КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие о здоровье и здоровом образе жизни
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ Здоровье - это главная ценность жизни, оно занимает самую высокую ступень в иерархии потребностей человека. Здоровье - один из важнейших компонентов человеческого счастья и одно из ведущих условий успешного социального и экономического развития. Реализация интеллектуального, нравственно-духовного, физического и репродуктивного потенциала возможна только в здоровом обществе. По определению специалистов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов. По мнению ведущих российских ученых, это определение неконкретно. Например, П.В. Бунзен предлагает такую формулировку: «Здоровье - это такое психофизиологическое состояние человека, которое характеризуется не только отсутствием патологических изменений отдельных органов и систем, но и функциональными резервами организма человека, которые достаточны для его эффективной биологической и социальной адаптации и сохранения им высокой физической и умственной работоспособности в естественной среде обитания». А.Г. Щедрина предлагает такую формулировку: «Здоровье - это целостное многомерное динамическое состояние (включая его позитивные и негативные показатели), которое развивается... в условиях конкретной социальной и экологической среды и позволяет человеку... осуществлять его биологические и социальные функции». Анализируя эти формулировки, можно отметить, что первая из них рассматривает здоровье в статике, как нечто данное, т.е. здоровье или есть, или его нет. Второе определение представляет здоровье в динамике, показывает, что здоровье формируется по мере развития организма; более того, в определении делается акцент на том, что здоровье генетически запрограммировано. А реализуется ли программа, зависит от конкретных биологических и социальных факторов (т.е. окружающей биологической среды и воспитания), под влиянием которых будет жить и развиваться человек. Очевидно, здесь речь идет о том, что здоровье хотя и имеет врожденные предпосылки (положительные или отрицательные), однако формируется в течение длительного онтогенеза, начиная с момента оплодотворения яйцеклетки (зачатия). Современная концепция здоровья позволяет выделить его основные составляющие - физическую, психологическую и поведенческую. - Физическая составляющая включает уровень роста и развития органов и систем организма, а также текущее состояние их функционирования. Основой этого процесса являются морфологические и функциональные преобразования и резервы, обеспечивающие физическую работоспособность и адекватную адаптацию человека к внешним условиям. - Психологическая составляющая - это состояние психической сферы, которое определяется мотивационно-эмоциональными, мыслительными и нравственно-духовными компонентами. Основой его является состояние эмоционально-когнитивного комфорта, обеспечивающего умственную работоспособность и адекватное поведение человека. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, а также возможностями удовлетворения этих потребностей. - Поведенческая составляющая - это внешнее проявление состояния человека. Оно выражается в степени адекватности поведения, умении общаться. Основу его составляют жизненная позиция (активная, пассивная, агрессивная) и межличностные отношения, которые определяют адекватность взаимодействия с внешней средой (биологической и социальной) и способность эффективно трудиться. Современные жизненные условия выдвигают повышенные требования к здоровью молодежи. Поэтому главное для молодых людей - быть здоровыми. Комплекс воздействующих факторов при определенных условиях может приводить как к улучшению здоровья человека, так и к его ухудшению, особенно детей и подростков. Поэтому необходимы средства и методы оптимизации морфофункционального развития детей и подростков, а так же индивидуальной коррекции различных нарушений функционального состояния. Универсальными возможностями обладает ФК. Одной из задач которой является – помощь в выработке высокой устойчивости к действию неблагоприятных факторов. А принцип оздоровительной направленности заключается в сохранении и укреплении здоровья. Основные пути повышения устойчивости к действию неблагоприятных факторов: 1) повышение в процессе ФВ неспецифической устойчивости организма к неблагоприятным факторам окружающей среды; 2) коррекция биологического роста и развития; 3) совершенствование механизмов терморегуляции и закаливание. По утверждению специалистов ВОЗ, здоровье на 50-55% зависит от образа жизни человека, на 20-23% - от наследственности, на 20-25% - от состояния окружающей среды (экологии) и на 8-12% - от работы национальной системы здравоохранения. Итак, в наибольшей степени здоровье человека зависит от образа жизни, значит можно считать, что генеральной линией формирования и укрепления здоровья является здоровый образ жизни (ЗОЖ). Согласно современным представлениям, здоровый образ жизни - это типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, укрепляющие и совершенствующие адаптационные (приспособительные) и резервные возможности организма, что обеспечивает успешное выполнение социальных и профессиональных функций. Составляющие ЗОЖ – оптимальный двигательный режим, закаливание, рациональное питание, рациональный режим жизни, отсутствие вредных привычек Приобщение человека к ЗОЖ следует начинать с формирования у него мотивации здоровья. Забота о здоровье, его укреплении должна стать ценностным мотивом, формирующим, регулирующим и контролирующим образ жизни человека. Оптимальный двигательный режим — важнейшая часть здорового образа жизни. Его основу составляют систематические занятия физическими упражнениями и спортом, эффективно решающие задачи укрепления здоровья и развития физических способностей детей и молодежи, сохранения здоровья и двигательных навыков в среднем и зрелом возрасте, усиления профилактики неблагоприятных возрастных изменений в пожилом. При этом физическая культура и спорт выступают и как важнейшие средства воспитания советских людей. Необходимым условием гармоничного развития личности является достаточная двигательная активность. Гигиенической нормой двигательной активности считается количественная ее величина, полностью удовлетворяющая биологическую потребность организма в разнообразных движениях и способствующая укреплению здоровья. Современные люди страдают и от недостатка двигательной активности (гипокинезия) и от ее избытка (гиперкинезия). Последняя отмечается чаще всего у занимающихся спортом, когда двигательная деятельность превышает половозрастные гигиенические нормативы в связи с нерациональным режимом тренировок. Обе имеют существенное негативное воздействие на состояние здоровья и проявляются в дефектах осанки, неврозах, плоскостопии, близорукости, функциональной несостоятельности различных органов и систем, признаках переутомления, перенапряжения, перетренированности. В нашей стране накоплен огромный положительный опыт использования массовых форм физкультурно-оздоровительных занятий. Постоянно растет число поклонников оздоровительного бега, ритмической гимнастики, велосипедного и лыжного спорта, туризма и других форм массовой физической культуры. Дальнейший ее подъем способствует росту экономического и оборонного потенциала страны, удовлетворению духовных потребностей советских людей, всестороннему гармоническому развитию личности. Закаливание — мощное оздоровительное средство. Оно позволяет избежать многих болезней, продлить жизнь и на долгие годы сохранить высокую работоспособность. Особенно велика его роль в профилактике простудных заболеваний. Закаливающие процедуры снижают их число в 2—4 раза, а в отдельных случаях полностью исключают. Закаливание оказывает также общеукрепляющие действия на организм, повышает тонус центральной нервной системы, улучшает кровообращение, нормализует обмен веществ. Закаливание — это система гигиенических мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям различных метеорологических факторов (холода, тепла, солнечной радиации, пониженного атмосферного давления). Значение закаливания: 1. Снижение заболеваемости; 2. Увеличение продолжительности жизни; 3. Повышение физической и умственной работоспособности. Посредством совершенствования гомеостатические реакции организма (таких как постоянная температура тела и некоторые другие показатели физиологических функций при резких изменениях метеорологических факторов) и расширения диапазона переносимых колебаний внутренней среды. В основе функциональных изменений, происходящих под влиянием закаливающих процедур, лежат нервные механизмы, в осуществлении которых важное значение имеют высшие отделы центральной нервной системы. Повышение устойчивости организма к воздействию определенных метеорологических факторов под влиянием закаливающих процедур — это специфический эффект закаливания. Неспецифический эффект закаливания проявляется главным образом в оздоровительном влиянии на организм. Приступать к закаливанию можно практически в любом возрасте. Однако чем раньше оно начато, тем здоровее и устойчивее к влияниям внешней среды будет организм. Предварительно следует посоветоваться с врачом. Он не только проверит состояние здоровья, но и поможет выбрать закаливающие средства и их дозировку. При острых заболеваниях и обострениях хронических недугов применять закаливающие процедуры нельзя. В дальнейшем необходимо систематически консультироваться с врачом и проверять эффективность методов закаливания. Гигиенические принципы закаливания: сознательность;систематичность; постепенность и последовательность; учет индивидуальных особенностей; разнообразие средств и форм; активный режим; сочетаниеобщих и местных процедур; самоконтроль. Сознательность – занимающиеся заинтересованы в занятиях и их результатах, а также проявляли положительные эмоции. Принцип систематичности требует регулярного, ежедневного выполнения закаливающих процедур. Для достижения закаленности необходимо повторное воздействие того или иного метеорологического фактора. При регулярных процедурах каждое последующее раздражение наслаивается на следы, оставшиеся от предшествующих, и таким образом происходит постепенное изменение реакций организма на данные раздражения. Длительные перерывы в закаливании ведут к ослаблению или полной утрате приобретенных защитных реакций. Обычно через 2—3 недели после прекращения процедур устойчивость организма к закаливающему фактору понижается. Постепенность и последовательность в увеличении дозировки процедур. Оно должно начинаться с небольших доз простейших процедур. Постепенно нужно увеличивать время воздействия закаливающих факторов, переходить к процедурам более сильного воздействия. Выбирать дозировку и формы проведения закаливающих процедур необходимо с учетом индивидуальных особенностей человека (возраст, состояние здоровья и др.). Это объясняется тем, что реакция организма на закаливающие процедуры у разных людей неодинакова. Дети, например, обладают большей чувствительностью к влиянию внешних факторов, чем взрослые. Люди, слабо физически развитые или недавно перенесшие какое-либо заболевание, также гораздо сильнее, чем здоровые, реагируют на воздействие внешних факторов. Люди старшего возраста не должны пользоваться сильнодействующими средствами и увлекаться длительными процедурами. Разнообразие средств и форм закаливающих процедур обеспечивает всестороннее закаливание. Это вызвано тем, что устойчивость организма повышается только к тому раздражителю, действию которого он многократно подвергался. Так, повторное действие холода вызывает повышение устойчивости только к холоду, повторное действие тепла, наоборот, только к теплу. Поэтому всестороннее закаливание осуществляется в том случае, когда на организм систематически действует комплекс разнообразных факторов, что, например, происходит при купании в открытых водоемах. Эффективность закаливания увеличивается, если его проводить в активном режиме, т. е. выполнять во время процедур физические упражнения или какую-либо мышечную работу. Так, при закаливании холодом физические упражнения дают возможность покрывать теплоотдачу за счет усиленной теплопродукции, что позволяет быстрее наращивать интенсивность холодового раздражителя, чем при пассивном режиме. Особенно высокая степень устойчивости организма была отмечена у лиц, применяющих закаливание в сочетании с физическими упражнениями, которые выполнялись при меняющихся температурных условиях. Поэтому занятия такими видами спорта, как плавание, лыжный и конькобежный спорт, легкая атлетика, альпинизм, туризм, дают высокий закаливающий эффект. Сочетание общих и местных процедур в значительной мере повышает устойчивость организма к неблагоприятным внешним факторам. При общих процедурах закаливанию подвергается вся поверхность тела, при местных — отдельные участки. Местные процедуры оказывают менее сильное действие, чем общие. Но добиться полезного эффекта можно и при местном закаливании, если воздействовать температурными факторами на наиболее чувствительные к охлаждению участки тела: ступни, горло, шею и др. В процессе закаливания необходим постоянный самоконтроль. О влиянии закаливающих процедур на организм можно судить по ряду простых признаков. Показателями правильного проведения закаливания и его положительных результатов является крепкий сон, хороший аппетит, улучшение самочувствия, повышение, работоспособности и т. п. Бессонница, раздражительность, снижение аппетита, падение работоспособности указывают на неправильное проведение закаливания. В этом случае необходимо обратиться к врачу, изменить форму и дозировку процедур. Выделяют следующие основные виды закаливания: активное и пассивное. Пассивное закаливание представляет собой ношение облегченной одежды, длительное пребывание на открытом воздухе, проживание в холодной или жаркой климатических зонах и т.п. Все это, несомненно, оказывает определенное влияние на терморегуляторные механизмы, устойчивость к неблагоприятным условиям. Однако эффективность такого пассивного закаливания все же невелика. В отличие от пассивного, активное закаливание предусматривает систематическое и целенаправленное применение искусственно создаваемых и строго дозированных температурных воздействий, выбранных из всего многообразия закаливающих процедур. Закаливание можно начинать и проводить в любое время года. Основным средствами закаливания служат естественные природные факторы: солнце, воздух и вода. Их целебные свойства люди узнали еще в глубокой древности и широко использовали не только для укрепления своего здоровья, но и для излечения от всевозможных недугов. И в настоящее время ни одно искусственное средство не может сравниться с ними по степени эффективности благотворного воздействия на человеческий организм. Очень полезными формами закаливания являются хождение босиком по земле и мокрой траве, а также различные банные процедуры. Воздушные ванны, будучи средством закаливания, оказывают благотворное влияние практически на все функции организма, улучшая работу сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной и выделительной систем организма. Закаливающее влияние оказывают температура, влажность и скорость движения воздуха. Его температура зависит от времени года и интенсивности солнечной радиации. Влажность воздуха определяется наличием в нем водных паров. Она существенно влияет на теплообменные процессы в организме. В гигиене используется понятие «относительная влажность». Если она менее 55%, воздух считается сухим, от 55 до 70% — умеренно сухим, от 71 до 85% — умеренно влажным, а свыше 85% — сильно влажным. При осуществлении закаливающих процедур необходимо знать, что различные сочетания температуры и относительной влажности воздуха по-разному воздействуют на организм. При низкой температуре и большой влажности воздуха возможны холодовые травмы (обморожения). При высокой температуре воздуха и большой его относительной влажности создается особенно большая угроза перегревания. Эти обстоятельства надо обязательно учитывать при проведении воздушных процедур, так как одна и та же температура воздуха может сопровождаться существенно различными восприятиями в зависимости от показателей его влажности. Воздействие температуры воздуха на организм еще более изменяется при комплексном изменении влажности и скорости движения воздуха. Поэтому, например, зимой, при относительно благоприятной температуре (3—5 °С, но при высокой влажности воздуха и скорости его движения) вполне могут иметь место обморожения. В связи с этим необходимо постоянно осуществлять контроль состояния открытых участков тела детей, занимающихся физической культурой зимой на воздухе. Закаливание водой является весьма мощным, эффективным и разнообразным по форме видом закаливания. Закаливание водой основано на высокой теплоотдаче тела человека, так как вода обладает теплоемкостью, значительно превышающей (в 10—20 раз) теплоемкость воздуха с той же температурой. Использование этого средства закаливания предполагает особенно тщательное следование принципу постепенности и учета индивидуальных особенностей каждого человека. Для закаливания могут применяться обтирания, обливания, души, ванны, купания, ножные ванны и другие водные процедуры. По температурному режиму различают следующие виды процедур: холодные (менее 20 °С), прохладные (20—30 °С), индифферентные (34—36 °С), теплые (37-39 °С), горячие (свыше 40 °С). Основным закаливающим фактором является температура воды, а не продолжительность водной процедуры. Следует придерживаться следующего правила: чем холоднее вода, тем короче должно быть ее соприкосновение с телом. Обтирание — начальный этап закаливания водой. В течение нескольких дней производят обтирание мокрым полотенцем. Вначале процедуру проводят лишь по пояс, затем переходят к обтиранию всего тела. Обливание — следующий этап закаливания водой. Температура снижается от 30 до 150С, с обязательным последующим растиранием тела, что усиливает тренирующее действие на сосуды. Душ — еще более энергичная водная процедура. Сочетание холодной воды и механического раздражения оказывает сильное закаливающее воздействие на организм. Процедура также должна заканчиваться энергичным растиранием тела полотенцем. Контрастный душ — более щадящая и весьма полезная процедура, которую проводят в переменном, постепенно меняющемся температурном режиме (от 35—20 °С до 45-10 °С). Спорным является вопрос о целесообразности использования с целью закаливания такой чрезвычайно сильнодействующей процедуры, как зимнее плавание, которое образно называют «моржеванием». Ледяная вода действительно является великолепным стимулятором деятельности всех систем организма, очень сильным фактором тренировки системы терморегуляции, источником сильных эмоций. Вместе с тем установлено, что человек, не прошедший школы закаливания, оказавшись в воде с нулевой температурой, через 12 минут теряет сознание, а через 18 уже может погибнуть. При температуре +10 °С эти рубежи отодвигаются, соответственно, до 25 и 55 минут. Исследователи еще не пришли к единому мнению о том, полезно ли зимнее купание. Наряду с множеством факторов, свидетельствующих «за», существует немало данных, говорящих о том, что организму наносится вред, и зачастую непоправимый. Поэтому среди ученых превалирует мнение о нецелесообразности предельных холодовых нагрузок для организма. Это мнение представляется тем более убедительным, что существует множество других, более безопасных, легких и весьма эффективных, средств закаливания. Очень важно во время закаливающих процедур учитывать эмоциональное состояние человека. Экспериментально подтверждено, что положительные эмоции способствуют снижению вероятности получения отрицательного эффекта даже при очень сильном охлаждении. Существует ошибочное мнение некоторых родителей о том, что ослабленным детям закаливающие процедуры противопоказаны. При условии соблюдения принципов закаливания, именно оно является одним из главных средств общего оздоровления и укрепления организма, которое необходимо и полезно именно ослабленным детям. Речь в этом случае должна идти не об исключении закаливающих процедур, а о более тщательном выборе методов, средств и дозировании закаливающих мероприятий. Противопоказаниями для начала закаливания, его продолжения, а тем более усиления нагрузки, являются острые заболевания, снижение веса, повышение возбудимости, раздражительность, жалобы на усталость, резко негативное отношение к процедурам. Рациональный режим труда и отдыха — необходимый элемент здорового образа жизни. При правильном и строго соблюдаемом режиме вырабатывается четкий и необходимый, ритм функционирования организма, что создает оптимальные условия для работы и отдыха и тем самым способствует укреплению здоровья, улучшению работоспособности и повышению производительности труда. Весь комплекс циклических процессов, протекающих как в организме человека, так и в окружающей его среде обитания, составляет материальную основу, определяющую работоспособность и общую резистентность организма. Согласно современным представлениям, трудовые процессы по Все трудоспособное население делится на 5 групп: I группа - работники умственного труда (руководители предприятий, медики (кроме хирургов), педагоги, научные работники, писатели, работники печатной отрасли, журналисты, студенты). Суточный расход энергии составляет для мужчин 2550-2800 ккал, для женщин 2200-2400 ккал, т. е. в среднем 40 ккал/кг массы тела; II группа - работники легкого физического труда (рабочие автоматизированных линий, швейники, агрономы, ветеринары, медсестры, продавцы промтоваров, тренеры, инструкторы по физической культуре). Суточный расход энергии составляет 3000-3200 ккал для мужчин и 2550-2700 ккал для женщин; в среднем 43 ккал/кг массы тела; III группа - работники среднего по тяжести труда (водители, хирурги, работники пищевой промышленности, продавцы продовольственных товаров, работники водного транспорта). Суточный расход энергии составляет 3200-3650 ккал (муж.) и 2600-2800 ккал (жен.), на 1 кг массы в среднем 46 ккал; IV группа - работники тяжелого физического труда (строители, сельхозрабочие, механизаторы, металлурги, спортсмены). Суточный расход энергии составляет 3700-4250 ккал (муж.) и 2900-3200 ккал (жен.), 53 ккал/кг массы; V группа - лица особо тяжелого физического труда (сталевары, лесорубы, шахтеры, грузчики). Суточный расход энергии составляет 3900-4300 ккал у мужчин (61 ккал/кг); для женщин этот расход не нормируется. Вышеуказанные цифры энергозатрат ориентированы на мужчин и женщин среднего веса (70 и 60 кг соответственно). Однако физиологический анализ любой трудовой деятельности человека, тем более современного, свидетельствует о том, что деление на труд умственный или физический условно, в достаточной степени относительно: нет чисто физической и чисто умственной работы. Оценивая тот или иной вид трудовой деятельности, можно говорить о преобладании умственной или физической работы, так как в каждом конкретном с место лишь различная доля, различная степень их сочетания. Напряженная умственная деятельность, сопровождается значительными нейродинамическими, нейрофизиологическими и нейрогормональными сдвигами. Наблюдается значительное повышение в крови фосфорной кислоты, увеличивается кровенаполнение головного мозга, усиливается электрическая активность мышц, повышается кровяное давление, температура тела и т.д. Сдвиги, происходящие в нервной системе, не имеют специфических черт. Повышение суммарных энергетических затрат при деятельности определяется, как правило, характером работы и степенью нервно-психического напряжения. Установлено, что суточный расход энергии при умственном труде составляет 2500-3000 ккал. При чтении вслух он увеличивается на 48%, при выступлении публичной лекцией, если выступающий читает её вслух, - на 94%, а у операторов вычислительных машин - на 60-180%. Головной мозг, вес которого составляет всего лишь 2% веса тела, потребляет 20% получаемого организмом кислорода и других энергетических ресурсов. В результате систематических хронических нервно-эмоциональных перегрузок эти ресурсы истощаются, подобно тому как постепенно "садятся" батарейки электронной аппаратуры. Восполнить дефицит энергоресурсов мозга можно как с помощью витаминов, аминокислот, минеральных солей, микроэлементов, так и путем правильной организации режима труда и отдыха. Хорошая работоспособность может быть достигнута путем применения активного отдыха, теоретические основы которого разработал и обосновал И.М. Сеченов Он показал, что на восстановление сил утомленных мышц правой руки, например, требуется значительно меньше времени, если в период отдыха человек совершает небольшую работу левой рукой, т.к. при работе каждой групп мышц происходит утомление соответствующих нервных клеток, поэтому отдыхать должны не только мышцы, но и нервная система. Необходимо чередовать труд умственный и труд физически. Сеченов высказал мысль, что мышечные движения имеют огромное значение для развития и деятельности мозга, а, следовательно, для состояния и развития организма в целом. На основании своих экспериментов он пришел к выводу, что физическая нагрузка "заряжает энергией нервные центры", увеличивая, в конечном счете, умственную и физическую работоспособность человека, т.к. любая мышечная тренировка приводит не только к упражнениям мышц, но и равной степени к тренировке нервной, дыхательной и сердечнососудистой систем. Активный отдых при психических и умственных нагрузках в условиях напряженных ритмов жизни, должен быть индивидуальным, контрастным (непохожим на повседневные будни). Чем контрастнее вид отдыха, тем быстрее и легче удается восстановить силы. Рациональный образ жизни и, прежде всего активный двигательный режим и разностороннее физическое воспитание обеспечивают возможность оптимального использования врожденных задатков организма. Для сохранений достаточной работоспособности человека особенное значение имеет качество, количество и регулярность сна. И.П.Павлов назвал сон "выручателем нервной системы". Основная биологическая целесообразность повседневной суточной ритмики состоит в предохранении клеток мозга от истощения путем периодического сна. Систематическое недосыпание может привести к нервным расстройствам. Сон ничем заменить нельзя. Он должен быть достаточным и ежедневным. Потребность во сне зависит от возраста, привычек, образа жизни, состояния здоровья, типа нервной системы. Людям напряженного умственного труда обычная норма сна 7-8 часов недостаточна, они должны спать иногда 9 часов в сутки. В выходной день также рекомендуется удлинять время сна до 9-10 часов. Сон способствует нормальной деятельности ЦНС. Сон есть процесс торможения, распространяющиеся на всю территорию коры головного мозга и подкорковых образований, защищающий клетки мозга от различных раздражителей. Чем больше и сильнее участки головного мозга охвачены торможением, тем глубже и полноценнее сон. Спокойный глубокий сон без сновидений - самый полезный. Такой сон в народе называют "богатырским". В спящем мозгу существуют, по Павлову "сторожевые участки". Крепко спящая мать, на сон которой не действуют громкие шумы и звуки, просыпается при слабом плаче ребенка. Человек может бороться со сном 2-3 суток, но лишь стоя на ногах, работая или двигаясь, как только он ляжет - сон побеждает его. У человека после 2 бессонных ночей АД доходит до 220 мм.рт.ст. Нарушения сна, бессонница, встречаются в настоящее время не редко. Меры борьбы с ней - изменение образа жизни, более активная физическая нагрузка, прогулка на свежем воздухе перед сном, правильно налаженный режим питания, теплая ванна перед сном, определенное время отхода ко сну, свежий воздух в спальне, удобная кровать - все это при консультации с врачом может помочь в преодолении недуга без употребления медикаментов. Искоренение вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики) — непременное условие здорового образа жизни. Эти разрушители здоровья являются причиной многих заболеваний, резко сокращают продолжительность жизни, снижают работоспособность, пагубно отражаются на здоровье подрастающего поколения. Рациональное питание — построенное на научных основах, способное полностью обеспечить потребность в пище в количественном и качественном отношениях. Наука о питании называется нутрициология. Основные гигиенические требования к пище состоят в том, что она должна: 1. полностью возмещать энергетические траты организма; 2. содержать все необходимые пищевые вещества (белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества и воду) для построения тканей, органов и нормального протекания всех физиологических процессов; 3. быть разнообразной (состоять из различных продуктов животного и растительного происхождения); 4. обладать приятными вкусом, запахом и внешним видом; 5. быть легкоусвояемой; 6. быть доброкачественной. Теоретической основой современной науки о питании является концепция сбалансированного питания, сформулированная академиком АМН А.А.Покровским. Согласно этой концепции обеспечение нормальной жизнедеятельности возможно при условии снабжения организма необходимым количеством энергии, белков, углеводов, жиров, витаминов, минеральных веществ, воды в нужных для организма соотношениях. Сбалансированное питание — это питание, обеспечивающее организм всеми необходимыми ему пищевыми веществами в строго определенных соотношениях, корреляционные зависимости между усвоением пищи и степенью сбалансированности ее химического состава. Основные гигиенические принципы построения любого рациона питания. Пища должна: 1. по калорийности удовлетворять энергетические потребности человека; 2. содержать в достаточном количестве все вещества, необходимые для пластических целей и регуляции физиологических функций; 3. быть сбалансированной по содержанию различных пищевых веществ, количество которых должно находиться в определенных соотношениях; 4. соответствовать ферментному статусу организма; быть безвредной (не содержать токсичных веществ и патогенных бактерий).
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 9925; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |