Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1.2. Принципы специальной психологии




План:

1. Системный подход к анализу отклонений в развитии

2. Принцип динамической хроногенной организации высших психических функций.

Системный подход к анализу отклонений в развитии

Для каждого развивающегося индивидуума существуют ограничения, связанные как с наследственными (врожденными, рано приобретенными) факторами, так и с влиянием среды.

Л.С. Выготский следующим образом раскрывает путь формирования личности ребенка. Два плана развития — естественный и культурный — представляют собой единый сплав: врастание ребенка в цивилизацию сливается с процессами его органического созревания. Оба ряда изменений взаимопроникают друг в друга и образуют единый ряд социально-биологического развития личности ребенка. Но хотя две линии развития и сливаются, они не смешиваются, и особая роль в формировании высших психических функций и личности принадлежит культурному развитию.

Это общая закономерность в филогенезе и онтогенезе, она сохраняет свою силу как в условиях здоровья, так и в условиях болезни, в том числе «болезни развития», дизонтогенеза. Однако в последнем случае взаимоотношения биологического и социального в человеке существенно меняются.

Одно из общих направлений этого изменения, согласно В.В. Ковалеву, — временный или относительно устойчивый сдвиг отношений между социально-психическим и природно-психическим в человеке: природно-психическое как бы «обнажается» и усиливается. Примером этого могут быть расторможение и патологическое усиление влечений, инстинктивных потребностей, низших эмоций при некоторых типах формирующихся психопатий, и особенно при психопатоподобных состояниях. Так, при шизофрении или органических заболеваниях головного мозга могут возникать также явления регресса психики в виде различных феноменов и форм поведения, свойственных значительно более ранним этапам онтогенеза. Это двигательные стереотипии, моторные автоматизмы, временная или стойкая утрата двигательных навыков и навыков опрятности, возобновления «лепетной речи» и др. Такой сдвиг значительно легче и быстрее происходит в более раннем возрасте, потому что социально-психические образования еще недостаточно зрелы и относительно неустойчивы.

При различных типах общего психического дизонтогенеза наблюдается другой вид изменения соотношения между социальным и биологическим.

При ретардации (олигофрения и задержка психического развития) запаздывает переход от простых, преимущественно природно-психических свойств, к более сложным — социально-психическим. Но несмотря на это общая закономерность единства биологического и социального при ведущей роли последнего сохраняется. Степень развития социально-психических свойств и функций умственно отсталого ребенка находится в прямой зависимости от степени недоразвития нейрофизиологических механизмов мозга, но в то же время степень социализации такого ребенка оказывает значительное влияние на выявление и использование потенциальных возможностей мозга и развитие компенсаторных механизмов.

Сравнение хорошо обученных дошкольников с отклонениями в развитии с их сверстниками с аналогичными отклонениями, но не включенными с раннего возраста в специальное коррекционное обучение, показывает, что у необученных детей депривация психического развития приобретает форму не просто задержки тех или иных функций, но грубого нарушения личностного развития, выражающегося прежде всего в неадекватности поведения. К таким детям в полной мере относится понятие «ребенок-примитив», введенное в психологию Л.С. Выготским.

При асинхрониях развития (психопатии в периоде их становления, ранний детский аутизм) происходит неравномерное развитие компонентов и свойств психики ребенка, нередко с преобладанием недостаточности или болезненного обнажения и усиления природно-психических компонентов, например темперамента, влечений, элементарных потребностей. В то же время социально-психические компоненты психики (запас знаний, отвлеченное мышление, направленность личности и др.) могут развиваться с той или иной степенью опережения, акселерации.

При диспропорциональном развитии общими закономерностями взаимоотношения социального и биологического являются:

— большая зависимость изменений социально-психических компонентов от нарушений природно-психических свойств;

— выраженная реакция личности на нарушения природно-психических свойств, возникающая в процессе отношений такого ребенка с социальным окружением.

С известной долей условности можно отнести аккуратность, педантизм, скупость, гиперсоциальность у детей с формирующейся эпилептоидной психопатией к компенсаторным образованиям, а недоверчивость, склонность к наговорам, завистливость, готовность к ипохондрической фиксации — к псевдокомпенсаторным.

Принцип динамической хроногенной организации высших психических функций.

Риск возникновения нервно-психических отклонений в развитии ребенка определяется двумя группами факторов: исходным состоянием здоровья и патогенными или условно патогенными воздействиями.

Г.Е. Сухарева отмечает две особенности детского организма, определяющие возрастные различия восприимчивости патогенного воздействия: незаконченность онтогенетического развития различных органов и систем, прежде всего нервной системы, и большую интенсивность роста организма в целом.

С одной стороны, возрастные особенности, взятые в отрыве от окружающей среды (главным образом социума и условий воспитания), не могут рассматриваться как причина отклонений в развитии; с другой — неправомерно отрицание роли анатомо-физиологических особенностей ребенка на том или ином возрастном этапе как одного из факторов возникновения нарушения.

Степень сопротивляемости организма в отношении тех или других патогенных агентов различна у детей и взрослых, неодинакова она и у ребенка на разных возрастных этапах развития. Возрастные особенности меняют тип реакции ЦНС на внешние и внутренние раздражители, создают большую или меньшую восприимчивость к тем или другим патогенным факторам.

Изменение восприимчивости к ним особенно отчетливо проявляется в переходные периоды, когда происходит не только более интенсивное созревание отдельных функциональных систем, но и существенная перестройка различных функций организма (прежде всего функций нервной и эндокринной систем). Эти периоды носят название критических периодов возрастной ранимостикризов (Г.Е. Сухарева).

Первый криз: 2 —4 года — психические заболевания (шизофрения, эпилепсия) чаще отличаются злокачественным течением с быстрым распадом психики.

Второй криз: 7—8 лет — часто происходит декомпенсация резидуально-органической патологии, появляется повышенная склонность к различным психогенным реакциям.

Третий криз: 12—15 лет — при дисгармоничном половом и общем физическом развитии значительно повышается риск проявления эндогенных заболеваний, что сопровождается заострением патологических черт характера, декомпенсацией резидуально-органической патологии и др.

Как отмечают специалисты, нарушения, возникающие в промежутках между кризами, отличаются, благодаря повышенной устойчивости мозга, более благоприятным течением и менее тяжелыми нарушениями.

Возрастной фактор оказывает влияние не только на возможность возникновения болезни или нарушения развития и формирования их симптоматики, но и на дальнейшее течение. Как показывает практика, пятилетний возраст является пределом, когда заболевание перестает быть грозным и процесс протекает не столь разрушительно. У детей до 5 лет наблюдается наиболее тяжелое течение различных расстройств.

У детей более старшего возраста опасность задержки развития в результате перенесенных заболеваний становится меньшей, так как параллельно с созреванием ЦНС тенденции к росту и развитию достаточно сильны. С началом пубертатного периода нередко обостряются вяло протекающие процессы, учащаются эпилептические припадки и т.п.

Итак, чем меньше ребенок, тем большее значение имеют биологические факторы, а с возрастом увеличивается роль социально-психологических; биологические факторы частично переходят в категорию внутренних условий.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 3768; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.