Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие о здоровье и здоровом образе жизни




ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Здоровье - это главная ценность жизни, оно занимает самую высокую ступень в иерархии потребностей человека. Здоро­вье - один из важнейших компонентов человеческого счастья и одно из ведущих условий успешного социального и эконо­мического развития. Реализация интеллектуального, нравст­венно-духовного, физического и репродуктивного потенциала возможна только в здоровом обществе. По определению спе­циалистов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов.

По мнению ведущих российских ученых, это определение неконкретно. Например, П.В. Бунзен предлагает такую фор­мулировку: «Здоровье - это такое психофизиологическое состояние человека, которое характеризуется не только отсутствием патологических изменений отдельных органов и систем, но и функциональными резервами организма человека, которые достаточны для его эффективной биологической и социальной адаптации и сохранения им высокой физической и умственной работоспособности в естественной среде обитания».

А.Г. Щедрина предлагает такую фор­мулировку: «Здоровье - это целостное многомерное динами­ческое состояние (включая его позитивные и негативные по­казатели), которое развивается... в условиях конкретной соци­альной и экологической среды и позволяет человеку... осуществлять его биологические и социальные функции».

Анализируя эти формулировки, можно отметить, что первая из них рассматривает здоровье в статике, как нечто данное, т.е. здоровье или есть, или его нет. Второе определение представ­ляет здоровье в динамике, показывает, что здоровье формиру­ется по мере развития организма; более того, в определении делается акцент на том, что здоровье генетически запрограммировано. А реализуется ли программа, зависит от конкретных биологических и социальных факторов (т.е. окружающей био­логической среды и воспитания), под влиянием которых будет жить и развиваться человек. Очевидно, здесь речь идет о том, что здоровье хотя и имеет врожденные предпосылки (положи­тельные или отрицательные), однако формируется в течение длительного онтогенеза, начиная с момента оплодотворения яйцеклетки (зачатия).

Современная концепция здоровья позволяет выделить его основные составляющие - физическую, психологическую и поведенческую.

- Физическая составляющая включает уровень роста и развития органов и систем организма, а также текущее состояние их функционирования. Основой этого процесса являются морфо­логические и функциональные преобразования и резервы, обеспечивающие физическую работоспособность и адекват­ную адаптацию человека к внешним условиям.

- Психологическая составляющая - это состояние психической сферы, которое определяется мотивационно-эмоциональными, мыслительными и нравственно-духовными компонента­ми. Основой его является состояние эмоционально-когнитив­ного комфорта, обеспечивающего умственную работоспособ­ность и адекватное поведение человека. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потреб­ностями, а также возможностями удовлетворения этих по­требностей.

- Поведенческая составляющая - это внешнее проявление состоя­ния человека. Оно выражается в степени адекватности поведе­ния, умении общаться. Основу его составляют жизненная по­зиция (активная, пассивная, агрессивная) и межличностные отношения, которые определяют адекватность взаимодейст­вия с внешней средой (биологической и социальной) и спо­собность эффективно трудиться.

Современные жизненные условия выдвигают повышенные требования к здоровью молодежи. Поэтому главное для моло­дых людей - быть здоровыми.

Комплекс воздействующих факторов при определенных условиях может приводить как к улучшению здоровья человека, так и к его ухудшению, особенно детей и подростков. Поэтому необходимы средства и методы оптимизации морфофункционального развития детей и подростков, а так же индивидуальной коррекции различных нарушений функционального состояния. Универсальными возможностями обладает ФК. Одной из задач которой является – помощь в выработке высокой устойчивости к действию неблагоприятных факторов. А принцип оздоровительной направленности заключается в сохранении и укреплении здоровья.

Основные пути повышения устойчивости к действию неблагоприятных факторов:

1) повышение в процессе ФВ неспецифической устойчивости организма к неблагоприятным факторам окружающей среды;

2) коррекция биологического роста и развития;

3) совершенствование механизмов терморегуляции и закаливание.

По утверждению специалистов ВОЗ, здоровье на 50-55% зави­сит от образа жизни человека, на 20-23% - от наследственнос­ти, на 20-25% - от состояния окружающей среды (экологии) и на 8-12% - от работы национальной системы здравоохране­ния. Итак, в наибольшей степени здоровье человека зависит от образа жизни, значит можно считать, что генеральной линией формирования и укрепления здоровья является здоровый образ жизни (ЗОЖ).

Согласно современным представлениям, здоровый образ жизни - это типичные формы и способы повседневной жиз­недеятельности человека, укрепляющие и совершенствующие адаптационные (приспособительные) и резервные возможнос­ти организма, что обеспечивает успешное выполнение соци­альных и профессиональных функций.

Составляющие ЗОЖ – оптимальный двигательный режим, закаливание, рациональное питание, рациональный режим жизни, отсутствие вредных привычек

Приобщение человека к ЗОЖ следует начинать с формирова­ния у него мотивации здоровья. Забота о здоровье, его укреп­лении должна стать ценностным мотивом, формирующим, ре­гулирующим и контролирующим образ жизни человека.

Оптимальный двигательный режим — важнейшая часть здорового образа жизни. Его основу составляют систематические занятия физическими упражнениями и спортом, эффективно решающие задачи укрепления здоровья и развития физических способностей детей и молодежи, сохранения здоровья и двигательных навыков в среднем и зрелом возрасте, усиления профилактики неблагоприятных возрастных изменений в пожилом. При этом физическая культура и спорт выступают и как важнейшие средства воспитания советских людей.

Необходимым условием гармоничного развития личности является достаточная двигательная активность. Гигиенической нормой двигательной активности считается количественная ее величина, полностью удовлетворяющая биологическую потребность организма в разнообразных движениях и способствующая укреплению здоровья.

Современные люди страдают и от недостатка двигательной активности (гипокинезия) и от ее избытка (гиперкинезия). Последняя отмечается чаще всего у занимающихся спортом, когда двигательная деятельность превышает половозрастные гигиенические нормативы в связи с нерациональным режимом тренировок. Обе имеют существенное негативное воздействие на состояние здоровья и проявляются в дефектах осанки, неврозах, плоскостопии, близорукости, функциональной несостоятельности различных органов и систем, признаках переутомления, перенапряжения, перетренированности.

В нашей стране накоплен огромный положительный опыт использования массовых форм физкультурно-оздоровительных занятий. Постоянно растет число поклонников оздоровительного бега, ритмической гимнастики, велосипедного и лыжного спорта, туризма и других форм массовой физической культуры. Дальнейший ее подъем способствует росту экономического и оборонного потенциала страны, удовлетворению духовных потребностей советских людей, всестороннему гармоническому развитию личности.

Закаливание — мощное оздоровительное средство. Оно позволяет избежать многих болезней, продлить жизнь и на долгие годы сохранить высокую работоспособность. Особенно велика его роль в профилактике простудных заболеваний. Закаливающие процедуры снижают их число в 2—4 раза, а в отдельных случаях полностью исключают. Закаливание оказывает также общеукрепляющие действия на организм, повышает тонус центральной нервной системы, улучшает кровообращение, нормализует обмен веществ.

Закаливание — это система гигиенических мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям различных метеорологических факторов (холода, тепла, солнечной радиа­ции, пониженного атмосферного давления).

Значение закаливания:

1. Снижение заболеваемости;

2. Увеличение продолжительности жизни;

3. Повышение физической и умственной работоспособности.

Посредством совершен­ствования гомеостатические реакции организма (таких как постоянная темпера­тура тела и некоторые другие показатели физиологи­ческих функций при резких изменениях метеорологических факторов) и рас­ширения диапазона переносимых колебаний внутренней среды. В основе функциональных изменений, происходя­щих под влиянием закаливающих процедур, лежат нер­вные механизмы, в осуществлении которых важное значе­ние имеют высшие отделы центральной нервной сис­темы.

Повышение устойчивости организма к воздействию определенных метеорологических факторов под влиянием закаливающих процедур — это специфический эффект закаливания.

Неспецифический эффект закалива­ния проявляется главным образом в оздоровительном влиянии на организм.

Приступать к закаливанию можно практически в лю­бом возрасте. Однако чем раньше оно начато, тем здо­ровее и устойчивее к влияниям внешней среды будет орга­низм. Предварительно следует посоветоваться с врачом. Он не только проверит состояние здоровья, но и поможет выбрать закаливающие средства и их дозировку. При острых заболеваниях и обострениях хронических недугов применять закаливающие процедуры нельзя.

В дальнейшем необходимо систематически консульти­роваться с врачом и проверять эффективность методов закаливания.

Гигиенические принципы закаливания: сознательность;система­тичность; постепенность и последовательность; учет инди­видуальных особенностей; разнообразие средств и форм; активный режим; сочетаниеобщих и местных процедур; самоконтроль.

Сознательность – за­нимающиеся заинтересованы в занятиях и их ре­зультатах, а также проявляли положительные эмоции.

Принцип систематичности требует регулярного, ежед­невного выполнения закаливающих процедур. Для дости­жения закаленности необходимо повторное воздействие того или иного метеорологического фактора. При регу­лярных процедурах каждое последующее раздражение наслаивается на следы, оставшиеся от предшествующих, и таким образом происходит постепенное изменение ре­акций организма на данные раздражения. Длительные перерывы в закаливании ведут к ослаблению или пол­ной утрате приобретенных защитных реакций. Обычно через 2—3 недели после прекращения процедур устойчи­вость организма к закаливающему фактору понижается.

Постепенность и последовательность в увеличении до­зировки процедур. Оно должно начинаться с небольших доз простейших процедур. Пос­тепенно нужно увеличивать время воздействия закали­вающих факторов, переходить к процедурам более силь­ного воздействия.

Выбирать дозировку и формы проведения закаливающих процедур необходимо с учетом индивидуальных осо­бенностей человека (возраст, состояние здоровья и др.). Это объясняется тем, что реакция организма на закали­вающие процедуры у разных людей неодинакова. Дети, например, обладают большей чувствительностью к влия­нию внешних факторов, чем взрослые. Люди, слабо физи­чески развитые или недавно перенесшие какое-либо забо­левание, также гораздо сильнее, чем здоровые, реагируют на воздействие внешних факторов. Люди старшего воз­раста не должны пользоваться сильнодействующими средствами и увлекаться длительными процедурами.

Разнообразие средств и форм закаливающих проце­дур обеспечивает всестороннее закаливание. Это вызвано тем, что устойчивость организма повышается только к тому раздражителю, действию которого он многократно подвергался. Так, повторное действие холода вызывает повышение устойчивости только к холоду, повторное действие тепла, наоборот, только к теплу. Поэтому всес­тороннее закаливание осуществляется в том случае, ког­да на организм систематически действует комплекс разнообразных факторов, что, например, происходит при купании в открытых водоемах.

Эффективность закаливания увеличивается, если его проводить в активном режиме, т. е. выполнять во время процедур физические упражнения или какую-либо мы­шечную работу. Так, при закаливании холодом физичес­кие упражнения дают возможность покрывать теплоотда­чу за счет усиленной теплопродукции, что позволяет быстрее наращивать интенсивность холодового раздражи­теля, чем при пассивном режиме. Особенно высокая степень устойчивости организма была отмечена у лиц, применяющих закаливание в сочетании с физическими упражнениями, которые выполнялись при меняющихся температурных условиях. Поэтому занятия такими вида­ми спорта, как плавание, лыжный и конькобежный спорт, легкая атлетика, альпинизм, туризм, дают высокий за­каливающий эффект.

Сочетание общих и местных процедур в значительной мере повышает устойчивость организма к неблагоприят­ным внешним факторам. При общих процедурах закали­ванию подвергается вся поверхность тела, при мест­ных — отдельные участки. Местные процедуры оказыва­ют менее сильное действие, чем общие. Но добиться по­лезного эффекта можно и при местном закаливании, если воздействовать температурными факторами на наиболее чувствительные к охлаждению участки тела: ступни, горло, шею и др.

В процессе закаливания необходим постоянный само­контроль. О влиянии закаливающих процедур на орга­низм можно судить по ряду простых признаков. Пока­зателями правильного проведения закаливания и его по­ложительных результатов является крепкий сон, хороший аппетит, улучшение самочувствия, повышение, работо­способности и т. п. Бессонница, раздражительность, сни­жение аппетита, падение работоспособности указывают на неправильное проведение закаливания. В этом случае необходимо обратиться к врачу, изменить форму и дози­ровку процедур.

Выделяют следующие основные виды закаливания: ак­тивное и пассивное. Пассивное закаливание представляет собой ношение облегченной одежды, длительное пребыва­ние на открытом воздухе, проживание в холодной или жаркой климатических зонах и т.п. Все это, несомненно, оказывает определенное влияние на терморегуляторные механизмы, устойчивость к неблагоприятным условиям. Однако эффективность такого пассивного закаливания все же невелика.

В отличие от пассивного, активное закаливание предус­матривает систематическое и целенаправленное примене­ние искусственно создаваемых и строго дозированных тем­пературных воздействий, выбранных из всего многообра­зия закаливающих процедур.

Закаливание можно начинать и проводить в любое вре­мя года. Основным средствами закаливания служат есте­ственные природные факторы: солнце, воздух и вода. Их целебные свойства люди узнали еще в глубокой древности и широко использовали не только для укрепления своего здоровья, но и для излечения от всевозможных недугов. И в настоящее время ни одно искусственное средство не может сравниться с ними по степени эффективности бла­готворного воздействия на человеческий организм. Очень полезными формами закаливания являются хождение бо­сиком по земле и мокрой траве, а также различные бан­ные процедуры.


Воздушные ванны, будучи средством закаливания, ока­зывают благотворное влияние практически на все функ­ции организма, улучшая работу сердечно-сосудистой, ды­хательной, пищеварительной и выделительной систем орга­низма. Закаливающее влияние оказывают температура, влажность и скорость движения воздуха. Его температура зависит от времени года и интенсивности солнечной ради­ации. Влажность воздуха определяется наличием в нем водных паров. Она существенно влияет на теплообменные процессы в организме. В гигиене используется понятие «относительная влажность». Если она менее 55%, воз­дух считается сухим, от 55 до 70% — умеренно сухим, от 71 до 85% — умеренно влажным, а свыше 85% — сильно влажным.

При осуществлении закаливающих процедур необходи­мо знать, что различные сочетания температуры и отно­сительной влажности воздуха по-разному воздействуют на организм. При низкой температуре и большой влажности воздуха возможны холодовые травмы (обморожения). При высокой температуре воздуха и большой его относитель­ной влажности создается особенно большая угроза пере­гревания. Эти обстоятельства надо обязательно учитывать при проведении воздушных процедур, так как одна и та же температура воздуха может сопровождаться существенно различными восприятиями в зависимости от показателей его влажности.

Воздействие температуры воздуха на организм еще бо­лее изменяется при комплексном изменении влажности и скорости движения воздуха. Поэтому, например, зимой, при относительно благоприятной температуре (3—5 °С, но при высокой влажности воздуха и скорости его движения) вполне могут иметь место обморожения. В связи с этим необходимо постоянно осуществлять контроль состояния открытых участков тела детей, занимающихся физичес­кой культурой зимой на воздухе.


Закаливание водой является весьма мощным, эффек­тивным и разнообразным по форме видом закаливания. Закаливание водой основано на высокой теплоотдаче тела человека, так как вода обладает теплоемкостью, значи­тельно превышающей (в 10—20 раз) теплоемкость воздуха с той же температурой. Использование этого средства за­каливания предполагает особенно тщательное следование принципу постепенности и учета индивидуальных особен­ностей каждого человека.

Для закаливания могут применяться обтирания, обли­вания, души, ванны, купания, ножные ванны и другие водные процедуры. По температурному режиму различа­ют следующие виды процедур: холодные (менее 20 °С), прохладные (20—30 °С), индифферентные (34—36 °С), теп­лые (37-39 °С), горячие (свыше 40 °С). Основным закали­вающим фактором является температура воды, а не про­должительность водной процедуры. Следует придерживать­ся следующего правила: чем холоднее вода, тем короче должно быть ее соприкосновение с телом.

Обтирание — начальный этап закаливания водой. В течение нескольких дней производят обтирание мокрым полотенцем. Вначале процедуру проводят лишь по пояс, затем переходят к обтиранию всего тела.

Обливание — следующий этап закаливания водой. Тем­пература снижается от 30 до 150С, с обязательным после­дующим растиранием тела, что усиливает тренирующее действие на сосуды.

Душ — еще более энергичная водная процедура. Соче­тание холодной воды и механического раздражения ока­зывает сильное закаливающее воздействие на организм. Процедура также должна заканчиваться энергичным рас­тиранием тела полотенцем.

Контрастный душ — более щадящая и весьма полез­ная процедура, которую проводят в переменном, посте­пенно меняющемся температурном режиме (от 35—20 °С до 45-10 °С).


Спорным является вопрос о целесообразности исполь­зования с целью закаливания такой чрезвычайно сильно­действующей процедуры, как зимнее плавание, которое образно называют «моржеванием». Ледяная вода действи­тельно является великолепным стимулятором деятельно­сти всех систем организма, очень сильным фактором тре­нировки системы терморегуляции, источником сильных эмоций. Вместе с тем установлено, что человек, не про­шедший школы закаливания, оказавшись в воде с нуле­вой температурой, через 12 минут теряет сознание, а че­рез 18 уже может погибнуть. При температуре +10 °С эти рубежи отодвигаются, соответственно, до 25 и 55 минут.

Исследователи еще не пришли к единому мнению о том, полезно ли зимнее купание. Наряду с множеством факто­ров, свидетельствующих «за», существует немало данных, говорящих о том, что организму наносится вред, и зачас­тую непоправимый. Поэтому среди ученых превалирует мнение о нецелесообразности предельных холодовых нагру­зок для организма. Это мнение представляется тем более убедительным, что существует множество других, более безопасных, легких и весьма эффективных, средств зака­ливания. Очень важно во время закаливающих процедур учитывать эмоциональное состояние человека. Экспери­ментально подтверждено, что положительные эмоции спо­собствуют снижению вероятности получения отрицатель­ного эффекта даже при очень сильном охлаждении.

Существует ошибочное мнение некоторых родителей о том, что ослабленным детям закаливающие процедуры про­тивопоказаны. При условии соблюдения принципов зака­ливания, именно оно является одним из главных средств общего оздоровления и укрепления организма, которое не­обходимо и полезно именно ослабленным детям. Речь в этом случае должна идти не об исключении закалива­ющих процедур, а о более тщательном выборе методов, средств и дозировании закаливающих мероприятий.


Противопоказаниями для начала закаливания, его про­должения, а тем более усиления нагрузки, являются ост­рые заболевания, снижение веса, повышение возбудимо­сти, раздражительность, жалобы на усталость, резко не­гативное отношение к процедурам.

Рациональный режим труда и отдыха — необходимый элемент здорового образа жизни. При правильном и строго соблюдаемом режиме вырабатывается четкий и необходимый, ритм функционирования организма, что создает оптимальные условия для работы и отдыха и тем самым способствует укреплению здоровья, улучшению работоспособности и повышению производительности труда.

Весь комплекс циклических процессов, протекающих как в организме человека, так и в окружающей его среде обитания, составляет материальную основу, определяющую работоспособность и общую резистентность организма.

Согласно современным представлениям, трудовые процессы по
физиологическим критериям можно условно разделить на два вида: 1) преимущественно физическая работа; 2) преимущественно умственная работа, требующая внимания, нервно-психического напряжения, активации процессов мышления.

Все трудоспособное население делится на 5 групп:

I группа - работники умственного труда (руководители предпри­ятий, медики (кроме хирургов), педагоги, научные работники, писатели, работники печатной отрасли, журналисты, студенты). Суточный расход энергии составляет для мужчин 2550-2800 ккал, для женщин 2200-2400 ккал, т. е. в среднем 40 ккал/кг массы тела;

II группа - работники легкого физического труда (рабочие автома­тизированных линий, швейники, агрономы, ветеринары, медсестры, про­давцы промтоваров, тренеры, инструкторы по физической культуре). Суточный расход энергии составляет 3000-3200 ккал для мужчин и 2550-2700 ккал для женщин; в среднем 43 ккал/кг массы тела;

III группа - работники среднего по тяжести труда (водители, хирурги, работники пищевой промышленности, продавцы продовольственных товаров, работники водного транспорта). Суточный расход энергии составляет 3200-3650 ккал (муж.) и 2600-2800 ккал (жен.), на 1 кг массы в среднем 46 ккал;

IV группа - работники тяжелого физического труда (строители, сельхозрабочие, механизаторы, металлурги, спортсмены). Суточный расход энергии составляет 3700-4250 ккал (муж.) и 2900-3200 ккал (жен.), 53 ккал/кг массы;

V группа - лица особо тяжелого физического труда (сталевары, лесо­рубы, шахтеры, грузчики). Суточный расход энергии составляет 3900-4300 ккал у мужчин (61 ккал/кг); для женщин этот расход не нормируется. Вышеуказанные цифры энергозатрат ориентированы на мужчин и женщин среднего веса (70 и 60 кг соответственно).

Однако физиологический анализ любой трудовой деятельности человека, тем более современного, свидетельствует о том, что деление на труд умственный или физический условно, в достаточной степени относительно: нет чисто физической и чисто умственной работы. Оценивая тот или иной вид трудовой деятельности, можно говорить о преобладании умственной или физической работы, так как в каждом конкретном с место лишь различная доля, различная степень их сочетания. Напряженная умственная деятельность, сопровождается значительными нейродинамическими, нейрофизиологическими и нейрогормональными сдвигами. Наблюдается значительное повышение в крови фосфорной кислоты, увеличивается кровенаполнение головного мозга, усиливается электрическая активность мышц, повышается кровяное давление, температура тела и т.д. Сдвиги, происходящие в нервной системе, не имеют специфических черт. Повышение суммарных энергетических затрат при деятельности определяется, как правило, характером работы и степенью нервно-психического напряжения. Установлено, что суточный расход энергии при умственном труде составляет 2500-3000 ккал. При чтении вслух он увеличивается на 48%, при выступлении публичной лекцией, если выступающий читает её вслух, - на 94%, а у операторов вычислительных машин - на 60-180%.

Головной мозг, вес которого составляет всего лишь 2% веса тела, потребляет 20% получаемого организмом кислорода и других энергетических ресурсов. В результате систематических хронических нервно-эмоциональных перегрузок эти ресурсы истощаются, подобно тому как постепенно "садятся" батарейки электронной аппаратуры.

Восполнить дефицит энергоресурсов мозга можно как с помощью витаминов, аминокислот, минеральных солей, микроэлементов, так и путем правильной организации режима труда и отдыха.

Хорошая работоспособность может быть достигнута путем применения активного отдыха, теоретические основы которого разработал и обосновал И.М. Сеченов Он показал, что на восстановление сил утомленных мышц правой руки, например, требуется значительно меньше времени, если в период отдыха человек совершает небольшую работу левой рукой, т.к. при работе каждой групп мышц происходит утомление соответствующих нервных клеток, поэтому отдыхать должны не только мышцы, но и нервная система.

Необходимо чередовать труд умственный и труд физически.

Сеченов высказал мысль, что мышечные движения имеют огромное значение для развития и деятельности мозга, а, следовательно, для состояния и развития организма в целом. На основании своих экспериментов он пришел к выводу, что физическая нагрузка "заряжает энергией нервные центры", увеличивая, в конечном счете, умственную и физическую работоспособность человека, т.к. любая мышечная тренировка приводит не только к упражнениям мышц, но и равной степени к тренировке нервной, дыхательной и сердечно­сосудистой систем.

Активный отдых при психических и умственных нагрузках в условиях напряженных ритмов жизни, должен быть индивидуальным, контрастным (непохожим на повседневные будни). Чем контрастнее вид отдыха, тем быстрее и легче удается восстановить силы.

Рациональный образ жизни и, прежде всего активный двигательный режим и разностороннее физическое воспитание обеспечивают возможность оптимального использования врожденных задатков организма.

Для сохранений достаточной работоспособности человека особенное значение имеет качество, количество и регулярность сна. И.П.Павлов назвал сон "выручателем нервной системы". Основная биологическая целесообразность повседневной суточной ритмики состоит в предохранении клеток мозга от истощения путем периодического сна. Систематическое недосыпание может привести к нервным расстройствам. Сон ничем заменить нельзя. Он должен быть достаточным и ежедневным. Потребность во сне зависит от возраста, привычек, образа жизни, состояния здоровья, типа нервной системы. Людям напряженного умственного труда обычная норма сна 7-8 часов недостаточна, они должны спать иногда 9 часов в сутки. В выходной день также рекомендуется удлинять время сна до 9-10 часов. Сон способствует нормальной деятельности ЦНС. Сон есть процесс торможения, распространяющиеся на всю территорию коры головного мозга и подкорковых образований, защищающий клетки мозга от различных раздражителей. Чем больше и сильнее участки головного мозга охвачены торможением, тем глубже и полноценнее сон. Спокойный глубокий сон без сновидений - самый полезный. Такой сон в народе называют "богатырским".

В спящем мозгу существуют, по Павлову "сторожевые участки". Крепко спящая мать, на сон которой не действуют громкие шумы и звуки, просыпается при слабом плаче ребенка.

Человек может бороться со сном 2-3 суток, но лишь стоя на ногах, работая или двигаясь, как только он ляжет - сон побеждает его. У человека после 2 бессонных ночей АД доходит до 220 мм.рт.ст.

Нарушения сна, бессонница, встречаются в настоящее время не редко. Меры борьбы с ней - изменение образа жизни, более активная физическая нагрузка, прогулка на свежем воздухе перед сном, правильно налаженный режим питания, теплая ванна перед сном, определенное время отхода ко сну, свежий воздух в спальне, удобная кровать - все это при консультации с врачом может помочь в преодолении недуга без употребления медикаментов.

Искоренение вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики) — непременное условие здорового образа жизни. Эти разрушители здоровья являются причиной многих заболеваний, резко сокращают продолжительность жизни, снижают работоспособность, пагубно отражаются на здоровье подрастающего поколения.

Рациональное питание — построенное на научных основах, способное пол­ностью обеспечить потребность в пище в количественном и каче­ственном отношениях.

Наука о питании называется нутрициология.

Основные гигиенические требования к пище состоят в том, что она должна:

1. полностью возмещать энергетические траты организма;

2. содержать все необходимые пищевые вещества (белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества и воду) для постро­ения тканей, органов и нормального протекания всех физиологи­ческих процессов;

3. быть разнообразной (состоять из различных продуктов живот­ного и растительного происхождения);

4. обладать приятными вкусом, запахом и внешним видом;

5. быть легкоусвояемой;

6. быть доброкачественной.

Теоретической основой современной науки о питании являет­ся концепция сбалансированного питания, сформулированная академиком АМН А.А.Покровским. Согласно этой концепции обеспечение нормальной жизнедеятельности возможно при усло­вии снабжения организма необходимым количеством энергии, бел­ков, углеводов, жиров, витаминов, минеральных веществ, воды в нужных для организма соотношениях.

Сбалансированное питание — это питание, обеспечивающее организм всеми необходимыми ему пищевыми веществами в стро­го определенных соотношениях, корреляционные зависимости между усвоением пищи и степенью сбалансированности ее хи­мического состава.

Основные гигиенические принципы построения любого рацио­на питания. Пища должна:

1. по калорийности удовлетворять энергетические потребности человека;

2. содержать в достаточном количестве все вещества, необходи­мые для пластических целей и регуляции физиологических функ­ций;

3. быть сбалансированной по содержанию различных пищевых веществ, количество которых должно находиться в определенных соотношениях;

4. соответствовать ферментному статусу организма; быть безвредной (не содержать токсичных веществ и патоген­ных бактерий).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 9745; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.06 сек.