КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общение: психологические аспекты
1. Формы и структура общения. 2. Виды общения. 3. Особенности делового общения. 4. Стили общения.
Общение – это процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями социальной деятельности и включающий обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Формы общения выделяют по разным основаниям: 1) по количеству участников общения: - межличностные; - между личностью и группой; - межгрупповая форма. 2) по опосредованности: - прямое (непосредственное); - косвенное (опосредованное) общение. 3) по продолжительности: - кратковременное (оперативное); - длительное. 4) по законченности: - законченное (завершённое); - прерванное (незавершённое). Структура общения предусматривает выделения в ней трёх взаимосвязанных сторон: 1) коммуникативная, т.е. общение состоит в обмене информацией между людьми, приёме и передачи знаний, идей, мнений, чувств. 2) интерактивная сторона («интеракция» - взаимодействие) - заключается в организации взаимодействия между людьми, например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника. 3) перцептивная сторона общения включает процесс восприятия друг друга партнёрами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.
Виды общения: 1. Деловое – жёсткое, рациональное; в нём учитываются особенности личности 9характер, настроение), на первом плане стояли интересы дела; 2. игровое – свободное, раскрепощённое; 3. Духовное – общение между близкими людьми, друзьями; 4. Утилитарное – общение с выгодой; 5. традиционное – всё заранее запланировано (например, свадьба); 6. Инновационное – сообщение и восприятие чего-то нового; 7. Монологическое - выступление одного лица перед другим, или перед группой лиц; 8. Диалогическое – общение между двумя и более людьми; 9. Императивное – жёсткое, авторитарное; 10. Демократическое – свободное, доброжелательное. Таким образом, виды общения отличаются предметной направленностью. В процедуре общения выделяют следующие этапы: 1) потребность в общении – побуждает человека выступать в контакте с другими людьми; 2) Ориентировка в целях общения, в ситуации общения; 3) Ориентировка в личности собеседника; 4) планирование содержания своего сообщения – человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет; 5) Бессознательно 9иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, фразы, которыми будет пользоваться, решает, как говорить, как себя вести; 6) Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи; 7) Корректировка направления, стиля, методов общения.
Особенности делового общения: Специфика делового общения обусловлена тем, что она возникает по поводу определённого вида деятельности, которая связана с производством какого-либо продукта, услуги. Особенности делового общения: 1) партнёр делового общения всегда выступает как личность, значимая для субъекта. 2) общающихся людей отличает хорошее взаимопонимание в вопросах дела. 3) основная задача делового общения – продуктивное сотрудничество на благо общего дела. Принципы делового общения: 1) принцип кооперативности: «твой вклад должен быть таким, какого требует совместно принятое направление разговора»; 2) принцип достаточности информации – 2говори не больше и не меньше, чем требуется в данный момент»; 3) принцип качества информации: «не ври»; 4) принцип целесообразности: «не отклоняйся от темы, сумей найти решение»; 5) «выражай мысль ясно и убедительно для собеседника»; 6) «умей слушать и понять главную мысль»; 7) «умей учесть индивидуальные особенности собеседника ради интересов дела».
Функции общения: 1. По содержанию общения: а) инструментальная – общение, как механизм управления и передачи информации, необходимой для совершенствования определённого действия; б) Синдикативная – как средство объединения людей (интегративная); в) Функция самовыражения – определяет общение как форму взаимопонимания данного контекста; г) Трансляционная функция – передача конкретных способов деятельности, оценок и т.д. 2. Человек, как субъект общения может быть охарактеризован следующими функциями: а) Коммуникативная – осуществляет взаимосвязь моделей на уровне индивидуального, группового и общественного взаимодействия; б) информационная – передача информации от человека к человеку; в) Когнитивная – познание, понимание смысла общения; г) Эмотивная – проявляется в переживании человека своих отношений с людьми; д) Креативная – направлена на воспитание личности в процессе общения; е) Канативная – обеспечивает управляющее воздействие (см. туже ксерокопию: «таблица функций»).
Стили общения. Стиль общения – это индивидуально-типологические особенности взаимодействия между людьми. 1) Гибкий стиль – люди этого стиля хорошо ориентируются, умеют убеждать, сопереживать, слушать собеседника и улаживать конфликты; 2) Ригидный – эти люди плохо чувствуют ситуацию, не стремятся понять собеседника, несамокритичны и конфликтны; 3) Переходный – люди пользуются то гибким, то ригидным стилем.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1912; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |