Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Прогресс естественных наук и техники

 

Гуманистическое образование базировалось на изучении римских и греческих литераторов, философов и историков; не исключались, однако, и телесные наказания. Со схоластикой было решительно покончено. Правда, вместе со схоластикой отодвигались и христианские ценности, носителем которых она была. Вспомним еще раз флорентийскую Платоновскую академию с ее идеей «общей религии» и стремлением найти «Бога в природе». Возникает тип ученого, которого привлекает только природа.

Польский астроном Николай Коперник выдвигает идею о том, что Земля — шар, который вращается вокруг Солнца. Это — разрушение средневекового взгляда на уникальность земного бытия, применения законов механики к вычислению движения светил.

Возникает идея множественности миров: Джордано Бруно учит о том, что Солнц-звезд и их спутников вроде Земли множество, и на других планетах могут существовать существа подобные людям.

Для ученых Ренессанса характерен универсализм: Галилео Галилей совмещает в себе физика, астронома и механика, который не только открывает законы природы (принцип относительности и принцип постоянства ускорения силы тяжести, учения о том, что Земля двигается в космосе по законам механики и т. п.), но и стремится к использованию знания на практике (изобретение телескопа, термометра, гидростата, маятниковых часов).

Образованный церковный деятель Николай Кузанский поддерживал гелиоцентрическую теорию. Он также создал первую в мире карту Европы (хотя не избежал ошибок, потому что слишком доверял античной географии).

Андреас Везалий (XVI в.) закладывает основы научной анатомы, обращаясь к недавно запрещенному методу вскрытия трупов; первым правильно описал строение и функции кровообращения Вильям Гарвей (XVII-XVIII в.).

Подобные вещи казались церкви, обеспокоенной ростом свободомыслия, слишком несовместимыми с традиционным образом мира. Книга Коперника была внесена в список запрещенных. Галилея преследовала инквизиция, и он должен был отречься учение Коперника. Везалия осудили на паломничество в Иерусалим. А Бруно сожгли живьем на огне. Все это свидетельствовало о серьезном конфликте между старым, схоластическим знанием и новым научным мировоззрением.

Однако практика свидетельствовала о результативности научного подхода: первое кругосветное путешествие Фернанда Магеллана и открытие Америки Христофором Колумбом (XV в.) доказали, что наша планета шаровидная. Многочисленными были и успехи в области физики, медицины и естественных наук. Развивается изобретательство, которое опирается на научные концепции; вырисовываются черты будущей технической цивилизации.

Одновременно в науке ренессансного периорда знания совмещаются с суевериями. Например, основатель аллопатической медицины Парацельс позаимствовал идею лечения искусственно созданными медикаментами из алхимии, был ее пылким сторонником.

Временами ученые-гуманисты проявляют незаурядный интерес и к откровенному оккультизму. Агрипа Нетесгеймский (Германия, XVI в.) издает трехтомное исследование магии, трактуемой как одной из наук. Складывается новый тип ученого, зафиксированный общественным сознанием ренессансной эпохи в немецкой народной книге о докторе Фауста, который продал душу дьяволу за вечную молодость и власть над природой.

Еще и сегодня находят своих почитателей «Центурии» М. Нострадамуса — пророчества, изложенные как астрологический прогноз.

Наблюдается новое отношение к ценности земного времени, которое до недавнего времени было ничто перед вечностью. В книге афоризмов XIV в. — «Книга о хороших обычаях» Паоло Ди Чертальдо — наталкиваемся на такие мнения: «Кто слишком долго спит — теряет время», «Убегай от лености, как от самого дьявола или другого врага, если хочешь успеха». Пьетро Паоло Варджарио учредил гуманистическую концепцию в области воспитания и образования: отныне гуманисты клеймили лентяйничанье как недопустимое явление.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Периодизация культуры Возрождения. Ранний Ренессанс | Литературно-художественная жизнь эпохи Возрождения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 283; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.