

2. Кризисные. В них отмечается противостояние интересов и потребностей, которое захватывает все сферы, провоцируя занятие членами семьи оппозиции по отношению друг к другу. Кризисность отношений в семье подводит её к распаду или к пределу, за которым расторжение брака становится реальной опасностью.

3. Проблемные. Характеризуются наличием трудностей, способных привести к разрушению семьи: длительная и тяжёлая болезнь одного из супругов, осуждение партнёра или другого члена семьи за уголовное преступление, отсутствие собственного жилья и финансовых ресурсов, требуемых для удовлетворения первичных потребностей членов семьи и другие.

Естественно, что прогноз относительно дальнейшей жизнедеятельности неблагополучной семьи, может быть неблагоприятным в отношении всех её выделенных видов. Однако, наибольшую тревогу всё же вызывают именно кризисные семьи, в которых острота конфликта достигает пика. Именно они требуют пристального внимания, оперативности действий специалиста по оказанию им помощи, которая, вероятнее, нельзя ограничить консультативной. Таким семейным коллективам требуется психотерапевтическое вмешательство. Проблемные семьи нуждаются прежде всего в социальной и психологической поддержке, которую изначально лучше направить на членов, испытывающих дискомфорт особенно сильно. В отношении конфликтных семей наиболее действенным видом помощи может стать консультирование, проводимое индивидуально и в коллективной форме, направленное на воспитание поведения, упреждающего появление конфликтов, и предусматривающее их конструктивное разрешение.

Все виды и формы оказания помощи семье так или иначе направлены на восстановление способности у её членов исполнять те функции, которые им предписаны их положением в семье, и преследуют цель - восстановление жизнеспособности семейного коллектива, его полноценного функционирования как слаженной системы. Функция - это тот инструмент, который обеспечивает её жизнедеятельность и удовлетворение основных потребностей её членов. Выполнение семьёй функций значимо не только для её членов, но и лиц, имеющих с семьёй родственные связи, для общества в целом (Семья есть ячейка общества).

Поскольку функции семьи связаны с развитием её структурной организации, ибо семейный уклад сильно влияет на отношения, формируемые внутри семьи, а также, складывающиеся у членов семейного коллектива с социумом, очевидна значимость обращения внимания психолога на функции в первую очередь. В функциональном поле семьи различают:

1) актуальные функциональные обязанности, которые делегируются членам семьи со стороны её социального окружения;

2) поведенческие феномены и процессы, проявляющиеся в семье.

Для того, чтобы правильно выстроить работу семьёй, необходима осведомлённость о том, где в какой области её функционирования отмечаются нарушения, наличие чёткого представления о том, какие из задач она оказывается неспособной выполнять из ряда тех, что ей предписываются. Мацковский (1989) и Гребенников (1991) выделяют в семье следующие функции:

* репродуктивная;

* воспитательная;
* экономическая;

* коммуникативная;

* хозяйственно-бытовая;

* эмоциональная.

Некоторые специалисты считают необходимым выделение среди функций, тех которые имеют непреходящее значение и сохраняют свою востребованность при любых жизненных обстоятельствах. Эти функции получили название специфических. К ним относятся все обязанности, налагаемые на членов семьи при свершении факта деторождения, хотя и он сам причисляется к разряду семейных функций. Реализовав репродуктивную функцию, члены семьи должны обеспечить и выполнение двух других, вытекающих из этой, - содержание детей (хозяйственно-бытовая) и воспитание детей (создание условий к полноценному прохождению процесса социализации). Неспецифические функции остаются неизменными по своему содержанию, независимо от характера общественного уклада и своеобразия взаимодействия общества с семьёй, меняться лишь формы их реализации, их отдельные свойства. Неспецифические функции являются зеркалом, отражающим характер связи, свойственной взаимоотношениям семьи и общества в определённый исторический момент. Они чётко реагируют на систему ценностей, сложившуюся в обществе на интересующем исследователя историческом этапе. То, что значимо для членов в один промежуток времени, может не представлять никакой ценности для них в другой. В соответствии с общими установками и ценностями, действующими в обществе, формируются семейные функции, направленные на достижение соответствия между общественными установками и багажом, накапливаемым членами семьи. Неспецифические функции связаны с накоплением материальных благ, статуса и передачей их по наследству, с организацией производства и потребления, с заботой о здоровье членов семьи, с созданием микроклимата, содействующего снятию эмоционального напряжения и другими аспектами жизни.

В соответствии со способностью семьи выполнять предписываемые ей функции различают:

Нормально функционирующие семьи (гармоничные) - семьи, которые ответственно и дифференцированно выполняют свои функции, что позволяет удовлетворять потребности каждому их члену в отдельности и семьям в целом и содействует развитию и семейных коллективов и личностей их членов (Эйдемиллер, 2003).

Дисфункциональные семьи - семьи, где нарушение реализации функций блокирует достижение целей членов семьи и препятствует их личностному росту, что в общем негативно сказывается на состоянии социума.

Попытка выяснить причины семейной дисфункции позволила в исследовательском порядке установить, что при создании семей, не справляющихся с выполнением своих основных функций, будущие супруги руководствуются следующими мотивами:

- бегство от родителей;

- должествование (вступление в брак опосредуется чувством долга - беременность партнёрши, или чувством вины, которое является основным фоном интимных отношений);

- одиночество;

- следование традиции (брачный партнёр выбирается родителями по финансовым, культурным и другим соображениям);

- любовь, вернее, чувство влюблённости, сопровождающееся романтизмом взаимоотношений, которые при исчезновении, заставляет влюблённых искать е средства возвращения тех отношений, которые были свойственны периоду "флёра", зачастую именно брак выступает таким инструментом;

- престиж, поиск материального благополучия;

- месть.

Помимо знания функций, выполняемых семьёй, психологу необходимо иметь представление о механизмах их реализации, поскольку значительная часть семейных проблем лежит именно в области распределения ролей по исполнению функций среди членов. Понять законы, действующие в семье по реализации функций, позволяет анализ структуры семьи, т.е. знание того, кто является в ней руководителем, кто выступает как исполнитель.

К основным характеристикам, позволяющим лучше разобраться в семейной структуре относятся:

1. "Связь" - параметр, описывающий психологическое расстояние между членами семейного коллектива. В соответствии с критерием "связанности" различают два типа семейных отношений:

-симбиоз - отражает наличие близости между членами семьи;

- разобщённость - показывает на удалённость между членами семьи, она опасна тем, что способна привести к семейной дисфункциональности.

2. "Иерархия" - показатель, отражающий уровни, имеющиеся в семье, их состав и принципы, опосредующие взаимодействия членов, представляющих разные уровни. То есть иерархия показывает, как распределены доминирование, власть принимать решения, как осуществляется влияние одного члена семьи другого. Некоторые наблюдения и экспериментальные данные указывают на то, что в семьях со значительным проявлением доминантности одного из супругов, стабильность брачного союза нарушается. В современном обществе сложилась традиция, согласно которой доминантная позиция принадлежит в семье мужчине. Учёные связывают эту особенность с половым диморфизмом. В соответствии с аттестацией распределения власти между супругами, А. Антонов и др. выделяют:

а) патриархальные семьи, где в качестве главы семейного государства выступает отец;

б) матриархальные, где наивысшим авторитетом и властью обладает мать;

в) эгалитарные семьи, отличающиеся отсутствием чётко выраженных границ в семье, где власть распределяется согласно ситуативному принципу.

Лучшим исследовательским средством, позволяющим наглядно представить семейную иерархию, являются проективные методики. Целесообразность их использования обусловлена тем, что они в большей мере связаны с активизацией бессознательного и не требуют при исполнении задания контролирования себя. Кроме того, сознание члена семьи, выступающего в качестве испытуемого не всегда готово мириться с той ролью и позицией, которую он занимает в семье. Для изучения "связанности" членов семьи могут также применяться проективные методики, содержащие задачи, которые требуют вербального и невербального ответа.

Такой параметр структуры, как состав семьи, также обусловливает характер и успешность её функционирования. Семьи по составу делят на:

1) "нуклеарную семью", которая представлена мужем, женой и их детьми;

2) "пополненную семью", т.е. классическую, дополняемую родителями супругов, или тётями и дядями, живущими вместе;

3) "смешанную семью", включающую неродных детей или родителей;

4) "семью родителя-одиночки" (Леви, 1993).

А. Антонов и Медков помимо указанных выделяют ещё и:

а) "расширенную семью", в которой одновременно проживают несколько нуклеарных семей;

б) "составную или сложную нуклеарную семью", основанную на полигамном браке;

в) "повторную семью", созданную в результате повторного брака.

В отношении структуры семьи все, за исключением нуклеарной, способны вызывать нарушения в жизнедеятельности, которые обусловлены в большей мере именно её составом.

А.Е. Личко, изучая акцентуации подростков, установил их связь с семейной структурой. В результате им было выделено три типа состава семьи, влияющих на поведение ребёнка подросткового возраста:

- полная семья, представленная обоими родителями;

- неполная семья, отличающаяся отсутствием одного родителя;

- искажённая или деформированная семья, т.е. та, в которой один из родителей замещён отчимом или мачехой.

Этот же автор для удобства в оценке способности членов семьи выполнять свои функциональные обязанности, предложил дифференциацию семей на:

- гармоничные;

- дисгармоничные.

Специалисты в области семейной психологической помощи - С. Минухин и др. в целях удобства в работе практического психолога значительно расширили классификацию и дополнили типами семей, которые можно выделить по критерию участия членов в выполнении семейных функций. Таким образом, они вычленили:

1."Па-де-де" - семью, образованную двумя лицами.

2. Семью, состоящую из нескольких поколений. Она тождественна расширенной, где представители нескольких поколений живут вместе и вынуждены придерживаться гибкой политики в достижении договорённости в отношении выполнения семейных функций. Такая семья нуждается в социальном контексте, который её дополняет, но вместе с тем не терпит непостоянства ни внутри семейной структуры, ни за её пределами.

3. Семью с делегированием обязанностей. Данный тип свойственен многодетным семьям, в которых делегирование родительских обязанностей старшим по возрасту детям - обычное явление. Функционирование таких семей не нарушается в случае, если родители-взрослые не стремятся возложить на старших детей, исполняющих функцию родителей больше обязанностей, чем тот объём и содержание, которое им под силу. Кроме того, проблемы могут появиться из-за несоответствия у детей-родителей ответственности, возлагаемой на них и власти, требуемой для полноценного выполнения ими своих родительских функций.

4.Семью - "аккордеон", в которой один из партнёров подолгу отсутствует. Остающийся взрослый вынужден принимать на себя не только свои обязанности, но и другого супруга. В семье в период отъезда одного из взрослых членов происходит перераспределение власти, обязанностей, что "подрывает" нормальность её фукционирования. В моменты возвращения отсутствующего семья вынуждена вновь перестраиваться в соответствии с наличной ситуацией. Отношения между супругами в таких семьях также нарушаются из-за обособленного формирования каждым партнёром в момент разлуки своих собственных интересов, жизненного уклада.

5. Бродячие семьи приобрели своё название благодаря двум характеристикам:

- частой смене места жительства (семьи военных);

- переменам, происходящим в их составе.

И в том и в другом случае такие семьи отличаются непостоянством и необходимостью их членов постоянно проходить процесс адаптации.

6. Опекунские семьи предполагают включение в семейную структуру нового ребёнка или нескольких детей. Если появление нового члена(ов) семьи вызывает сбои в её функционировании, то это является явным признаком того, что семейный организм несовершенен.

7. Семьи с приёмными родителями отличаются тем, что в их жизнедеятельности может появиться множество трудностей. Их причинами могут служить:

- неполнота включения в семью нового родителя по личным соображениям;

- помехи, создаваемые вхождению родителя в новую семью членами его бывшей семьи;

- ужесточение требований детей, предъявляемых родному родителю.

8. Семьи с привидениями. Их отличает неспособность перераспределить обязанности между членами в случае смерти одного из них, опасаясь нарушить память о нём или проявить неуважение по отношению к нему, сломать существовавшие традиции. Продолжение жизни в семье фантома лишает её возможности нормального функционирования.

9. Неуправляемые семьи. Симптомы неуправляемости чаще всего проявляются при условиях:

- нарушения иерархической организации семьи;

- проблем в исполнении функций управления в родительской подсистеме;

- отдалённости членов семьи по отношению друг к другу;

- комплексных отклонениях.

10. Психосоматические семьи. Для отношений в подобных семьях характерна чрезмерная заботливость. Их функционирование эффективно в ситуации болезни одного из членов. Особенности, отличающие эти семьи, имеют вид:

- чрезмерная сосредоточенность друг на друге;

- излишнее стремление оберегать друг друга;

- неспособность разрешать конфликты, что опосредует огромные энергозатраты на их избегание;

- жёсткость семейной структуры, которая при любых обстоятельствах стремится сохранить свою форму.

11. Семьи с нарушенной структурой. Эти семьи отличает неравномерность распределения обязанностей между супругами, которая неотвратимо влечёт нарушение отношений между супругами из-за чрезмерной перегруженности выполняемыми функциями одного партнёра.

При диагностике семейной структуры, распределения функций в семье обязательно должен быть учтён культурный аспект, т.е. те особенности, которые свойственны семьям региона в силу исторически сложившихся традиций, обусловленных местом их проживания, природными и климатическими, экономическими и другими условиями жизнедеятельности. Проанализировав причины дисфункций семей постсоветского пространства, Э.Г. Эйдемиллер выделил 6 основных, чаще всего предопределяющие сбои в функционировании семейных систем:

а) сохранение патриархальной семьи, т.е. проживание на одной территории представителей разных поколений одного рода;

б) не структурированность и размытость границ между подсистемами бабушки(дедушки) - родители - дети, что приводит к тому, что власть в семье переходит к бабушкам, изредка - дедушкам;

в) отсутствие во многих семьях на протяжении нескольких поколений мужчин, что опосредует появление психической задержки у детей, развитие у них эмоциональной неустойчивости, повышенной чувствительности к состоянию матери, трудности полоролевой идентификации у мальчиков, формирование неадекватных установок по отношению к семейной жизни;

г) зависимость представитилей нескольких поколений друг от друга (из-за неспособности самостоятельного выполнения ими определённых функций - родительской при воспитании новорожденного, по причине материальной несостоятельности и прочих обстоятельств);

д) забывчивость отдельных членов семей о своих собственных интересах, что предопределяет развитие со временем чувства дискомфорта, - подобная тенденция есть результат идеологии, свойственной системе государственного управления, основанной на принуждении и формировании чувства должествования, на приоритете коллективных интересов над личными;

е) разрушение прежней идеологии и отсутствие новой, которая бы позволила индивиду выстроить собственную систему морально-нравственных ценностей, обеспечивающих её социализацию, полноценное самочувствие за счёт совпадения её личных и общественных интересов, адекватно избрать пути самореализации.

Целесообразно при организации работы с семьёй обратить внимание на сбалансированность её структуры по критериям близости и иерархии. В этом смысле имеет значение учесть все возможные нарушения, отмечаемые специалистами в семейных структурах:

1. Структуры, содержащие аутсайдеров - лий с низким социометрическим статусом. В семье обычно такой человек тоже не пользуется популярностью.

2. Структуры, имеющие нездорового члена или "козла отпущения". Остальные члены семьи вступают по отношению к нему в оппозицию, чем и поддерживается стабильность семейного коллектива.

3. Семьи, чья структура основана на наличии межпоколенных коалиций. Создаваемые в семьях коалиции могут иметь вид:

1) один ребёнок и родитель образуют коалицию, противопоставляемую другому родителю;

2) бабушка и ребёнок объединяются против матери ребёнка, что случается чаще всего в неполных семьях, проживающих на бабушкиной территории;

3) родитель и любимый ребёнок, которому позволяется больше чем другим членам семьи;

4) супруг со своими родителями, у которых проживает семья против другого супруга.

Образование коалиций объясняется стремлением объединяющихся членов чувствовать себя более сильными, способными участвовать в семейных делах, принимая доминантную позицию, которая в одиночку им недоступна. Т.е. вступающие в коалицию искусственно поддерживают уверенность в себе, самоуважение и получают возможность контролировать действия третьей стороны, вступая с ней в союзничество.

4. Структуру семьи, основанной на формировании скрытой коалиции, Haley (1967) назвал "испорченной триадой", которая является лишь инструментом поддержания симптоматического поведения её членами. Наличие коалиции, образованной на каком- то секрете, как правило, не осознаётся другими членами семьи, т.е. она выступает инструментом игры только для её участников.

5. Семья с перевёрнутой иерархией обращает на себя внимание в связи с вопросами, касающимися воспитания детей в ней. В такой семье статус ребёнка значительно превосходит статус одного или обоих родителей. Расширенность состава семьи за счёт бабушек/дедушек, тётей/дядей определяет численность тех против кого объединяются. В нуклеарной семье возможно образование коалиции только против одного родителя, в патриархальной - против двух.

6. Несбалансированность иерархии в детской системе может выражаться двояко: либо отсутствием структурной иерархии в отношениях детей, либо чрезмерной доминантностью одного из них, с принятием на себя непосильных родительских обязательств.

Значительного внимания со стороны психологов должно заслуживать прохождение семьёй этапов её развития, в которых переход от одной стадии к другой отличается особой стрессогенностью и по праву считается кризисным моментом, ибо требует приспособления всех членов семьи к возникновению новых условий её жизнедеятельности. Е. Дюваль предложил анализировать развитие семьи, исходя их 8 стадий, которые ей приходится преодолевать:

1. Вовлечение будущих супругов в отношения.

2. Супружеская пара без детей.

3. Появление детей в семье.

4. Семья, в которой старший ребёнок идёт в детское дошкольное учреждение (первое соприкосновение семьи с социальными институтами, осуществляемое через детей).

5. Семья, имеющая ребенка младшего школьного возраста.

6. Семья с ребёнком-подростком.

7. Семья, которую покидают выросшие дети.

8. Семья, члены которой вступают в период старости.

Оказание квалифицированной психологической помощи семье возможно при учёте тех механизмов, посредством которых семья реализует свои функции. К ним относятся (Э.Г. Эйдемиллер и др, 2003):

1. Структура семейных ролей - предписывает членам семьи, что делать, когда и как, вступая во внутрисемейные взаимодействия. Патологичными семейными ролями считаются те, которые оказывают психотравмирующее воздействие на членов семьи. Чтобы роль обеспечивала реализацию семейных функций, она должна отвечать требованиям:

а) цельности - все ожидания, определяющие деятельность согласно роли, должны быть направлены на реализацию единой цели. Противоречивость ожиданий не позволяет полноценно исполнить роль;

б) роль должна обеспечивать удовлетворение потребностей её носителю;

в) роль должна соответствовать возможностям того, кто е. исполняет;

г) семейная система должна содействовать удовлетворению потребностей не только носителя роли, но и других членов семьи.

2. Структура семейных подсистем - предполагает учет подсистем, действующих внутри семьи: подсистемы сиблингов, половые группы (дед, отец, сын), функциональные подсистемы (родители, дети). Холон как семейная подсистема основан на принципе объединения лиц в микрогруппы по выполняемой ими роли, функции. В семейной системе дифференцируют холоны:

1) индивидуальный - выделяется по критерию влияния "Я" на семейные группы, отдельных членов семьи, т.е. он учитывает воздействие представлений о собственном "Я" на семейный контекст;

2) супружеский - связан с чувством принадлежности к семье, партнёру по браку, и предполагает приведение в соответствие индивидуальных наборов ценностей и ожиданий с новыми условиями существования - жизни в браке, выработку границ, оберегающих членов брачного союза, как неразделимого единства;

3) родительский - формируется для осуществления функций ухода за детьми и их воспитания;

4) сиблингов - включает детей и создаёт оптимальные условия для получения ими первого опыта взаимодействия в социальной среде, основанных на равенстве.

3. Внешние и внутренние границы. Внешние - отражают рубежи между семьёй и социальным окружением, способствуют формированию семейной идентичности. Внутренние - структурируют психологическое пространство семьи, что стимулирует её развитие, они представляют собой правила, определяющие функции между семейными подсистемами и правила их выполнения. Границы могут быть жёсткими, размытыми и проницаемыми. Границы позволяют анализировать семью с точки зрения структурных, функциональных и генетических особенностей, учитывая оценку ролей, норм, правил поведения, характера обратных связей, обмена информацией между ними и изменений в структурной композиции семьи. Показатель открытость границ семейной системы важен с точки зрения составления прогноза её дальнейшего развития и изучения её динамики с момента образования. Открытость семейной системы внешнему миру аттестовывается по критериям:

* гибкость семейных границ;

* механизмы и законы, средства "фильтрации" информации, поступающей в семью и исходящей из неё;

* распределение в семье ролей: источник информирования, переработчик сведений, передатчик;

* способы поддержания семьёй своей целостности.

4. Семейные правила. Они устанавливаются семьёй для регуляции поведения членов семьи. Существуют правила, устанавливаемые открыто. Обычно они имеют вербальное оформление. И отмечаются такие, которые уясняются из опыта повторяющихся ситуаций, в которых одни действия и поступки поощряются, другие влекут за собой применение определённых санкций. Оптимальный вариант, когда семейные правила корригируются в связи с учётом особых обстоятельств. Ригидность семейных правил рано или поздно приводит к нарушению функционирования семьи как системы (не выполняется её один из основополагающих принципов - саморегуляции).

5. Семейные мифы - неосознаваемое взаимное соглашение между членами семьи, назначение которого - скрыть от осознания отвергаемые образы (представления) о семье в целом и о каждом её члене. Функции мифа: задаёт норму чувствования, порождает правила и ритуалы, является системой вероисповедания семьи, её девизом. Потребность активизации мифа возникает у семьи в случаях угрозы нарушения семейных границ (при появлении нового члена, смене семьёй социального окружения, в моменты существенных социальных перемен). Наиболее ярко он проявляется в моменты дисфункции семьи и является мощным инструментом в поддержании патологического гомеостаза.

6. Семейная история (тема) характеристика, которая отражает:

а) историю становления семьи;

б) специфическую, несущую эмоциональную нагрузку проблему, вокруг которой формируется периодически повторяющий конфликт;

в) способ организации жизненных событий, что проявляется в стереотипах поведения, воспроизводимых из поколения в поколение.

С семейной историей тесно связано понятие "семейного сценария", предложенное М. Боуэном. Оно описывает семейные паттерны структурной организации и микродинамики семьи, повторяющиеся из поколения в поколение. История семьи может отражать любые события: смерть родственников, внезапная смерть, рождение внебрачного ребёнка и прочие, объединяемые термином "семейная травма". Системная травма - это разрушительное для семьи событие, к которому невозможно приспособиться. Она под влиянием семейной темы и механизма идентификации способна привести к тому, что кто-то из рождённых позже может начать неосознанно подражать семейному герою и приступить к "реанимации" чужой судьбы. Лучшим средством диагностики, позволяющим наглядно представить семейную историю и "семейный сценарий", выступает метод "Генограмма семьи".

7. Семейные стабилизаторы - средства, удерживающие членов семьи в её составе. В качестве семейных стабилизаторов могут выступать социальные объекты (дети, окружение, родственники), ценности, традиции и ритуалы, эмоциональные отношения. Знание инструментов, содействующих удержанию членов семьи, может быть использовано психологом при работе с семьёй, находящейся в остром кризисе, в целях решения задачи по сохранению её целостности.

При организации исследования по изучению нарушения семейного фукционирования нельзя оставить без внимания первоначальные источники, послужившие причиной возникновения семейной патологии, или те факторы, которые поспособствовали её внешнему проявлению. Среди феноменов, провоцирующих появление трудностей в семье авторитетные психологи (Бойко и др, 1999; Эйдемиллер, Юстицкис, 1999) выделяют: социальные процессы, оказывающие неблагоприятное влияние и действия горизонтальных и вертикальных семейных стрессоров, т.е. явлениями, связанными с развитием семьи и преодолением ей этапов эволюции, необходимостью одновременно решать разноплановые задачи, трудностями, отмечаемыми из-за неблагоприятного хода жизненного цикла. Учитывая, что семья прилагает усилия к тому, чтобы минимизировать влияние неблагоприятных обстоятельств на её жизнь, приспособиться к жизни в условиях их действия, она вырабатывает механизмы "совладающего поведения". Неспособность их сформировать указывает на кризис семейной системы. Кризисное положение семьи предопределяется факторами: стрессором, семейными ресурсами и субъективной интерпретацией стрессора в семье. Помочь семейному коллективу преодолеть стресс можно только опираясь на её ресурсы, играющие важное значение в приспособлении к неблагоприятным условиям: гибкость взаимоотношений между членами семьи, средняя степень чёткости в формулировке ролевых ожиданий, сплочённость, открытость в восприятии окружающего мира, без игнорирования какой-либо её части. Есть смысл уделить внимание и факту появления дополнительных стрессоров, порождённых в семье как производные первичных. Эйдемиллер и Юстицкис отмечают, что на стратегии совладания со стрессом значительное влияние оказывает латентное семейное нарушение, которое проявляет себя лишь в результате отрицательного воздействия на жизнь семьи разных условий, факторов, ситуаций. Оно лишает семью способности противостоять негативным обстоятельствам и опосредует возникновение психотравмирующих состояний: глобальной семейной неудовлетворённости, "семейной тревоги", чувства вины, непосильного нервно-психического и физического напряжения. Латентные семейные нарушения могут проявлять себя в сфере отношений. В этом случае отмечаются отклонения в:

- представлениях о семье и её членах;

- межличностных коммуникациях;

- механизмах интеграции;

- структурно-ролевом аспекте жизнедеятельности семьи.

В случае их обусловленности индивидуально-психологическими особенностями членов семьи, нарушения выражаются в виде:

- сексуальной дисгармонии у супругов;

- психологической несовместимости (противоречие темпераментов, акцентуаций характеров, эмоциональных отношений);

- несовместимости уровня духовности и культуры (различие в ценностных ориентациях, уровне образования, социальном происхождении, культурных нормах и традициях).

Диагностика семьи предполагает не только установление сущности и причин проблем, допустимых средств их преодоления, но и выявление целей, которые ставит перед собой семья на ближайший период, отдалённую перспективу. Помимо этого, важно и определение того, что желают изменить члены семейного коллектива первоочерёдно, а также индикаторов, которыми они воспользуются для обнаружения минимальных сдвигов в решении проблемы. Психологу важно знать каким семья представляет конечный результат их совместной деятельности. После выяснения всех выше указанных деталей заключается контракт на работу, связанную с оказанием психологической помощи семье. В нём обязательно оговариваются следующие условия взаимодействия:

- примерное количество необходимых встреч;

- частота психологических консультаций;

- цели совместной работы;

- количество лиц, представляющих семью на консультациях;

- примерное содержание форм и приёмов работы;

- определяются парадигмы, в рамках которых будет происходить психологическое воздействие.

Диагностическая фаза в системе оказания психологической помощи семье направлена на прояснение семейной структуры и достижение соглашения между психологом и семьёй о природе проблем и целях консультирования. Психологу необходимо так глубоко разобраться в проблеме, чтобы суметь правильно определить её характер и содержание, что поможет сделать доступным её решение.

Окончание диагностического этапа может иметь два варианта организации. Обоим свойственно ознакомление семьёй с заключением, сделанным по итогам обследования семейного коллектива. К нему предъявляются требования, соблюдение которых необходимо в целях снижения тревожности у членов, представляющих семью в консультации, и повышения их мотивации и настроенности на совместную работу. Эти требования предполагают:

- формирование заключения в виде позитивной коннотации;

- действия членов семьи должны быть положительно оценены, поскольку они направлены на выживание семьи или отдельных её членов;

- в "мягкой" форме определяется предположение о том, что для решения семейной проблемы использовались не лучшие средства;

- симптоматическое поведение подвергается переформулированию, где особое внимание уделяется выполняемым им функциям и высказыванию предостережений о возможных необратимых последствиях, к которым может привести резкое прекращение его использования.

Первый способ завершения исследовательского этапа работы с семьёй предусматривает выдачу парадоксального предписания её членам - не меняться

до следующей встречи. Второй вариант окончания диагностической работы, напротив, предполагает выдачу заданий для выполнения в домашних условиях. Все предписания, равно как и результаты диагностики, промежуточные достижения в работе с семьёй обязательно фиксируются, в соответствии со структурой, выбранной и предпочитаемой психологом, в целях обеспечения ему наглядного представления о наличном состоянии семьи и динамике происходящих в ней изменений, скорости её продвижения к намеченному результату.

 

Задания для самостоятельного изучения

1. Определение видового многообразия трудностей, встречающихся психологу при оказании помощи семье.

2. Установление допустимости применения проблемно-ориентированного подхода при консультировании семьи.

3. Изучение специфики проблем, встающих перед членами семейного коллектива, на каждой фазе его развития.

Тема реферата: Дифференциальные различия в потрете отечественной и западной семьи.

 

Литература:

1. Гулина М.А. Терапевтическая и консультативная психология. - СПб.: Изд-во "Речь", 2001. - С.269-278.

2. Малкина-Пых И.Г. Семейная терапия. - М.: Изд-во Эксмо, 2005. - С. 15-76, 178-194.

3. Малкина-Пых И.Г. Психосоматика: Справочник практического психолога. - М.: Изд-во Эксмо, 2004. - С. 578-584.

3. Райгородский Д.Я. Психология и психоанализ сексуальности. Учеб. пособие для факульт. психологии, педагогики и социальной работы. - Самара: Изд. Дом БАХРАХ-М, 2002. - 688 с.

4. Райгородский Д.Я. Психотерапия семейных отношений. Учеб. пособие по психологическому консультированию. Для факультетов: психологических, медицинских и социальной работы. - Самара: Изд. Дом БАХРАХ-М, 2004. - 704 с.

5. Шостром Э., Браммер Л. Терапевтическая психология. Основы психологического консультирования и психотерапии/ Пер с англ. В. Абабкова, В. Гаврилова. - СПб.: Сова, М.: Изд-во Эксмо, 2002. - С. 451-480. (Серия "Психологическая коллекция").

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 338; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.188 сек.