Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Абсолютные и относительные статистические величины

1. Понятия абсолютных величин и их виды

2. Понятия и виды относительных величин

Изучая массовые общественные явления, статистика в своих выводах опирается на числовые данные, полученные в конкретных условиях места и времени. основная масса хоз показателей регистрируется в учетных документах в форме первичных абсолютных величин.

Абсолютные величины выражают объем или уровень явления.

Индивидуальными называют абсолютные величины, характеризующие размеры отдельных единиц совокупности. Индивидуальные показатели получают в процессе статистического наблюдения как результат оценки, подсчета, замера, фиксированного интересующего количественного признака. (например, рост каждого студента)

Сводные абсолютные величины получаются путем суммирования отдельных индивидуальных величин в результате сводки и группировки значений индивидуальных абсолютных показателей. (например, количество студентов на потоке рассчитывается путем суммирования количества студентов в каждой группе)

К абсолютным показателям также относят показатели, полученные не в результате статистического наблюдения, а в результате какого либо расчета.

Все абсолютные величины являются именованными, то есть измеряются в конкретных единицах, могут быть положительными и отрицательными.

Единицы измерения могут быть:

1. Натуральные

2. Условно-натуральные

3. Стоимостные

4. Трудовые

Условно-натуральные единицы применяют для получения сводных абсолютных величин в случае, когда индивидуальные величины характеризуют отдельные разновидности продукции, близкие по своим потребительским свойствам, но отличающиеся, например, содержанием жира, спирта, калорийностью, при этом одна из разновидностей продукции принимается за условно-натуральный измеритель (базу) и к ней с помощью переводных коэффициентов, выражающих соотношение потребительских свойств отдельных разновидностей, приводятся все виды этого продукта. Выбор единицы измерения зависит от сущности изучаемого явления и конкретных задач исследования.

Пример 1: в практике отечественной статистики мыло с различным содержанием жировых кислот пересчитывается на 40% содержание жировых кислот. Если имеется 100 тонн мыла с содержанием жировых кислот 60%, пересчитав на 40%мыло получим 100* (60/40)=150 тонн.

Различают моментные и интервальные абсолютные величины.

Моментные показывают фактическое наличие или уровень явления на определенные момент, дату (например, объем продаж на 01. 01.2012).

Интервальные отражают итоговый накопленный результат за период в целом (пример, объем продаж за 2012 год, за сентябрь 2012 года, за третий квартал 2012 года).

Моментные величины имеют особенность:

1. Если они характеризуют объем явления на определенную дату по нескольким единицам (например, количество студентов каждой группы потока на дату проведения лекции), то их можно суммировать и получить общий объем явления (число студентов на потоке).

2. Если данные характеризуют объем явления по одной единице за несколько моментов (например, количество студентов отдельной группы потока на дату проведения каждой лекции), то эти абсолютные величины суммировать нельзя.

Интервальные величины можно суммировать за одинаковые периоды по нескольким единицам (например, объем продукции за конкретный месяц по предприятиям, получая итог по отрасли в целом) а также по одной единице за несколько периодов, получая итог за более длительный период (например, объем продукции конкретного предприятия по месяцам года).

Недостатки абсолютных величин:

1. Не дают полного представления об изучаемом явлении

2. Не показывают структуру и соотношение между отдельными частями совокупности

3. Не показывают изменение явления во времени

Все перечисленные недостатки устраняются с помощью относительных величин.

Относительные величины – это соотношение двух сопоставимых абсолютных относительных или средних величин, при этом числитель называется сравниваемой величиной, а знаменатель – базой относительного сравнения.

Сопоставляться в относительных величинах могут одноименные и разноименные абсолютные величины. В отношении разноименных величин сохраняются наименования.

Относительные величины могут измеряться:

1. В коэффициентах, отражающих число раз, в которое изменилось исследуемое явление, при этом база сравнения принимается за единицу. Коэффициент округляется до 0,001 всегда.

2. В процентах, если база сравнения принимается за 100

3. В промилле, когда база сравнения принимается за 1000 (%о)

4. В именованных числах (например, человек/м2, руб/человека и тд)

Виды относительных величин:

1. Относительная величина динамики (коэффициент роста) – характеризует изменения уровня явления во времени: iд= (Утекбаз), где Утек – уровень в текущем (отчетном, фактическом) периоде, Убаз – уровень явления в базисном периоде; коэффициент роста можно рассчитывать в процентах, в итоге получают темпы роста, которые можно определить с постоянной или переменной базой сравнения

Темпы роста с переменной базой (цепные) получают при сравнении уровня явления каждого периода с уровнем предшествующего периода: Тр1=(У12/У1)*100%; Тр2=(У3/У2)*100% и тд, где У1-У3 – это уровни явления за одинаковые последовательные периоды (например, выпуск продукции по кварталам года).

Темпы роста с постоянной базой сравнения (базисные) получают путем сопоставления уровня явления в каждом периоде с уровнем одного периода принятого за базу, выбор базы сравнения имеет важное значение: в ряде случаев в качестве базы сравнения принимаются годы, являющиеся исторически обусловленной границей отдельных периодов времени (например, 1998 год, 2008 год): Тр11=(У1/Убаз)*100%; Тр21=(У2/Убаз)*100%, где Убаз – постоянная база сравнения.

 

2. о.в. планового задания – характеризует отношение уровня, запланированного на предстоящий период, к уровню, сложившемуся в предшествующем периоде:.

Относительная величина планового задания может быть представлена в виде коэффициента планового роста, плановых темпов роста либо прироста (в %).

Пример 2. По плану на 2010 год предполагалось увеличить производство стиральных машин в 1,125 раза (плановый коэффициент роста), т.е. выйти на 112,5% по сравнению с 2009 годом (плановый темп роста) или обеспечить прирост на 12,5% (плановый темп прироста).

3. о.в. выполнения задания (плана) – выражает отношение фактически достигнутого в данном периоде уровня к запланированному:

Пример 3. В 2010 году было произведено стиральных машин 6103 тыс. шт. при плане 6481 тыс. шт.

Iвып.з.=6103/6481=0,942 или 94,2%

Следовательно, плановое задание было недовыполнено на 5,8%.

Между относительными величинами динамики, выполнения плана и планового задания существует связь: iд=iп.з.*iв.п.

4. о.в. структуры (удельного веса, доли) – характеризует удельный вес составных частей (xi) в общем итоге:,

где n – количество составных частей в совокупности.

Сумма долей всегда равна 1 или 100%. Применяется при изучении сложных явлений, распадающихся на ряд групп или частей для характеристики доли каждой группы в общем итоге.

5. о.в. координации – характеризует отношение частей данной совокупности к одной из них, принятой за базу сравнения, т.е. показывает, сколько единиц одной группы приходится в среднем на 1, 10 или 100 единиц другой группы изучаемой совокупности. В качестве базы сравнения принимается наибольшая часть совокупности.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Современные подходы к психическому оздоровлению. Аутогенные тренировки | Дидактические компоненты социальной работы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 984; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.