Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Реабилитационная




Конструктивно-проективная

Объяснительная

Информационно-технологическая

Целеполагание

Социально-пропедевтическая (профилактическая)

Мотивационная

4. Структура социально-педагогической деятельности предполагает выделение ее важнейших характеристик:

¨ целеполагание в процессе совместной деятельности (соотношение уровней целеполагания – государственный, региональный, муниципальный, локальный, групповой, индивидуальный)

¨ субъект и объект социального воспитания (индивидуальные, групповые, социальные субъекты),

¨ институты социального взаимодействия (школа, родители, государственные и общественные организации),

¨ особенности организации процесса взаимодействия субъектов деятельности (общение – ролевое и межличностное; основные формы общения – диалог (фактический, информационный, дискуссионный, исповедальный); познание – как удовлетворение потребностей в информации и поисковой активности; деятельность – предметно-практическая и духовно-практическая, удовлетворение потребности в сотрудничестве, творчестве, репродуктивности; игра – как средство организации различных видов деятельности, условия эффективной организации игры; спорт – удовлетворение физиологических и психолого-органических потребностей).

¨ Взаимодействие (по целям): функционально-ролевое и эмоционально-межличностное;вербальное, предметное, тактильное, кинестетическое (по средствам); групповое, парное, межгрупповое, массовое (по форме); кооперативное и конкурентное (по стратегии); продуктивное и непродуктивное (по результату)

¨ основные принципы ее организации:

- природосообразности,

- культуросообразности,

- центрации социального воспитания на личности,

- принцип дополнительности

¨ формы и методы организации продуктивного и коррекционного взаимодействия в социально-воспитательной работе;

¨ стили отношения между участников взаимодействия: выделяют 5 стилей:

- отношения диктата,

- отношения авторитета,

- отношения опеки,

- конфронтации,

- сотрудничества.

¨ Стили межличностного взаимодействия:

- сотворчество,

- сотрудничество,

- паритетные,

- независимые,

- конкурентные,

- конфликтные,

- авторитарные.

¨ Методы воспитания с позиции педагогического управления включают в себя мотивацию или стимулирование; целеполагание, т.е. планирование, организация, нормирование, учет и контроль, релаксация; педагогического анализа и коррекции.

¨ В контексте саморазвития и самовоспитания они трансформируются в методы целеполагания, т.е. планирование, самоорганизация, самоконтроль, мобилизация, релаксация; самоанализ и коррекция. (М.М. Левина, М.И. Махмутова, Т.И. Шамова):

¨ Метод воспитания – это разработанная с учетом педагогических закономерностей и принципов система приемов и соответствующих им правил воспитательной деятельности, применение которых позволяет повысить эффективность социально-педагогического взаимодействия.

¨ Метод самовоспитания – это разработанная с учетом педагогических закономерностей и принципов система приемов и соответствующих им правил самовоспитания, применение которых позволяет повысить эффективность самоуправления личности с учетом его интересов и индивидуальных способностей и возможностей.

¨ В социуме определяющее влияние оказывает и окружение человека:

- общественное мнение (доминирование устойчивых установок и норм поведения)

- социальные (религиозные, общественные, государственные, национальные) традиции

- соревновательный эффект (попытки соотношения уровня собственного развития и образца, примера (фасилитатора)

- формы и средства коммуникации

- приемы поощрения и наказания

¨ С позиции определения уровня социальной проблемы (содержательная характеристика социальной работы):

- воспитание: проблемно-эвристический; проблемно-информационный, информационно-алгоритмический (косвенное или перспективное управление деятельность воспитанника)

- самовоспитание: творческий (исследовательский), репродуктивно-исследовательский, репродуктивный (исполнительский).

¨ С учетом доминирования логических или эвристических приемов деятельности:

- логические (анализ, сравнение, описание, определения, объяснения, доказательства, обобщения, систематизация, классификация);

- эвристические (мозгового штурма, инверсии, эмпатии, эвристических вопросов, многомерных матриц, синектики и др.)

¨ анализ учения П.Ф.Каптерева – 3 типа методов – догматический, аналитический, генетический (сократический и эвристический).

 

¨ С учетом доминирования специфики процессов взаимодействия:

¨ Методы стимулирования и мобилизации: (внушение личной и общественной значимости и успешности деятельности, повышение требований, уровня трудности заданий, создание проблемных и дискуссионных ситуаций, создание ситуаций ролевого общения, поощрение и порицание)

¨ Методы релаксации (снятия напряжения): (внушение на снятие напряжения, снижение требовательности и сложности, применение функциональной музыки, применение специальных мимических и пантомимических приемов (поза кучера), переключение на малозначимые виды деятельности, гипноз, самовнушение, аутогенная тренировка и др.)

¨ Таким образом, педагогическая и социально-педагогическая деятельность имеют между собой много общего:

Вид деят-ти Цель работы Хар-р деят-ти Объект деят-ти Система учр-ний
педагогическая Передача социального опыта Программированное, непрерывное Все дети Система образовательных учреждений
Социально-педагогическая Помощь в соц-ции Адресность, локальность Дети с проблемами в развитии + с/пед. учреждения и соц. службы

¨ Социально-педагогическая деятельность должна использовать как традиционные педагогические технологии, так и разрабатывать собственные программы.

¨ Задача социального педагога (в т.ч. и социального работника): перевести социальную ситуацию в педагогическую, т.е. взять на себя управленческую функцию для организации условий коррекции поведения человека и разработать технологическую программу целевого управления (МПЦУ):

¨ 3 шага:

¨ 1: построение «дерева целей» в логике ярусов – «хочу – могу – делаю – получаю»

¨ 2: разработка адекватной программы исполнения программы

¨ 3: реализация управленческой программы + рисунок «Дерево саморазвития»

¨ (семя – мотив – хочу; корни – диагностика способностей – могу; ствол – делаю, крона – актуальные цели; плоды – перспективные цели, генеральные и ведущие идеи.

 

¨ Объект социально-педагогической деятельности – система социальных проблем, референтных для данного общества: (9 групп)

¨ Индивидуальные, семейные проблемы (слабое физическое здоровье, беспомощность, жестокость, угнетение, внешняя непривлекательность, одиночество и социальная изоляция);

¨ организационные проблемы ( рост бедных и неимущих, беженцы и бомжи)

¨ социально-экологические проблемы (охрана окружающей среды, загрязнение пром. центров, экологические катастрофы)

¨ социально-экономические проблемы (резкое падение доходов населения, недостатки образования, медицины, социального обеспечения, социально-культурной инфраструктуры)

¨ социальная стратификация (расслоение и неравенство в обществе, экономическая эксплуатация, технократическое манипулирование)

¨ проблемы поведенческого функционирования индивидов, групп, общностей (аспекты девиантного поведения, социальные отклонения и общественная анемия)

¨ проблемы символизации и моделирования мира и людей в нем (неадекватные образы, этические нормы, недостижимые идеалы, социальные предрассудки и отчуждение, античеловеческие ценности)

¨ проблемы коммуникации, информационного обеспечения или эпистолярно-эмоциональные

¨ проблемы структур власти (социальная напряженность или стабильность в обществе, от режима – зависит социальная активность населения) и т.д.

 

Дополнит. материал к лекции № 3: Система педагогической деятельности в социальной работе.

 

Социально-педагогическая деятельность направлена на:

¨ Обеспечение выживания, обучение способам самостоятельного решения житейских проблем, открывая возможности самообеспечения и достижения достойного уровня существования;

¨ Предоставление связи клиента с системами, которые могут представлять ресурсы, услуги для выхода из трудной жизненной ситуации, содействуя эффективной и слаженной работе этих систем (Московский дом милосердия, Российский союз ветеранов Афганистана, фонд «Душа человека», «Дети улиц» и др.);

¨ Выполнение посреднической функции между государством и человеком, поиск эффективных и гуманных средств решения его проблемы, апеллирование к государству для скорейшей социальной адаптации в обществе;

¨ Создание условий для адаптации клиентов в изменяющихся условиях социальной действительности посредством активизации механизмов самоорганизации клиентов (индивидуально-личностный или групповой).

 

Социальные педагоги в своей деятельности реализуют важнейшие функции социального обслуживания подрастающего поколения:

1. Оказание социальной помощи:

¨ Выявление и взятие на учет детей, подростков, наиболее нуждающихся в социальной (материальной, финансовой, медицинской, жилищной, психологической) помощи и поддержке.

¨ Создание условий для самостоятельного обеспечения своего материального благополучия для подростков и молодежи.

¨ Предоставление надомных услуг детям и подросткам, нуждающимся в постороннем уходе (учеба, наблюдение на дому, воспитание).

¨ Содействие развитию нетрадиционных форм дошкольного и внешкольного воспитание (частные детские сады, прогулочные группы, помощь нянь и гувернанток).

¨ Обеспечение, сохранение и укрепление физического, психического, социального, нравственного здоровья личности.

¨ Формирование нравственного сознания, нравственных качеств, социально значимых ориентаций и установок в жизненном самоопределении.

¨ Организация временного вынужденного пребывания ребенка вне семьи, устройство в образовательные учреждения, усыновление и попечительство.

2. Консультирование:

¨ Участие в профессиональной подготовке молодежи.

¨ Участие в подготовке к браку и родительству.

¨ Родительский медико-психологический и педагогический всеобуч.

3. Социально-педагогическая коррекция и реабилитация:

¨ Педагогическая реабилитация несовершеннолетних с отклоняющимся поведением, беспризорных и оставшихся без родителей.

¨ Педагогическая реабилитация детей, подростков (и их семей) с ограниченными возможностями.

¨ Создание условий в микросоциуме для развития способностей и реализации возможностей человека, его положительного потенциала в социально полезных сферах жизнедеятельности, предупреждение тупиковых ситуаций в личностном развитии.

4. Информирование населения, изучение и прогнозирование их социально-педагогических нужд:

¨ Предоставление информации для разрешения сложной жизненной ситуации.

¨ Распространение среди населения медико-психологических и педагогических знаний.

¨ Изучение наиболее характерных для региона педагогических потребностей и социальных проблем, разработка и реализация конкретных способов их устранения.

¨ Создание комфортного, гуманизированного воспитательного пространства в микросоциуме.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 384; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.