КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Подготовительно-стимулирующие формы оздоровительных физических упражнений
Утренняя гигиеническая гимнастика — это наиболее массовая форма подготовительно-стимулирующих оздоровительных упражнений. Ее задача — активизация физиологических функций организма, перевод их из состояния покоя после ночного сна в оптимальное состояние для более быстрого перехода к новому уровню активности. Здесь должны преимущественно использоваться упражнения для всех суставов (без отягощения, на растяжение). Упражнения можно начинать, еще лежа в постели (особенно это касается пожилых людей): упражнения на растяжение, например потягивание, динамические сокращения мелких мышечных групп. Утреннюю зарядку можно совмещать и с самостоятельной развивающей тренировкой. Обычно рекомендуют утреннюю гимнастику проводить в течение 20—30 мин и более. Как правило, занимаются ею только в течение 8—10 мин, но энергично. Утренняя зарядка способствует возбуждению центральной нервной системы, значительно сокращает период вхождения в трудовую деятельность. Комплексы утренней гимнастики должны отвечать следующим требованиям: — упражнения подбираются в соответствии с функциональными возможностями организма, состоянием здоровья, возрастом, полом и спецификой трудовой деятельности; — выполняются в определенной последовательности; — охватывают основные мышечные группы и воздействуют на силу, гибкость, в определенной степени на выносливость, расслабление, обеспечивают улучшение общей подвижности; — носят преимущественно динамический характер, выполняются без значительных усилий и задержки дыхания; — нагрузка при этом должна постепенно возрастать и снижаться к концу зарядки. Комплексы периодически необходимо обновлять, так как привычные упражнения теряют эффективность. Примерная схема последовательности упражнений утренней гимнастики: 1. Упражнения, способствующие постепенному переходу организма из заторможенного состояния в рабочее. Это потягивания, дыхательные упражнения, ходьба, бег. Выполняются в спокойном темпе. 2.Упражнения, воздействующие на мышцы рук и ног, активизирующие деятельность сердечно-сосудистой системы. Это вращения в плечевых суставах, махи руками в разных направлениях, неглубокие выпады, спокойные приседания. 3.Упражнения, укрепляющие мышцы тела, повышающие гибкость позвоночника, тренирующие дыхание, улучшающие мозговое кровообращение. Они объединяют повороты, наклоны, прогибы, вращения головы, туловища и таза. 4.На развитие силовых возможностей направлены отжимания в упоре лежа, подтягивания. 5.Упражнения на гибкость, растягивание включают махи руками и ногами в разных направлениях, наклоны вперед из исходного положения основной стойки, стойки ноги врозь, широкой стойки ноги врозь. Они способствуют увеличению подвижности суставов, тренируют мышцы и повышают эластичность связочного аппарата. 6.Упражнения для мышц живота, брюшного пресса. Им следует уделять особое внимание, так как они способствуют улучшению кровообращения в брюшной полости, перистальтике кишечника и усилению диафрагмального дыхания. К ним относятся подъемы туловища и ног из положения лежа, подъемы ног из положения сидя, круги и махи ногами из тех же исходных положений. Очень полезны попеременные движения ногами вверх и вниз из исходного положения сидя и окрестные движения ногами. Они повышают кровообращение в области таза, снимают застойные явления. 7.Упражнения для ног включают глубокие выпады, приседания на одной и двух ногах, подскоки, бег, танцы под музыку. 8.Завершают утреннюю гимнастику упражнения на расслабление и восстановление дыхания. Это ходьба, потряхивание руками, ногами, специальные дыхательные упражнения. После серии регулярных занятий зарядкой можно выполнять некоторые упражнения с гантелями, резиновым жгутом, эспандером. Практически здоровые люди в возрасте до 40 лет могут проводить зарядку в темпе, при котором пульс повышается до 150 уд/мин. После 50 лет частота пульса не должна превышать 140 уд/мин, а для 60-летних — 130. Показателем же оптимальной нагрузки для любого возраста является самочувствие. После выполнения комплекса должно быть бодрое настроение. Усталость, вялость, желание вновь лечь спать через некоторое время после зарядки, проявляющиеся в течение дня, свидетельствуют о чрезмерной нагрузке или об отклонениях в состоянии здоровья. Необходимо отметить, что в утреннюю гимнастику должны включаться также и элементы аутогенной тренировки, той ее части, которая относится к активизации всех физиологических процессов. При выполнении упражнений рекомендуется произносить (про себя) специальные фразы, вызывающие прилив сил и бодрости, например: «Я должен быть сегодня спокойным, уравновешенным и уверенным»; «Мне поможет в этом гимнастика»; «Мои мышцы становятся упругими, а воля — твердая, как металл»; «Мне все доступно». Подготовительные физические упражнения перед началом работы или занятий в школе проводятся с целью повышения эффективности предстоящей профессиональной или учебной деятельности, для более быстрого достижения оптимума работоспособности. Комплекс подготовительных упражнений строится с учетом особенностей профессиональной или учебной деятельности. В комплекс упражнений утренней гигиенической зарядки рекомендуется включать ходьбу, потягивания, наклоны и повороты туловища, упражнения на растягивание, приседания, подскоки, упражнения на точность движений и концентрацию внимания. Включаются упражнения, имитирующие в определенной мере предстоящие профессиональные операции. Продолжительность вводной гимнастики — 4 — 10 мин. Физкультурная пауза выполняется, как правило, через 2—2,5 часа работы. Состоит она из 6—8 упражнений, учитывающих особенности рабочей позы, совершаемых движений, степени тяжести и эмоционально-психологической напряженности труда. Например, для работающих сидя рекомендуется выполнять упражнения преимущественно стоя с повышенной физической нагрузкой в течение 10—15 мин. Упражнения подбираются с такой направленностью, чтобы основную нагрузку получали органы, не принимающие активного участия в процессе труда. Начинается физкультурная пауза с потягиваний, это естественная потребность для сидящего длительное время человека. В среднем темпе выполняются 2—3 упражнения для мышц туловища, рук, ног, спины; далее — упражнения общего воздействия: бег, прыжки, подскоки с переходом на ходьбу и дыхательные упражнения, регулирующие кровообращение, упражнения на расслабление. Физкультминутки. Они организуются во время работы или учебы, через 1 — 1,5 ч после начала работы или учебы и состоят из 2 — 3 упражнений, например потягивания, приседания, наклоны, разгибания туловища, вращения головы. Их длительность — не менее 1-2 мин. Туризм выходного дня. В зависимости от интенсивности и объема нагрузки он может иметь спортивные цели — как средство, развивающее различные физические качества, и оздоровительные задачи — как средство оздоровительной физической культуры в процессе активного отдыха. В зависимости от способа передвижения туризм бывает пешеходный, водный, велосипедный, конный, лыжный. Для спортивного туризма используются сложные трассы, требующие больших физических напряжений. Массовый туризм выходного дня преимущественно пешеходный. Физическая нагрузка здесь регламентируется по следующим показателям: количеству дней (используется главным образом 1 —2-дневный); по расстоянию, преодолеваемому за день; объему нагрузки и ее интенсивности — скорости движения (средняя скорость движения, скорость на переходах, длительность интервалов отдыха); массе переносимого груза. Подготовительно-стимулирующие формы занятий должны применяться ежедневно (утренняя зарядка) или только в рабочие дни (занятия перед уроками или перед работой); восстановительные формы — ежедневно (прогулка перед сном) или только в выходные (туризм выходного дня). Развивающие формы могут использоваться в различных вариантах в течение недели, однако при этом необходимо соблюдать следующие основные гигиенические требования: • не менее двух развивающих занятий (оптимально 3 — 7) в недельном цикле; • примерно одинаковые по времени (при 2—4-кратных занятиях в неделю) интервалы между отдельными занятиями; • занятия примерно в одно и то же время дня. Если занятия происходят дважды в неделю, уровень тренированности повышается в меньшей степени, чем при трехкратных занятиях, несмотря на одинаковый объем физической работы за неделю, т. е. вариант «три раза в неделю по 60 мин каждый» дает больший тренирующий эффект, чем вариант «два раза в неделю по 90 мин каждый». Более дробное распределение физической нагрузки не существенно, т.е. варианты «три раза по 60 мин в неделю» и «четыре раза по 45 мин в неделю» дают примерно равный тренировочный эффект. Однако здесь должно соблюдаться второе гигиеническое требование к структуре недельного тренировочного цикла — примерно одинаковые временные интервалы между занятиями. При двухразовых занятиях в неделю интервал между ними не должен превышать 96 ч (четырех суток), второй интервал — 72 ч. Если один интервал будет больше 96 ч, то тренировочный эффект от предыдущего занятия к последующему будет слабеть. При трехразовых занятиях в неделю два из них должны проводиться с интервалом более 48 ч и одно — через 72 ч; при четырехразовых — три интервала по 48 ч и один — 24 ч. Гигиеническое значение такой периодизации тренировочного цикла состоит в выработке определенного биоритма физиологических функций организма, в чередовании процессов утомления и восстановления. Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности студентов. Средства физической культуры в регулировании работоспособности. Доказано, что умственная деятельность сопровождается различными изменениями функционального состояния органов и систем организма. Так мозговая ткань использует больше кислорода, чем другие ткани тела, около 20% (из расчета вес человека — 70 кг, вес головного мозга — 1,5-2 кг, т.е. 2-3% от веса тела), т.е. 40-50 см3 в одну минуту. Суточный расход энергии при умственной работе в средних пределах 2800-3000 ккал. По сравнению с расходом энергии в состоянии покоя некоторые виды умственного труда требуют повышения энергозатрат: - чтение сидя «про себя» — на 16%; - вслух — на 48%; - слушание лекций, выполнение (стоя) практических, лабораторных заданий — на 46%; - чтение лекций (стоя), доклады — на 94%. Без вмешательства эмоциональных факторов сердечнососудистая система изменяется незначительно, соответственно интенсивности. Главным же источником энергии для мозга является окислительный процесс обмена глюкозы, потребление которой приблизительно 80 мг в одну минуту. Метаболическая активность зависит от его функциональной деятельности. В состоянии сна накапливаются богатые энергией фосфорные соединения, а при усиленной умственной работе они расщепляются, что проявляется в повышенном гликозе и усиленном образовании молочной кислоты. Возбуждение ЦНС приводит к увеличению образования аммиака, а угнетение ЦНС — к уменьшению его содержания в мозговой ткани. Изменение некоторых показателей газообмена может характеризоваться напряженностью умственной работы. Так, наблюдения, проводимые над студентами, прорабатывающими трудный материал (книга, конспект — в период подготовки к экзаменам), привели к следующим результатам: при работе над первыми 8-ю страницами выделение углекислоты повысилось на 12% (по сравнению с состоянием покоя), после 16 страниц — на 20%, после 32 страниц — более чем на 35%. Представляет интерес и динамика сердечно-сосудистой системы. При умственной работе увеличивается наполнение кровью сосудов мозга, происходит сужение периферических сосудов конечностей, расширение сосудов внутренностей, т.е. сосудистые реакции обратны тем, которые характерны при мышечной нагрузке. Кратковременный интенсивный умственный труд усиливает частоту сердечных сокращений, особенно, когда работа сопровождается нервно-эмоциональным напряжением, резко разрушающими факторами, условиями дефицита времени, отрицательного влияния внешних разрушителей и т.п. При долговременной умственной работе частота сердечных сокращений замедляется. По исследованиям автора, показатели пульса в течение семестра, в день экзамена и после него в течение 2-3 дней представлены следующими данными: 70-74 уд/мин, 120-150, 78-82. Изменения наблюдались и с показателями артериального давления: 118/75 мм. рт. ст., 170/95 и 128/ 75. Такая закономерность говорит о том, что еще длительное время «рабочая доминанта» не угасает, не исчезает полностью, вызывая утомление. Исследования зарубежных ученых в определенной мере подтверждают отечественные данные: так, из 145 студентов Оксфорда, прекративших в учебном году занятия в университете из-за болезней, половина оказались психически неполноценными. При обследовании 90 тыс. студентов ФРГ психические и психоневрологические расстройства были обнаружены у 9,5%. В России более трети студентов страдают заболеваниями нервной системы, более 20% — гипертоники, менее 80% школьников-старшеклассников имеют заметные отклонения в состоянии здоровья и недостаточное физическое развитие. Не менее половины требуют врачебного вмешательства для нормализации своих функциональных возможностей. При длительном и направленном умственном труде наступает утомление — объективное состояние организма, при котором деятельность внешних органов чувств — аномально: может возникнуть резкое кратковременное повышение или до крайности ослабление реакции организма: почти мгновенное исчезновение из памяти только недавно усвоенного, снижается сила памяти, что ведет к состоянию, когда представления, образы становятся расплывчатыми, «мысли убегают», прекращается желание трудиться, состояние организма длительно не восстанавливается. Часто состояние утомления смешивают с усталостью — субъективным чувством индивидуума, для которого характерны практически все перечисленные выше признаки, но они кратковременны, причины их известны: неудовлетворенность сделанным, неудачи, условия плохой организации мыслительного труда, эмоциональный подъем (к примеру: в день экзамена получение высокой оценки) и т.д. Необходимо особо отметить, что, к примеру, успешная сдача экзамена может еще больше мобилизовать студента, и «провал» может привести к депрессивному состоянию. Умственный труд проходит в условиях недостаточной двигательной активности, что способствует развитию процессов торможения в коре больших полушарий и, как следствие, ухудшение общего самочувствия, пониженная работоспособность, утомление. Обратим внимание на признаки незначительного, значительного и резкого утомления (см. таблицу). Проявление первых признаков значительного, особенно резкого утомления — биологически необходимая защита от развития истощения организма, сигнал для прекращения работы, для реакции. Волевым усилием можно заставить организм продолжать работу, что только отдалит (не ликвидирует!) утомление или, что намного опаснее, приведет к состоянию переутомления. Переутомлению присущи постоянное чувство усталости до начала работы, отсутствие интереса, апатия, повышенная неадекватная реакция, головная боль, головокружение, снижение аппетита, снижение веса тела, потливость, снижение сопротивляемости организма инфекциям и т.п. Внешние признаки утомления в процессе умственного труда студентов (по С.А. Косилову)
В следующей таблице приведены признаки состояния организма при переутомлении. Изменение умственной работоспособности, наблюдение в течение дня, недели, семестра и учебного года отражают соответствующие поставленным целям, задачам корреляционно связанные с состоянием организма периоды врабатывания, стабильной, высокой работоспособности в период ее снижения.
Начло учебного дня не отличается высокой эффективностью учебного труда, Период врабатывания - в пределах 10-30 мин. За этот период в коре головного мозга образуется рабочая доминанта. Важное значение имеет соответствующая установка — мотивация. Период высокой оптимальной работоспособности обычно не превышает 3 часов (1,5—3 часа). Изменения функционального состояния организма соответствуют содержанию, форме, виду, объему учебного труда. Далее наступает период снижения работоспособности или ее продолжение на требуемом уровне за счет волевых усилий, в силу созданных условий деятельности. Обратим внимание на приведенный на рис. 1 так называемый «второй подъем» работоспособности при самостоятельной работе. Объяснение этого явления кроется в суточной ритмике и связывается, в основном, с психическим настроением волевого характера. Рис. 1. Работоспособность студента в процессе учебно-трудового дня Любая человеческая деятельность, а интеллектуальная особенно, психологически увязывается с влиянием жизненных, обусловленных требованиями трудового процесса ритмов и свойственных организму биологических колебаний. Для человека наибольшее значение имеют так называемые «суточные ритмы», в процессе которых изменяются более пятидесяти физиологических функций организма. В период бодрствования, активной деятельности показатели функционального состояния сердечно-сосудистой, эндокринной, мышечной, выделительной и других систем достигают самого высокого уровня, а в период отдыха, сна реализуются на необходимом уровне восстановительные процессы. Чем больше и точнее осуществлен контакт с началом учебно-трудовой деятельности с мобилизацией жизненно важных функций организма, тем продуктивнее будут результаты трудовых действий. Достаточно многими исследованиями установлено деление студенческого контингента на студентов, отнесенным к «утреннему» типу, так называемым «жаворонкам», отличающихся наиболее приподнятым настроением, высокой работоспособностью в утреннее и дневное время, и студентов «вечернего» типа — «сов», несколько заторможенных в первой половине дня, высокий уровень работоспособности которых начинается с 17-18 часов. Умственная работоспособность студентов изменяется в зависимости от психофизиологического состояния организма до начала работы, особенностями самой работы, ее организацией и другими причинами. Независимо от времени деятельности: будь то академический час, учебный день, неделя, семестр, учебный год, учебный труд характеризуется различными периодами эффективности: врабатывания, устойчивой (оптимальной) работоспособностью и периодом ее снижения. Учебный день: период врабатывания до 15-30 минут. Этот период характеризуется образованием рабочей доминанты. Особое значение имеет установка, психологическая настройка. Второй период, длительностью 1,5-3 часа, обладает высокой степенью эффективности, максимального использования функциональных возможностей, изменения в организме, которые адекватны требованиям учебной деятельности. Третий период — период полной компенсации начальных признаков утомления волевыми усилиями и положительной мотивацией. Далее наступает период несбалансированной компенсации, нарастает утомление (нарушается работа анализаторов, устойчивость внимания, оперативной памяти и др.). Следующий этап характеризуется прогрессирующим снижением работоспособности, резким снижением продуктивности и угасания рабочей доминанты. Рабочий день студента не заканчивается аудиторными занятиями: он включает время на самоподготовку. Второй подъем работоспособности объясняется не только суточной ритмикой, но и мотивацией, психологической установкой и использованием «волевого синдрома». Учебная неделя: период врабатывания — понедельник; вторник-четверг — высокий уровень работоспособности, пятница-суббота — период ее снижения. Естественно, что эта закономерность изменится при вмешательстве различных факторов нервно-эмоционального направления, связанного, например, с выполнением ответственного задания, подготовкой к контрольной, семинару, зачету и т.п. Работоспособность студентов в течение семестра, учебного года также подчинена изменениям в периодах врабатывания, оптимальной деятельности, снижения. Студенты обычно «входят в форму» (период пребывания) 3-3,5 недели. Работоспособность устойчивого, высокой эффективности характера длится приблизительно 10 недель. В декабре в периоды увеличения ежедневной нагрузки до 11-13 часов и более, в сочетании с нервно-эмоциональным состоянием и переживаниями в периоды зачетной и экзаменационной сессий наблюдается снижение работоспособности. Ее высокий уровень достигается психологическим настроем, целевой мотивацией и, естественно волевыми усилиями. Зимние каникулы — период восстановления работоспособности. У спортсменов, в группах организованного активного отдыха работоспособность восстанавливается полностью. В группах отдыха самостоятельными формами — только на 60-70% от исходных данных. Период врабатывания во втором семестре соответственно — 5-7 дней и 12-16 дней. Устойчиво высокая работоспособность характерна почти до конца апреля. Снижение ее в конце апреля объясняется накоплением в течение учебного года многих отрицательных факторов и их кумулятивным негативным воздействием. Спорт в жизни студента Одно из важнейших требований к процессу осовременивания вузовской физической культуры и спорта — обучение студентов технологии использования невостребованных средств и методов как для повышения физической и умственной работоспособности, так и с целью укрепления здоровья. В современных системах физического воспитания значительное предпочтение отдается спорту — игровой, соревновательной деятельности, направленной на достижение результатов, характеризующих высокие двигательные возможности человека в условиях соперничества. Историческое развитие спорта как многогранного общественного явления, его социальная значимость и практическая ценность заставляют нас видеть в нем «совокупность наиболее действенных средств и методов физического воспитания, одну из основных форм подготовки человека к трудовой и другим общественно необходимым видам деятельности, а наряду с этим — одно из важнейших средств этического и эстетического воспитания, удовлетворения духовных запросов общества, упрочения и расширения интернациональных связей, способствующих сотрудничеству, и дружбе между народами» (Л.П. Матвеев, 1976). Занятия отдельными видами спорта или системами физических упражнений, носящими, как правило, массовый характер, в основе которых — доступность и возрастная приемлемость, объединены в так называемый массовый спорт, «спорт для всех». Цели и задачи его тесно увязаны с активными видами отдыха, рекреацией, повышением работоспособности, укреплением здоровья и гармоничным развитием, совершенствованием человека. «Спорт для всех» играет важную роль в решении проблем, касающихся целесообразной двигательной активности человека, как неотъемлемого компонента повседневного режима, здорового образа жизни.
Список используемой литературы:
1. Вайнбаум Я.С., Коваль В.И., Родионова Т.А. Гигиена физического воспитания и спорта: Учеб. длявысш.пед.учеб.заведений / Я.С. Вайнбаум, В.И. Коваль, Т.А. Родионова. – М.: Издательский центр «Академия» -2003. – 240 с. 2. Васильков А.А. Теория и методика спорта: учебник / А.А. Васильков. – Ростов н/д: Феникс, 2008. – 379 с. – Высшее образование. 3. Грязев М.В., Егоров В.Н., Попов Э.М. Физическая культура: обязательный минимум знаний: учеб. пособие. – Тула: Изд-во ТулГУ, 2009. – 135 с. 4. Дубровский В.И. Гигиена физического воспитания и спорта: Учеб. для студ.сред. и высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 512 с. 5. Евсеев Ю.И. Физическая культура / Ю.И. Евсеев. – Изд.3-е. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 382 с. 6. Ильинич, В.И. Физическая культура студента и жизнь: учебник для вузов / В.И. Ильинич. – М.: Гардарики, 2008. – 366 c 7. Максименко, А.М. Теория и методика физической культуры: учебник для вузов / А.М. Максименко. – М.: Физическая культура, 2005. – 544 с.: ил. 8. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): Учеб. для ин-тов физ. культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 543 с. 9. Менхин А.В. Рекреативно-оздоровительная гимнастика: учеб. пособие для вузов / А. В. Менхин.— М.: Физическая культура, 2007.— 160 с. 10. Селуянов В.Н. Технология оздоровительной физической культуры / В.Н. Селуянов. – М.:СпортАкадемПресс,2001. – 172с.:ил. – (Б-ка журнала "Аэробика") 11. Терминология спорта. Толковый словарь спортивных терминов / Сост. Ф.П. Суслов, Д.А. Тышлер. – М.: Спорт АкадемПресс, 2001. – 480 с. 12. Тимушкин А.В. Физическая культура и здоровье: учеб. пособие / А.В. Тимушкин, Н.Н. Чесноков, С.С.Чернов.— М.: СпортАкадемПресс, 2003.— 139c. 13. Федеральный закон от 4 декабря 2004 г. № 329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». 14. Холодов Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для вузов/ Ж. К. Холодов, В.С. Кузнецов.- 3- е изд., стер.-М.: Академия, 2008.-480с.:ил.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 2071; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |