Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дуалистическая модель влияния

Влияние в общении.

Тема 11. Влияние в малой группе и неформальных подгруппах

1. Влияние присутствия других людей: эффекты и теории.

2. Влияние в общении.

2.1. Дуалистическая модель влияния.

2.2. Влияние большинства на меньшинство: сущность, виды, факторы.

2.3. Влияние меньшинства на большинство: сущность, факторы.

2.4. Социально-психологическая структура и влияние большинства и меньшинства.

3. Эффекты влияния в групповой дискуссии и принятии решения.

3.1. Групповая поляризация.

3.2. «Огруппленное» мышление.

* * *

1. Влияние присутствия других людей: эффекты и теории

В первой из них рассматривается В. присутствия других людей на продуктивность внешней предметной и внутренней психической деятельности индивида, а также на его эмоциально-волевую сферу (Н. Триплетт, В. Мёде, Р. Зайонц, В.М. Бехтерев и др.). Основными эффектами такого В. являются социальная фасилитация и ингибиция.

Социальная фасилитация – повышение, а социальная ингибиция – ухудшение продуктивности внешней предметной или внутренней психической деятельности индивида в условиях реального или воображаемого присутствия другого человека или группы людей.

Факторы проявления эффектов: численность группы, тип задачи (сложная или простая), внимание публики, фиксация внимания индивида (на задаче или реакции публики), характеристики индивида (тревожность, мотивация одобрения, компетентность и др.).

Есть несколько мини-теорий, направленных на объяснение этих эффектов: теория возбуждения, теория самосознания, теория самопрезентации.

 

В зарубежной социальной психологии доминирующей является дуалистическая модель В. в процессе группового общения (М. Дойч и Г. Джерард, С. Московичи и др.). В ней выделено два процесса В.: нормативное и информационное. Нормативное В. – сознательное приспособление субъекта к мнению другого субъекта (группы, подгруппы, индивида) в условиях социального давления. Это В. порождает внешнюю конформность – временную публичную уступчивость. При этом одни субъекты не испытывают явных внутренних противоречий, а другие – переживают внутренний дискомфорт по поводу неопределенности (кто прав, а кто ошибается) или осознания того, что другие заблуждаются. Нормативное В. основано, с одной стороны, на формальной или неформальной власти субъекта влияния, а с другой – на потребности объекта влияния в одобрении, избегании отвержения или враждебности со стороны источника влияния. Нормативное В. имеет прямой и поверхностный характер, обеспечивает стабильность и сплоченность группы. Субъектом этого В. чаще выступает большинство, а объектом – меньшинство группы.

Информационное В. связано с принятием и интернализацией субъектом мнения другого субъекта. Это В. вызывает внутреннюю конформность – долговременое изменением социальных установок, ценностей, стереотипов субъекта. Внутренняя конформностьможет проявляться в двух формах: в принятии мнения других на том основании, что оно верно или посредством обоснования для себя сделанного выбора, изменения смысла ситуации. Согласно ранней точке зрения, в основе информационного В. находится неоднозначность ситуации или стимула. Изменение представлений субъекта в соответствии с мнением других обусловлено желанием иметь адекватное представление о реальности. Позднее предложена другая точка зрения (в теории конверсии С. Московичи) – причиной изменений является когнитивный конфликт между субъектами, который заставляет задуматься о правомерности мнения противоположной стороны. Постепенная трансформация внутренней позиции субъекта является результатом его собственных выводов, а не внешнего давления. Информационное В. носит косвенный, латентный и отсроченный во времени характер, стимулирует творческое мышление и является источником инноваций в группе. Субъектом информационного В. чаще выступает меньшинство, а объектом – большинство.

Однако дуалистическая модель не получила бесспорного экспериментального подтверждения. Мало данных, которые позволяют четко разделить процессы В. как самостоятельные и параллельно протекающие. Д. Тернер предлагает иное решение проблемы: нормативное и информационное В. представляют собой две фазы единого процесса В. Это объясняется тем, что информационное В. по своей природе социально, а значит, нормативно. В свою очередь нормы, касающиеся предпочтений и ценностей, могут быть информативны.

2.2. Влияние большинства на меньшинство: сущность, виды, факторы

Факторы В. большинства:численность и сплоченность большинства, статус и компетентность большинства, групповая аттракция, неопределенность ситуации взаимодействия, несоответствие между индивидуальным и групповым мнением, характеристики представителей меньшинства (социально-демографические и психологические).

2.3. Влияние меньшинства на большинство: сущность, факторы

Факторы В. меньшинства: численность меньшинства, характер категоризации меньшинства большинством (категоризация большинством меньшинства как находящегося вне группы значительно уменьшает его влияние), последовательность, самостоятельность и независимость меньшинства, стиль поведения (гибкий или догматический стиль ведения переговоров); внутреннее единство и аргументация меньшинства, содержание идей (мера соответствия идей меньшинства основополагающим нормам и ценностям и духу времени) и условия влияния (влияние в приватных или в публичных условиях) меньшинства, поведение большинства.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Феномены взаимоотношений | Групповая поляризация
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 890; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.