Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет и методы социальной психологии




 

 

1.Предмет соц. Психологии.

2.Основные методы социально-психологического исследования.

 

Социальная психология-это отрасль психологии, изучающая закономерность поведения и деятельности людей, обусловленная фактором их включения в социальные группы, а так же характеристики этих групп.

Мнения зарубежных ученых: «Соц. психология-это наука, изучающая как люди думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как относятся друг к другу» (Д. Майерс).

На предмет социальной психологии долгое время существовала дискуссия. Можно выделить два этапа этой дискуссии: 20-ые г.г. и коней 50-х – начало 60-х г.г. 20 в. Оба эти этапа имеют не только исторический интерес, но и помогают более глубоко понять место соц. Психологии в системе научного знания и способствуют выработке более точного определения ее предмета.

В начале века предметом изучения соц. Психологии были массовые социальные явления(революции, войны, одним словом, все межличностные конфликты).

В середине века внимание было направлено на исследование малых групп, социальных установок людей, способов влияния на микроклимат группы и отношения между людьми.

Проблема определения предмета социальной психологии была связана с дискуссией о «границах» соц. Психологии. Здесь были выделены четыре позиции: 1)соц.психология есть часть социологии; 2) соц. Психология есть часть психологии; 3) соц. Психология есть наука «на стыке» психологии и социологии, причем сам «стык» понимается двояко: а) соц. Психология отторгает определенную часть психологии и определенную часть социологии; б) она охватывает «ничью землю» - область, не принадлежащую ни к социологии, ни к психологии.

Т.о., до сих пор нет четкого определения предмета социальной психологии. Поэтому остановимся на определении отечественного ученого Б.Д. Парыгина, который считает предметом изучения социальной психологии является психика человека во всем многообразии ее проявлений.

Основные разделы социальной психологии:

1) Психология совместной деятельности и общения;

2) Соц. психология личности;

3) Психология межличностных отношений;

4) Психология социальных групп;

5) Психология конфликта;

6) Психология семьи.

 

Методы социальной психологии.

Каждое исследование осуществляется с помощью определенных методов. Отбор и применение методов определяется конкретными задачами исследования. И все-таки основными методами получения фактов в социальной психологии являются наблюдения, беседа и эксперимент. Каждый из этих методов имеет ряд модификаций, которые уточняют, но не изменяют их сущность.

Одним из старых, испытанных методов, которым пользуются естественные и общественные науки, является наблюдение. Под наблюдением следует понимать целенаправленное восприятие человеком изучаемого явления. Оно может применяться самостоятельно и выступать в качестве сторон сложной экспериментальной методики. В организации этот метод может быть незаменимым, например, при изучении коллективного обсуждения вопросов на собраниях, различных дискуссиях. Наблюдение позволяет многие интересные сведения о человеке: манере его поведения, также обращения с людьми, характере соотношения слова и дела. Положительно оценивая этот метод, необходимо указать и на его ограниченность. Наблюдение, во-первых, требует много времени; во-вторых, дает факты лишь о внешних проявлениях.

Различают следующие виды наблюдения:

- срез (кратковременное наблюдение);

- лонгитюдное наблюдение (длительное, иногда несколько лет);

- выборочное

- сплошное

- включенное – особый вид наблюдения, когда наблюдатель становиться членом исследуемой группы.

 

 

Беседа – как психологический метод предусматривает прямое или косвенное, устное или письменное получение от изучаемого сведений о его деятельности, в которых объективируются свойственные ему психологические явления.

Виды бесед: непринужденная беседа, интервью, вопросники и психологические анкеты.

- под анкетой нужно понимать систему вопросов, направленных на выяснение отношений людей к общественному событию, коллективному заданию, эстетическим ценностям. Вопросы могут быть различных типов: закрытые, требующие ответа «да» или «нет», или подчеркивания одного из ответов, и открытые, когда вопрос требует более или менее полного свободного ответа. Первые удобны для обработки, вторые дают более качественную информацию.

- в дополнение к анкете можно применять интервью. Интервью или целенаправленная беседа обеспечивает сбор первичной информации, которая может ввести исследователя в круг жизни коллектива, подлежащего исследованию. Интервью может быть свободным(когда исследователь намечает лишь план беседы, а вопросы задает, исходя из ситуации, по ходу общения), и заранее подготовленным – стандартизированное интервью.

Метод беседы предполагает наряду с ответами и постановку вопросов обследуемыми. Такая двусторонняя беседа дает больше информации по исследуемой проблеме.

Однако главным методом является эксперимент – активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт. Достоинства эксперимента: произвольно вызывается нужный психологический процесс, и нет необходимости ждать, когда он проявится; позволяет проводить многочисленные пробы, которые позволяют делать выводы о закономерности явлений.

Виды экспериментов:

- лабораторный – протекает в специальных условиях, используется специальная аппаратура, действия испытуемого определяются инструкцией; испытуемый знает, что проводится эксперимент, хотя до конца истинного смысла эксперимента может и не знать.

- естественный – проводят в естественных, обычных условиях жизни, учебы, труда. Люди не знают, что над ними проводится эксперимент (но его результаты должны быть зафиксированы, например, скрытой фотокамерой)

 

Метод тестов: метод испытаний, установления определенных психических качеств человека. Тест – кратковременное, одинаковое для всех испытуемых задание, по результатам которого определяется наличие и уровень развития определенных психических качеств человека.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 2004; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.