Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

План исследования единичного случая




Экспериментальные планы

В зависимости от предназначения выделяют констатирующий и формирующий эксперимент.

По условиям проведения и контролируемости экспериментальной ситуации различают лабораторный и естественный эксперимент.

Существует несколько видов эксперимента.

Лабораторный эксперимент проводится в искусственных и существенно ограниченных пространством и временем условиях, что до определенных пределов позволяет контролировать и нивелировать разные фоновые факторы, отслеживать связь между зависимой и независимой переменной. Испытуемые знают о своем участии в эксперименте, что влияет на снижение естественности их реакций и поведения. В таком эксперименте повышается «чистота» исследования (за счет высокого контроля факторов и изучаемых переменных), но снижается внешняя валидность по сравнению с естественным экспериментом.

Естественный (полевой) эксперимент проводится, понятно, в естественной среде жизни изучаемого объекта, непосредственно привязан к решению практических задач, но не позволяет сильно вмешиваться в ситуацию, всесторонне контролировать и нивелировать разные фоновые факторы, четко установить связь между зависимой и независимой переменной. Участники такого эксперимента не догадываются о своем участии в нем, что обеспечивает естественность их поведения.

Констатирующий эксперимент предназначен для установления новых научных фактов, касающихся закономерностей проявления каких-то отдельных феноменов и причинно-следственных связей между различными явлениями, характеристиками малой группы, неформальных подгрупп и индивида в группе.

Формирующий эксперимент не ограничивается регистрацией новых фактов, а направлен на: а) определение эффективности и апробации новых стратегий, методов и приемов воздействия (социально-психологического, организационно-психологического, психолого-педагогического); б) установление закономерностей развития группы, подгрупп и личности.

Существуют разные планы проведения экспериментов в социальной психологии. Например,

Исследование по такому, самому простому и псевдоэкспериментальному плану, может схематически быть представлено следующим образом:

Х О,

где О – измерение зависимой переменной объекта; Х – экспериментальное воздействие, т.е. независимая переменная и ее влияние на зависимую переменную.

Например, для изучения влияния размера группы на производительность ее совместной деятельности M. Рингельманн использовал лабораторный констатирующий эксперимент по этому плану, но с серией экспериментальных ситуаций [Ringelmann, 1913]. Индивиды в отдельности и группы, состоящие из 2, 3 и 8 человек, должны были изо всех сил тянуть веревку. Средняя сила, измеряемая в килограммах, оказалась равной для индивида – 63 кг, для диады – 118 кг, для триады – 160 кг, для группы из 8 человек – 248 кг. Это значит, что с увеличением численности группы происходит уменьшение среднего индивидуального вклада участ­ников в итоги общегрупповой работы. Если продуктивность одного человека принять за 100 %, то двое в среднем создадут натяжение силой, которое не в 2раза больше (126 кг), а составляет 93 % суммарного веса (118 кг) и т.д. Таким образом установлено почти линейное уменьшение средней силы натягивание веревки на одного человека в зависимости от увеличения численности группы.

2) План с предварительным и итоговым измерением на одной группе

Эксперимент по такому плану относится к категории псевдоэкспериментального и схематически представлен следующим образом:

О Х О

В этой схеме замеры делаются до и после экспериментального влияния. Например, для изучения явления групповой поляризации С. Московичи и М. Завалонни провели следующий лабораторный констатирующий эксперимент на примере отношения учащихся средних школ Франции к своему президенту де Голлю и к американцам [Moscovici & Zavalloni, 1969]. Первоначально выявлялись отношения учащихся в виде положительного или отрицательного оценивания, т.е. делался предварительный замер. (Учащиеся поначалу были склонны положительно оценивать де Голля и отрицательно – американцев.) Затем проводилась групповая дискуссия с целью достижения консенсуса, т.е. оказывалось экспериментальное влияние. После этого проводился повторный опрос учащихся, т.е. делалось итоговое измерение. Оказалось, что отношение к де Голлю стало гораздо более позитивным, а к американцам – значительно более негативным по сравнению с первым опросом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 857; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.