Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура культуры. Участие в реализации чрезвычайных мер по преодолению последствий стихийных бедствий и социальных конфликтов




Участие в реализации чрезвычайных мер по преодолению последствий стихийных бедствий и социальных конфликтов.

¨ Участие в разработке и реализации социальных программ.

¨ Формирование мобильных бригад социальных педагогов, психологов, медиков для оказания необходимой помощи.

¨ Компенсация неблагополучного опыта социализации и создание социальных условий для жизни детей и их семей.

 

Социальные педагоги основное внимание уделяют сегодня переходу от методов борьбы с социальным неблагополучием к методам социально-педагогической превенции, ориентируясь на единство 3 процессов (обучение, воспитание, развитие).

Процесс функционирования социального педагога заключается в последовательном проведении человека через все этапы оказания ему социально-педагогической помощи, социальной реабилитологии (см. рис.) от нужды к самообеспечению.

 

В работе социального педагога выделяется 3 уровня (этапа) осуществления профессиональной деятельности:

¨ Исполнение (копирование чужих образцов выполнения деятельности)

¨ Планирование (осуществление деятельности по собственному представлению без учета обстоятельств)

¨ Проектирование (осуществление деятельности исходя из ее системного понимания).

На каждом этапе профессиональной деятельности социальным педагогом реализуются определенные функции:

1 этап: диагностическая, организаторская, планирования

2 этап: коммуникативная, побудительная, формирующая

3 этап: аналитическая, оценочная, координации, коррекции и совершенствования.

 

 

 

Культура является следствием человеческой деятельности. А деятельность людей осуществляется в двух основных формах – материальной и духовной. Материальная деятельность – это процесс создания, распределения и потребления материальных благ. Духовная деятельность – это процесс создания и потребления духовных ценностей в науке, искусстве, морали, праве и т.п.

В соответствии с формами деятельности человека культуру принято разделять на материальную и духовную.

Материальная культура охватывает всю сферу материальной деятельности, ее результаты, а также взаимоотношения между людьми, которые складываются в процессе производства, распределения и потребления материальных благ. Лучше всего материальную культуру характеризуют орудия труда и другие технические средства, сооружения, предметы повседневного потребления, ассортимент бытовых услуг, жилье, одежда, транспорт, связь и др.

К духовной культуре относится сфера сознания, средства и способы духовной деятельности, ее результаты. Духовные ценности охватывают широкий круг явлений: идеи, знания, нормы морали и права, религиозные верования, произведения искусства и др.

К духовной культуре также относятся соответствующие учреждения, организации и заведения: научные институты, вузы, школы, театры, музеи, концертные залы и т.п. Они обеспечивают функционирование духовной культуры. Следует иметь в виду, что понятие духовной культуры принято также употреблять в значении культуры в целом. Это так называемое узкое понимание культуры, с которым мы часто сталкиваемся в повседневном общении.

Материальная и духовная деятельность в разных сферах общественной жизни имеет свою специфику. Потому правомерно, в зависимости от видов материальной деятельности, различать культуру труда, культуру производства, культуру торговли, культуру обслуживания, культуру быта и т.д. В зависимости от сферы духовной деятельности можно говорить о политической, правовой, моральной, эстетичной, сексуальной культуре, культуре речи, мышления, чувств и т.п.

В то же время необходимо указать на условность разделения культуры на материальную и духовную, потому что все без исключения ее проявления содержат в себе материальное и духовное начало. Произведения искусства для своего создания нуждаются в определенных материальных расходах и существуют в определенной материальной форме в виде картин, книг, нотных символов, скульптурных изображений. В то же время в любых материальных ценностях реализуются идеи, знания, эстетичные вкусы их творцов. Например, архитектурные сооружения являются продуктом материального и интеллектуального труда и могут рассматриваться как материальные и духовные ценности. Кроме того, материальные ценности содержат элементы духовной культуры через их художественное оформление, например, жилье, одежда.

В эпоху НТР прослеживается тенденция к сближению и взаимопроникновению материальной и духовной культур. С одной стороны, быстро растет и обогащается материальная сторона духовной культуры (пресса, радио, телевидение, кино), с другой стороны – прослеживается большее насыщение материальной сферы духовными ценностями (компьютерная техника на производстве, сложные бытовые приборы, автомобили и т.п.)

Специфической формой духовной культуры является художественная культура, т.е. процесс создания, использования и сохранения произведений искусства. Она является следствием творческой деятельности деятелей искусства, которая осуществляется в образной форме и художественными средствами. Результатами художественной деятельности являются художественные ценности, т.е. произведения искусства, в которых действительность воспроизводится в форме художественных образов, а не абстрактных понятий. Это мир прекрасного, который имеет цель – удовлетворение разнообразных эстетичных потребностей человека.

Художественная культура неразрывно связана с искусством.

И скусство – это специфический способ познания, отображения и моделирования действительности в форме чувственных художественных образов. Искусство имеет тот же предмет отображения, что и наука – окружающий мир. Но при этом они пользуются разными методами его исследования и воссоздания. Если наука изучает окружающий мир с целью выявления объективных законов его развития и установления научной картины мира, то искусство не стремится к точному воссозданию действительности в форме научных законов и абстрактных понятий. Для художественного отображения является характерной эмоциональность, условность, образность, метафоричность, гиперболизация и субъективность, предопределенная чувствами, переживаниями и мировоззрением художника.

В общественной жизни искусство играет чрезвычайно важную роль. Оно является и средством познания и морального совершенствования человека, и средством коммуникации и развлечения. Искусство является эффективным средством влияния на человека, формирование его внутреннего мира.

В процессе исторического развития художественного творчества возникли разные виды и жанры искусства.

Виды искусства: живопись, скульптура, литература, музыка, архитектура, театр, кинематограф и т.д.

Виды искусства, которые воспроизводят действительность в зримых художественных образах, называют изобразительным искусством. К нему относятся: живопись, скульптура, графика. Существуют также виды искусства, которые создают художественные ценности, которые не имеют аналогов в реальной жизни, например, музыка или архитектура.

Каждый из видов искусства отображает мир по-своему, пользуется разными выразительными и изобразительными средствами, имеет разные возможности в передачи информации. Потому для каждого вида искусства создавались свои специфические жанры.

Живопись бывает монументальная и станковая. Монументальное занятие живописью всегда связано с архитектурой. Это настенные рисунки, фрески, мозаики, витражи. Станковая живопись существует в разных жанрах, основной из них сюжетный, портрет, пейзаж, натюрморт.

Скульптура бывает круглая и рельефная, а последняя в свою очередь делится на рельеф, барельеф и горельеф.

Графика – это искусство художественного оформления книжной, газетной и журнальной продукции, а также художественные произведения на металле и дереве – гравюра, на камне – литография.

Архитектура фортификационная – это оборонные сооружения, гражданская – это жилищные сооружения, культовая – это сооружения для отправления религиозных потребностей.

Характер искусства также зависит от исторических условий, социально-экономического состояния и развития общества. Художник в своих произведениях воплощает господствующие для своего времени мировоззренческие идеи в доступной для тогдашнего человека художественной форме, пользуясь существующими на сегодня художественными возможностями. Возможности архитекторов ограничены существующими строительными материалами и строительной техникой. Классическая музыка не могла появиться во времена средневековья, потому что еще не существовало соответствующих музыкальных инструментов. Благотворное влияние на развитие графики имело изобретение книгопечатания. Таким образом, в определенную историческую эпоху искусство приобретает свои особенности и характерные черты. Характерная для определенной исторической эпохи система художественных образов, средств и способов называется художественным стилем. Можно выделить такие художественные стили: античный, византийский, романский, готический, ренессанс, барокко, классицизм, романтизм, реализм и модернизм.

Структура культуры не исчерпывается только ее формами. Структурный анализ культуры предусматривает выделение определенных типов культуры. Марксистская типология культуры базируется на зависимости культуры от типа общественно-экономической формации. Например, порождением рабовладельческой формации были египетская, шумеро-вавилонська, индийская, китайская, персидская, греческая, римская и другие культуры. В настоящее время самым распространенным является выделение региональных и исторических типов культуры. Так, выделяют культуру Востока и Запада, древней Греции, инков, Возрождения и т.п. По этому принципу также выделяют все национальные культуры, в том числе и украинскую культуру.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 573; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.