Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные гигиенические требования к занятиям оздоровительными физическими упражнениями




Это непрерывность и преемственность, комплексность, адек­ватность.

Непрерывность и преемственность. Это требование должно со­блюдаться на протяжении всей жизни человека, особенно в детс­ком и юношеском возрасте. В этот период происходит бурное фи­зическое развитие и формирование организма, когда он особо чувствителен как к недостатку двигательной активности, так и к повреждающему действию чрезмерной нагрузки.

Физическому и умственному развитию человека свойственны определенные критические (сенситивные) периоды, в которые соответствующие функции развиваются особенно быстро. Напри­мер, в формировании соматотипа сенситивным периодом счита­ют возраст 6—7 лет; для развития быстроты — 8—10 лет, так как именно в этом возрасте наиболее бурно формируются морфоло­гические субстраты нервной и мышечной систем, обеспечиваю­щие быстроту, координацию мышечных движений. Общая вынос­ливость развивается преимущественно в 10—14 лет, что связано в первую очередь с ростом объема и мышечной массы сердца, уве­личением вентиляционной и диффузной функции легких. Мышеч­ная сила — в 13—16 лет, когда происходит быстрый рост мышеч­ной массы тела.

Непрерывность физической тренировки важна для людей зрелого и старшего возраста, так как ее прекращение или прерывание вызывает быструю инволюцию физического состояния. Гиподинамия в течение относительно ко­роткого периода времени (несколько недель), например при постель­ном режиме в связи с травмой, может приводить к таким изменени­ям в организме, которые в последующем уже не поддаются полному восстановлению. Отрицательное воздействие временной гиподинамии на здоровье особенно значительно в старшем возрасте.

Комплексность. Это параллельное развитие всех основных дви­гательных качеств. Каждое из них оказывает специфическое влия­ние на здоровье. Особенно важное значение имеет общая вынос­ливость (аэробная функция), значительна роль силы, силовой выносливости, необходимы гибкость, ловкость и скоростно-силовые качества.

Адекватность физических упражнений понимается как их со­ответствие состоянию здоровья, возрастным и половым функцио­нальным особенностям и возможностям занимающихся и решае­мым задачам. Физические упражнения не должны вредить здоровью, т.е. не должны превышать функциональные возможности организма (не вызывать перенапряжения). Их параметры (объем, интенсивность, структура) должны быть достаточными для предупреждения дефицита двигательной активности и достижения оптимальных показателей физического раз­вития и физической подготовленности, соответствующих возрастно-половым стандартам и нормативам.

Гигиенические требования к структуре, содержанию и нормированию нагрузок на одном занятии

Наиболее распространенными формами оздоровительных фи­зических упражнений являются урок (занятие) физической куль­туры в детском саду, школе, вузе, тренировка в группе здоровья, в спортивной секции, самостоятельная тренировка, утренняя за­рядка, упражнения перед началом работы, физкультпаузы, физ­культминутки, туристские походы, прогулки, подвижные игры.

В зависимости от основных гигиенических задач все формы оздоровительных физических упражнений можно разделить на три группы:

развивающие (урок физкультуры, тренировка в группе здоро­вья, самостоятельная тренировка);

подготовительно-стимулирующие (утренняя зарядка, зарядка после дневного сна, упражнения перед началом работы);

восстановительные (активный отдых — прогулки, туристские по­ходы на небольшие расстояния, ниже туристских спортивных нор­мативов, подвижные игры, физкультпаузы и физкультминутки).

Гигиенические требования к структуре, содержанию и величине нагрузок в развивающих формах оздоровительных физических упраж­нений. Задача — развитие и поддержание двигательных качеств на уровне возрастных и половых нормативов. Структура занятий долж­на содержать три части: подготовительную, основную и заключи­тельную.

Гигиеническая характеристика подготовительной части занятий. В подготовительной части занятий выполняются упражнения, по­вышающие работоспособность, функциональный уровень адап­тивных физиологических систем, что позволяет, с одной сторо­ны, выполнять более интенсивные нагрузки, с другой — уменьшить риск их возможного повреждающего действия на организм занимающихся.

Поэтому перед тренировкой необходимо выполнить некоторые простые движения для суставов ног и позвоночника (приседания, маховые движения ног, подъемы на носки, накло­ны и повороты туловища и шеи в исходном положении стоя или во время ходьбы).

Время 5 — 6 мин, ЧСС 130—150 уд/мин.

Таким образом, разминка в любом развивающем занятии оздо­ровительными физическими упражнениями должна включать гим­настические упражнения для всех суставов с умеренными усили­ями на растяжение с целью подготовки мышц и суставов к интен­сивным нагрузкам, циклические упражнения (бег), стимулирую­щие функцию аэробной системы, способствующие подготовке организма к основной части занятия и особенно сердечно-сосу­дистой и дыхательной систем. Первая часть разминки имеет в ос­новном подготовительную функцию, вторая оказывает и развива­ющий эффект.

Гигиеническая характеристика основной части занятий. Основ­ная часть занятий варьируется в зависимости от формы (урок, тренировка в группе здоровья и т.п.), условий и места занятий (зал, стадион, парк), возрастных и половых функциональных воз­можностей занимающихся. Общим гигиеническим требованием к структуре, содержанию и нормированию нагрузок основной час­ти развивающих занятий оздоровительными физическими упраж­нениями является то, что они должны обеспечить должный трени­рующий эффект для достижения и сохранения соответствия уров­ня двигательных качеств возрастно-половому нормативу. Для реше­ния этой задачи должен быть выполнен определенный объем целе­направленных упражнений в течение недели. Поэтому каждое за­нятие должно строиться с учетом общенедельного комплекса оздо­ровительных физических упражнений. Вместе с тем независимо от количества и содержания занятий в течение недели на каждом за­нятии (в основной части) должны соблюдаться некоторые общие положения:

• на одном занятии целесообразно развивать несколько двигатель­ных качеств, т. е. содержание занятий должно быть комплексным;

• объем нагрузки, направленной на развитие какого-либо ка­чества, должен быть достаточным для достижения выраженного срочного и отставленного тренировочных эффектов;

• нагрузки необходимо чередовать по интенсивности воздей­ствия на сердечно-сосудистую систему, оцениваемой по ЧСС, по характеру энергообеспечения (аэробные и анаэробные), по на­правленности на развитие определенных мышечных групп.

Постепенное снижение интенсивности нагрузки в заключительной части уменьшает возбуждение нервной системы, создавая условия для переключения на другую деятельность, на­пример на умственную работу. В заключительной части могут ис­пользоваться специальные упражнения, усиливающие восстано­вительный эффект (на расслабление, дыхательные).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 2803; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.