КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
РеабилитационнаяКонструктивно-проективная Объяснительная Информационно-технологическая Целеполагание Социально-пропедевтическая (профилактическая) Мотивационная 4. Структура социально-педагогической деятельности предполагает выделение ее важнейших характеристик: ¨ целеполагание в процессе совместной деятельности (соотношение уровней целеполагания – государственный, региональный, муниципальный, локальный, групповой, индивидуальный) ¨ субъект и объект социального воспитания (индивидуальные, групповые, социальные субъекты), ¨ институты социального взаимодействия (школа, родители, государственные и общественные организации), ¨ особенности организации процесса взаимодействия субъектов деятельности (общение – ролевое и межличностное; основные формы общения – диалог (фактический, информационный, дискуссионный, исповедальный); познание – как удовлетворение потребностей в информации и поисковой активности; деятельность – предметно-практическая и духовно-практическая, удовлетворение потребности в сотрудничестве, творчестве, репродуктивности; игра – как средство организации различных видов деятельности, условия эффективной организации игры; спорт – удовлетворение физиологических и психолого-органических потребностей). ¨ Взаимодействие (по целям): функционально-ролевое и эмоционально-межличностное;вербальное, предметное, тактильное, кинестетическое (по средствам); групповое, парное, межгрупповое, массовое (по форме); кооперативное и конкурентное (по стратегии); продуктивное и непродуктивное (по результату) ¨ основные принципы ее организации: - природосообразности, - культуросообразности, - центрации социального воспитания на личности, - принцип дополнительности ¨ формы и методы организации продуктивного и коррекционного взаимодействия в социально-воспитательной работе; ¨ стили отношения между участников взаимодействия: выделяют 5 стилей: - отношения диктата, - отношения авторитета, - отношения опеки, - конфронтации, - сотрудничества. ¨ Стили межличностного взаимодействия: - сотворчество, - сотрудничество, - паритетные, - независимые, - конкурентные, - конфликтные, - авторитарные. ¨ Методы воспитания с позиции педагогического управления включают в себя мотивацию или стимулирование; целеполагание, т.е. планирование, организация, нормирование, учет и контроль, релаксация; педагогического анализа и коррекции. ¨ В контексте саморазвития и самовоспитания они трансформируются в методы целеполагания, т.е. планирование, самоорганизация, самоконтроль, мобилизация, релаксация; самоанализ и коррекция. (М.М. Левина, М.И. Махмутова, Т.И. Шамова): ¨ Метод воспитания – это разработанная с учетом педагогических закономерностей и принципов система приемов и соответствующих им правил воспитательной деятельности, применение которых позволяет повысить эффективность социально-педагогического взаимодействия. ¨ Метод самовоспитания – это разработанная с учетом педагогических закономерностей и принципов система приемов и соответствующих им правил самовоспитания, применение которых позволяет повысить эффективность самоуправления личности с учетом его интересов и индивидуальных способностей и возможностей. ¨ В социуме определяющее влияние оказывает и окружение человека: - общественное мнение (доминирование устойчивых установок и норм поведения) - социальные (религиозные, общественные, государственные, национальные) традиции - соревновательный эффект (попытки соотношения уровня собственного развития и образца, примера (фасилитатора) - формы и средства коммуникации - приемы поощрения и наказания ¨ С позиции определения уровня социальной проблемы (содержательная характеристика социальной работы): - воспитание: проблемно-эвристический; проблемно-информационный, информационно-алгоритмический (косвенное или перспективное управление деятельность воспитанника) - самовоспитание: творческий (исследовательский), репродуктивно-исследовательский, репродуктивный (исполнительский). ¨ С учетом доминирования логических или эвристических приемов деятельности: - логические (анализ, сравнение, описание, определения, объяснения, доказательства, обобщения, систематизация, классификация); - эвристические (мозгового штурма, инверсии, эмпатии, эвристических вопросов, многомерных матриц, синектики и др.) ¨ анализ учения П.Ф.Каптерева – 3 типа методов – догматический, аналитический, генетический (сократический и эвристический).
¨ С учетом доминирования специфики процессов взаимодействия: ¨ Методы стимулирования и мобилизации: (внушение личной и общественной значимости и успешности деятельности, повышение требований, уровня трудности заданий, создание проблемных и дискуссионных ситуаций, создание ситуаций ролевого общения, поощрение и порицание) ¨ Методы релаксации (снятия напряжения): (внушение на снятие напряжения, снижение требовательности и сложности, применение функциональной музыки, применение специальных мимических и пантомимических приемов (поза кучера), переключение на малозначимые виды деятельности, гипноз, самовнушение, аутогенная тренировка и др.) ¨ Таким образом, педагогическая и социально-педагогическая деятельность имеют между собой много общего:
¨ Социально-педагогическая деятельность должна использовать как традиционные педагогические технологии, так и разрабатывать собственные программы. ¨ Задача социального педагога (в т.ч. и социального работника): перевести социальную ситуацию в педагогическую, т.е. взять на себя управленческую функцию для организации условий коррекции поведения человека и разработать технологическую программу целевого управления (МПЦУ): ¨ 3 шага: ¨ 1: построение «дерева целей» в логике ярусов – «хочу – могу – делаю – получаю» ¨ 2: разработка адекватной программы исполнения программы ¨ 3: реализация управленческой программы + рисунок «Дерево саморазвития» ¨ (семя – мотив – хочу; корни – диагностика способностей – могу; ствол – делаю, крона – актуальные цели; плоды – перспективные цели, генеральные и ведущие идеи.
¨ Объект социально-педагогической деятельности – система социальных проблем, референтных для данного общества: (9 групп) ¨ Индивидуальные, семейные проблемы (слабое физическое здоровье, беспомощность, жестокость, угнетение, внешняя непривлекательность, одиночество и социальная изоляция); ¨ организационные проблемы ( рост бедных и неимущих, беженцы и бомжи) ¨ социально-экологические проблемы (охрана окружающей среды, загрязнение пром. центров, экологические катастрофы) ¨ социально-экономические проблемы (резкое падение доходов населения, недостатки образования, медицины, социального обеспечения, социально-культурной инфраструктуры) ¨ социальная стратификация (расслоение и неравенство в обществе, экономическая эксплуатация, технократическое манипулирование) ¨ проблемы поведенческого функционирования индивидов, групп, общностей (аспекты девиантного поведения, социальные отклонения и общественная анемия) ¨ проблемы символизации и моделирования мира и людей в нем (неадекватные образы, этические нормы, недостижимые идеалы, социальные предрассудки и отчуждение, античеловеческие ценности) ¨ проблемы коммуникации, информационного обеспечения или эпистолярно-эмоциональные ¨ проблемы структур власти (социальная напряженность или стабильность в обществе, от режима – зависит социальная активность населения) и т.д.
Дополнит. материал к лекции № 3: Система педагогической деятельности в социальной работе.
Социально-педагогическая деятельность направлена на: ¨ Обеспечение выживания, обучение способам самостоятельного решения житейских проблем, открывая возможности самообеспечения и достижения достойного уровня существования; ¨ Предоставление связи клиента с системами, которые могут представлять ресурсы, услуги для выхода из трудной жизненной ситуации, содействуя эффективной и слаженной работе этих систем (Московский дом милосердия, Российский союз ветеранов Афганистана, фонд «Душа человека», «Дети улиц» и др.); ¨ Выполнение посреднической функции между государством и человеком, поиск эффективных и гуманных средств решения его проблемы, апеллирование к государству для скорейшей социальной адаптации в обществе; ¨ Создание условий для адаптации клиентов в изменяющихся условиях социальной действительности посредством активизации механизмов самоорганизации клиентов (индивидуально-личностный или групповой).
Социальные педагоги в своей деятельности реализуют важнейшие функции социального обслуживания подрастающего поколения: 1. Оказание социальной помощи: ¨ Выявление и взятие на учет детей, подростков, наиболее нуждающихся в социальной (материальной, финансовой, медицинской, жилищной, психологической) помощи и поддержке. ¨ Создание условий для самостоятельного обеспечения своего материального благополучия для подростков и молодежи. ¨ Предоставление надомных услуг детям и подросткам, нуждающимся в постороннем уходе (учеба, наблюдение на дому, воспитание). ¨ Содействие развитию нетрадиционных форм дошкольного и внешкольного воспитание (частные детские сады, прогулочные группы, помощь нянь и гувернанток). ¨ Обеспечение, сохранение и укрепление физического, психического, социального, нравственного здоровья личности. ¨ Формирование нравственного сознания, нравственных качеств, социально значимых ориентаций и установок в жизненном самоопределении. ¨ Организация временного вынужденного пребывания ребенка вне семьи, устройство в образовательные учреждения, усыновление и попечительство. 2. Консультирование: ¨ Участие в профессиональной подготовке молодежи. ¨ Участие в подготовке к браку и родительству. ¨ Родительский медико-психологический и педагогический всеобуч. 3. Социально-педагогическая коррекция и реабилитация: ¨ Педагогическая реабилитация несовершеннолетних с отклоняющимся поведением, беспризорных и оставшихся без родителей. ¨ Педагогическая реабилитация детей, подростков (и их семей) с ограниченными возможностями. ¨ Создание условий в микросоциуме для развития способностей и реализации возможностей человека, его положительного потенциала в социально полезных сферах жизнедеятельности, предупреждение тупиковых ситуаций в личностном развитии. 4. Информирование населения, изучение и прогнозирование их социально-педагогических нужд: ¨ Предоставление информации для разрешения сложной жизненной ситуации. ¨ Распространение среди населения медико-психологических и педагогических знаний. ¨ Изучение наиболее характерных для региона педагогических потребностей и социальных проблем, разработка и реализация конкретных способов их устранения. ¨ Создание комфортного, гуманизированного воспитательного пространства в микросоциуме.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 408; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |