Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пример




Рациональные (дробно-рациональные) уравнения.

 

Определение: Функция вида , где ; - некоторый действительные числа, называется целой рациональной функцией.

 

 

Целым рациональным уравнением называется уравнение вида , где - целая рациональная функция.

 

Теорема 1. Для того чтобы несократимая дробь была корнем многочлена с целыми коэффициентами, необходимо, чтобы число было делителем свободного члена , а число - делителем старшего коэффициента .

Теорема 2. (Теорема Безу) Остаток от деления многочлена на двучлен равен значению мног4очлена при , то есть .

 

При делении многочлена на двучлен имеем равенство

.

Оно справедливо, в частности, при , то есть .

 

Пример. Решить уравнения: 1) ; 2) ;

3) ; 4).

 

 

Пример. Решить уравнение .

Решение: Поскольку коэффициенты уравнения – целые числа, то попробуем найти хотя бы один целый корень. Делителями свободного члена являются числа . Подстановкой легко убедиться, что - корень уравнения. Проведем деление многочленов «уголком»:

 

Получили .

Аналогично, убеждаемся, что - корень многочлена , проведем деление:

Таким образом, исходное уравнение можно записать в виде:

,

Что равносильно совокупности двух уравнений:

Дискриминант второго уравнения отрицательный, значит, оно не имеет действительных корней. Итак, является корнем исходного уравнения.

Для самостоятельного решения:

Решить уравнение:

Ответ: -1, 2.

Дробно-рациональным уравнением называется уравнение вида , где - многочлены.

 

Решение дробно-рационального уравнения сводится к нахождению корней уравнения и проверке того, что они удовлетворяют условию , то есть рациональное уравнение равносильно системе:

 

Пример. Решить уравнения 1) ;

2) .

Пример. Решить уравнение .

Решение: Область определения уравнения:

.

Далее будем работать на области определения уравнения. Умножим обе части уравнения на и получим уравнение:

,

.

 

 

Пример. Решить уравнение .

Решение: Область определения уравнения:

.

Далее будем работать на области определения уравнения. Заметим, что ; . Сделаем замену . Тогда исходное уравнение перепишем следующим образом:

,

, ,

,

Обратная замена:

.

 

Пример. Решить уравнение .

 

Решение: Непосредственно проверкой устанавливаем, что не является корнем данного уравнения. Тогда вынесем из каждой скобки и перейдем к равносильному уравнению:

,

.

Сделаем замену: . Отсюда:

или .

,

 

 

Пример. Решить уравнение .

 

Решение: Сгруппируем множители в левой части уравнения так, чтобы при перемножении были равны первый коэффициент и свободный член:

Далее аналогично примеру 10. Так как не является корнем уравнения, вынесем его за скобки:

Замена: , или .

.

 

Пример. Решить уравнение .

 

Решение: Так как не является корнем уравнения, разделим обе части уравнения на , получим уравнение, равносильное данному:

.

Сгруппируем члены этого уравнения:

.

Введем замену: , , .

или .

.

 

Для самостоятельного решения:

1. Решить уравнение:

(Примечание: замена ).

Ответ: -2, 1.

2. Решить уравнение: .

(Примечание: замена ).

Ответ: .

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 297; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.