Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общение: психологические аспекты




1. Формы и структура общения.

2. Виды общения.

3. Особенности делового общения.

4. Стили общения.

 

Общение – это процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями социальной деятельности и включающий обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Формы общения выделяют по разным основаниям:

1) по количеству участников общения:

- межличностные;

- между личностью и группой;

- межгрупповая форма.

2) по опосредованности:

- прямое (непосредственное);

- косвенное (опосредованное) общение.

3) по продолжительности:

- кратковременное (оперативное);

- длительное.

4) по законченности:

- законченное (завершённое);

- прерванное (незавершённое).

Структура общения предусматривает выделения в ней трёх взаимосвязанных сторон:

1) коммуникативная, т.е. общение состоит в обмене информацией между людьми, приёме и передачи знаний, идей, мнений, чувств.

2) интерактивная сторона («интеракция» - взаимодействие) - заключается в организации взаимодействия между людьми, например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника.

3) перцептивная сторона общения включает процесс восприятия друг друга партнёрами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

 

Виды общения:

1. Деловое – жёсткое, рациональное; в нём учитываются особенности личности 9характер, настроение), на первом плане стояли интересы дела;

2. игровое – свободное, раскрепощённое;

3. Духовное – общение между близкими людьми, друзьями;

4. Утилитарное – общение с выгодой;

5. традиционное – всё заранее запланировано (например, свадьба);

6. Инновационное – сообщение и восприятие чего-то нового;

7. Монологическое - выступление одного лица перед другим, или перед группой лиц;

8. Диалогическое – общение между двумя и более людьми;

9. Императивное – жёсткое, авторитарное;

10. Демократическое – свободное, доброжелательное.

Таким образом, виды общения отличаются предметной направленностью.

В процедуре общения выделяют следующие этапы:

1) потребность в общении – побуждает человека выступать в контакте с другими людьми;

2) Ориентировка в целях общения, в ситуации общения;

3) Ориентировка в личности собеседника;

4) планирование содержания своего сообщения – человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет;

5) Бессознательно 9иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, фразы, которыми будет пользоваться, решает, как говорить, как себя вести;

6) Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи;

7) Корректировка направления, стиля, методов общения.

 

Особенности делового общения:

Специфика делового общения обусловлена тем, что она возникает по поводу определённого вида деятельности, которая связана с производством какого-либо продукта, услуги.

Особенности делового общения:

1) партнёр делового общения всегда выступает как личность, значимая для субъекта.

2) общающихся людей отличает хорошее взаимопонимание в вопросах дела.

3) основная задача делового общения – продуктивное сотрудничество на благо общего дела.

Принципы делового общения:

1) принцип кооперативности: «твой вклад должен быть таким, какого требует совместно принятое направление разговора»;

2) принцип достаточности информации – 2говори не больше и не меньше, чем требуется в данный момент»;

3) принцип качества информации: «не ври»;

4) принцип целесообразности: «не отклоняйся от темы, сумей найти решение»;

5) «выражай мысль ясно и убедительно для собеседника»;

6) «умей слушать и понять главную мысль»;

7) «умей учесть индивидуальные особенности собеседника ради интересов дела».

 

Функции общения:

1. По содержанию общения:

а) инструментальная – общение, как механизм управления и передачи информации, необходимой для совершенствования определённого действия;

б) Синдикативная – как средство объединения людей (интегративная);

в) Функция самовыражения – определяет общение как форму взаимопонимания данного контекста;

г) Трансляционная функция – передача конкретных способов деятельности, оценок и т.д.

2. Человек, как субъект общения может быть охарактеризован следующими функциями:

а) Коммуникативная – осуществляет взаимосвязь моделей на уровне индивидуального, группового и общественного взаимодействия;

б) информационная – передача информации от человека к человеку;

в) Когнитивная – познание, понимание смысла общения;

г) Эмотивная – проявляется в переживании человека своих отношений с людьми;

д) Креативная – направлена на воспитание личности в процессе общения;

е) Канативная – обеспечивает управляющее воздействие (см. туже ксерокопию: «таблица функций»).

 

Стили общения.

Стиль общения – это индивидуально-типологические особенности взаимодействия между людьми.

1) Гибкий стиль – люди этого стиля хорошо ориентируются, умеют убеждать, сопереживать, слушать собеседника и улаживать конфликты;

2) Ригидный – эти люди плохо чувствуют ситуацию, не стремятся понять собеседника, несамокритичны и конфликтны;

3) Переходный – люди пользуются то гибким, то ригидным стилем.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1846; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.