Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория и методика физической культуры как учебная дисциплина, ее основные понятия




Сущность и причины возникновения физического воспитания в обществе

Физическая культура как средство физического и духовного развития и становления профессиональной компетентности.

Возникновение физического воспитания относится к самому раннему периоду в истории человеческого общества. Элементы физического воспитания возникли в первобытном обществе (Н.И.Пономарев, 1970). Люди добывали себе пищу, охотились, строили жилье, и в ходе этой естественной, необходимой деятельности спонтанно происходило совершенствование их физических способностей — силы, выносливости, быстроты.

Постепенно в ходе исторического процесса люди обратили внимание на то, что те члены племени, которые вели более активный и подвижный образ жизни, многократно повторяли те или иные физические действия, проявляли физические усилия, были и более сильными, выносливыми и работоспособными. Это привело к осознанному пониманию людьми явления упражняемости (повторяемости действий).Именно явление упражняемости стало основой физического воспитания.

Осознав эффект упражняемости, человек стал имитировать необходимые ему в трудовой деятельности движения (действия) вне реального трудового процесса, например, бросать дротик в изображениеживотного. Как только трудовые действия начали применяться вне реальных трудовых процессов, они превратились в физические упражнения. Превращение трудовых действий в физические упражнения значительно расширило сферу их воздействия на человека, и в первую очередь в плане всестороннего физического совершенствования. Далее, в ходе эволюционного развития выяснилось, что значительно лучший эффект в физической подготовке достигается тогда, когда человек начинает упражняться в детском, а не в зрелом возрасте, т.е. когда его готовят к жизни и к труду предварительно.

Формы организованного физического воспитания возникли в древней Греции в виде специального обучения молодёжи военным и спортивным упражнениям, но вплоть до Новейшей истории они оставались достоянием немногих представителей привилегированных классов или ограничивались рамками военного обучения.

Физическое воспитание – это вид воспитания, специфическим содержанием которого являются обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях.

Содержанием обучения движениям является физическое образование – системное освоение человеком рациональных способов управления своими движениями, приобретение таким путем необходимого фонда двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний.

Овладевая движениями, имеющими смысловое значение, важными для жизни или спорта двигательными действиями, занимающиеся приобретают умения рационально проявлять свои физические качества (сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость). Одновременно они познают закономерности движений своего тела.

Цель физического воспитания – оптимизация физического развития человека, всестороннее совершенствование свойственных каждому физических качеств и связанных с ними способностей в единстве с воспитанием духовных и нравственных качеств, характеризующих общественно активную личность; обеспечение на этой основе подготовленности каждого члена общества к плодотворной трудовой и другим видам деятельности.

Задачи физического воспитания:

· специфические:

1. задачи по оптимизации физического развития человека:

- оптимальное развитие физических качеств;

- укрепление и сохранение здоровья, закаливание организма;

- совершенствование телосложения и гармоничное развитие физиологических функций;

- многолетнее сохранение высокого уровня общей работоспособности:

2.образовательные:

- формирование различных жизненно важных двигательных умений и навыков;

- приобретение базовых знаний научно-практического характера.

· Общепедагогические: формирование личности человека.

Физическое воспитание имеет исторический характер, т.к. оно зародилось на ранних стадиях развития нашего общества и развивалась вместе с ним. Наука о физическом воспитании зародилась вместе с физическим воспитанием и также в своем развитии прошла ряд этапов.

Теория и методика физической культуры (ТМФК) – это обобщающая педагогическая наука, которая формирует целостное представление о профессиональной деятельности специалиста в сфере физической культуры и спорта (ФК и С).

Она призвана через свое содержание обеспечить студентам необходимый уровень теоретических и методических знаний о рациональных путях, методах и приемах профессиональной деятельности преподавателя физической культуры, раскрыть в структуре и содержании этой деятельности условия успешной реализации образовательных, воспитательных и оздоровительных задач физического воспитания.

Как научная дисциплина ТМФК изучает средства, методы, формы организаций занятий физ. упражнениями, закономерности физического совершенствования человека.

Наука педагогическая, т. к. изучает воздействие педагогических факторов на человека.

Несмотря на то, что ТМФК имеет очень тесные связи с другими науками о человеке, а её закономерности и методики опираются на объективные законы физики, биохимии, биомеханики и др. наук она является самостоятельной наукой.

ТМФК имеет свой понятийный аппарат, т.е. совокупность различных понятий и определений, которые служат для более четкого понимания различных закономерностей этой науки.

Самым широким понятием данной науки является понятие «Физическая культура».

Физическая культура (ФК) – органическая частькультуры общества и личности;рациональное использование человеком двигательной деятельности в качестве фактора оптимизации своего состояния и развития, физической подготовки к жизненной практики.

Виды ФК:

- адаптивная ФК – формы ФК, адаптированные к функциональному состоянию органов, систем опорно-двигательного аппарата (ОДА) инвалидов, используемые с целью повышения дееспособности, подготовки к труду и со спортивной направленностью;

- базовая ФК – фундаментальная часть ФК, включенная в систему образования и воспитания подрастающего поколения в качестве фактора обеспечения базового уровня физической подготовленности. Основная форма базовой ФК – школьная ФК.

- гигиеническая ФК – форм ФК, включенные в рамки повседневного быта (утренняя гигиеническая гимнастика – УГГ, прогулки, физические упражнения в режиме дня, не связанные со значительными нагрузками);

- лечебно-реабилитационная ФК – использование физических упражнений в качестве средств лечения и восстановления функций организма, нарушенных в результате заболеваний, травм, переутомлений и др. причин;

- профессионально-прикладная ФК – направленное использование ФК с целью формирования двигательных умений и навыков, способствующих освоению профессии и развития профессионально важных способностей (в т.ч. для военной службы), включает так же производственную ФК;

- рекреативная ФК – отдых, восстановлении сил с помощью средств физического воспитания (занятия физическими упражнениями, подвижные и спортивные игры, туризм и т.д.)

Физическая культура – часть общей культуры, совокупность материальных и духовных ценностей накопленных человеком в сфере физического совершенствования.

К материальным ценностям относятся: спортивные сооружения (стадионы, спортивные залы, бассейны и т. д.), физкультурное оборудование, инвентарь, специальная одежда, обувь, а также уровень физического совершенства людей, включая их спортивные достижения, и др. К духовным ценностям принадлежат достижения науки о ФВ, произведения искусства (литература, скульптура, живопись, графика, музыка и др.).

Физическое воспитание является мощным средством влияния на физическое развитие человека.

Физическое развитие — это процесс становления, формирования и последующего изменения на протяжении жизни индивидуума морфофункциональных свойств организма и основанных на них физических качеств и способностей.

Термин «физическое развитие» применяется в узком значении, обозначая антропометрические (рост, масса тела, окружность грудной клетки, окружность шеи, плеча, предплечья, голени и т.тд.), соматоскопические показатели (осанка, состояние опорно-двигательного аппарата, тип телосложения), и функциональные показатели (жизненная емкость легких (ЖЕЛ) сила мышц правой и левой кисти, становая сила). Рассматривая термин «физическое развитие» в широком понимании, в него включают и физические качества (быстрота, координационные способности, гибкость, сила, выносливость).

Физическое образование — системное освоение человеком рациональных способов управления своими движениями, приобретение необходимого фонда двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний.

Физическая подготовка — это процесс воспитания физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координационных способностей) и овладении жизненно важными движениями. Различают общую физическую подготовку (ОФП) и специальную физическую подготовку (СФП).

ОФП – процесс совершенствования физических качеств, направленный на всестороннее физическое развитие человека.

СФП – процесс воспитания физических качеств, обеспечивающих преимущественное развитие тех двигательных действий, которые необходимы для конкретной деятельности. Результатом физической подготовки является физическая подготовленность, которая отражает достигнутую работоспособность в сформированных двигательных умениях и навыках, способствующих эффективности целевой деятельности.

Физическое совершенство — это исторически обусловленный идеал физического развития и физической подготовленности человека, оптимально соответствующий требованиям жизни (крепкое здоровье, высокая общая физическая работоспособность, пропорционально развитое телосложение и т.д.)

Основным средством физического воспитания являются занятия физическими упражнениями. Физические упражнения — это движения, двигательные действия, а также сложные виды двигательной деятельности (подвижные игры), отобранные в качестве средств для решения задач физического воспитания. Термин «упражнение» применяется и для обозначения процесса неоднократного повторения двигательного действия.

Двигательной деятельностью называют всякую деятельность, характерным компонентом которой является активность двигательного аппарата человека.

Вспомогательные средства ФВ – оздоровительные силы природы (солнце, воздух, вода) и гигиенические факторы (режим, питание, общественная и личная гигиена)

Одним из направлений ФВ является спорт.

Спорт — это специфическая соревновательная деятельность, и специальная подготовка к ней направленная на достижение высоких спортивных результатов.

3. Понятие о системе ФВ, её структура.

Система физического воспитания — типичный для каждой общественной формации способ организации социальной практики ФВ, её исходные основы (идейные, теоретико-методические, программно-нормативные), определяющие стороны, объединенные в целостную структуру.

Система состоит из определенных блоков или подсистем. Выделяю 5 основных систем ФВ:

1. Идеологические.

2. Научно-методические.

3.Программно-нормативные.

4. организационные.

5. правовые.

1. Идеологические основы представляет собой совокупность взглядов и идей, определяющих направленность человеческой деятельности.

В отечественной системе ФВ мировоззренческие установки направлены на содействие всестороннему и гармоничному развитию личности занимающихся, реализацию возможностей достижения каждым физического совершенства, укрепление и многолетнее сохранение здоровья, подготовку на этой основе членов общества к профессиональным видам деятельности.

2. Научно-методические основы. Система физического воспитания опирается на достижения многих наук. Ее теоретико-методической основой служат научные положения естественных (Анатомия, Физиология, Биохимия и др.), общественных (Философия, Социология и др.), педагогических (Психология, Педагогика и др.) наук, на основе которых дисциплина «Теория и методика физической культуры» разрабатывает и обосновывает наиболее общие закономерности физического воспитания.

3. Программно-нормативные основы. Физическое воспитание осуществляется на основе обязательных государственных программ по физической культуре и спорту (программы для дошкольных учреждений, общеобразовательной школы, средних и высших учебных заведений, армии и т.д.). Эти программы содержат научно обоснованные задачи и средства физического воспитания, комплексы двигательных умений и навыков, подлежащих усвоению, перечень конкретных норм и требований.

Программно-нормативные основы системы физического вос­питания конкретизируются применительно к особенностям контингента (возраст, пол, уровень подготовленности, состояние здоровья) и условиям основной деятельности участников физкультурного движения (учеба, работа на производстве, служба в армии).

4. Организационные основы. Организационную структуру системы физического воспитания составляют государственные и общественно-самодеятельные формы организации, руководства и управления.

По государственной линии предусматриваются систематические обязательные занятия физическими упражнениями в дошкольных учреждениях (ясли-сад), общеобразовательных школах, средних специальных и высших учебных заведениях, армии, лечебно-профилактических организациях. Занятия проводятся по государственным программам, в отведенное для этого часы в соответ­ствии с расписанием и официальным графиком под руководством штатных специалистов (физкультурных кадров).

Контроль за организацией, осуществлением и результатами физического воспитания по государственной линии обеспечивают Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, Комитет Государственной Думы по туризму и спорту, областные и городские комитеты по физической культуре и спорту и молодежной политике.

Организация физического воспитания на общественно-самодеятельных началах предусматривает массовое вовлечение в занятия физической культурой через систему добровольных спортивных обществ: «Спартак», «Локомотив», «Динамо», «Трудовые резервы» и др.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 4697; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.