Концепция Н. Я. Данилевского о происхождении культур
В КНИГЕ «РОССИЯ И ЕВРОПА» ИЗЛОЖИЛ ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ КУЛЬТУР
- ЕДИНОЙ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
НЕ СУЩЕСТВУЕТ
- ВВЕЛ ПОНЯТИЕ «КУЛЬТУРНО – ИСТОРИЧЕСКИЙ ТИП»
- ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
НЕВОЗМОЖНА
- КАЖДАЯ ОБЩНОСТЬ СОЗДАЕТ СВОЮ КУЛЬТУРУ, ОБОГАЩАЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО
- РАЗВИТИЕ ПОЛУЧАЮТ ОТДЕЛЬНЫЕ
ЦИВИЛИЗАЦИИ
- КУЛЬТУРНО – ИСТОРИЧЕСКИЙ ТИП ИМЕЕТ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ СУЩЕСТВОВАНИЯ
ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУР ПО ДАНИЛЕВСКОМУ
(10 КУЛЬТУРНО – ИСТОРИЧЕСКИХ ТИПОВ)
2. СТРУКТУРА КУЛЬТУРЫ.
Основные понятия: Культура как система и её структура. Основные структурно-системные модели культуры. Материальная и духовная культура: сущность и структура. Художественная культура. Культура институтов (организаций). Сферы культуры: профессиональная и обыденная. Формы культуры: нравственность, искусство, религия. Массовая и элитарная культура. Культура и субкультура. Идеальные типы культуры (М. Вебер).
Культура как система. Представление о бытии мировой культуры, взятом в целостности, предполагает её единство в каждый исторический период. Рассмотрение культуры как целого означает признание типа связей; культура выступает системой, она обладает внутренней структурой.
МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА
Первая сторона материальной культуры. Материальная культура имеет свою (внутреннюю) структуру. Вещественные плоды материального производства – наследие, предназначенное для потребления, а также оснащения материального производства. Это вещи, одежда, промышленное оснащение, технологии, творческий потенциал работников.
Вторая сторона – культура воспроизводства человечества, способы поведения человека в интимной сфере. Отношения мужчины и женщины определяют характер общей культуры человека
Третья сторона -физическая культура – здесь тело человека является объектом его деятельности. К культуре физического развития относят: становление и изменение физических возможностей человека, врачевание. Это виды спорта, гимнастика, гигиена тела, профилактика заболеваний и их лечение, активный отдых.
Четвертая сторона -социально-политическая культура есть сфера общественного бытия, в которой организуется практика установления, сохранения и изменения, смены социальных институтов.
Материальная культура в единстве её сторон предполагает своеобразные формы материального общения людей, осуществляемого в быту, хозяйственной деятельности, социально-политической практике.
ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА
Духовная культура вырастает как идеальная сторона материальной деятельности. Духовная культура объективирована, закреплена в социальной памяти. Она является устойчивой основой духовной жизни, стереотипом чувственного познания и мышления, менталитетом конкретного общества. В духовной культуре можно выделить четыре стороны: познавательную, преобразовательную, ценностную и коммуникативную.
Познавательная сторона выступает в качестве совокупного знания о мире и человеке.
Преобразовательная сторона порождается творческой активностью человека. Здесь реализуется направленность в будущее, формируется его идеал и модель.
Ценностная сторона порождается ценностной деятельностью, в основе которой знание-ценность. Если знание чаще всего выступает как факт, то сущность ценности в значимости. Познание и преобразова-ние немыслимы вне оценочной деятельности личности. Мир человека есть система ценностей, пост-роенных в определённой субординации согласно основанию - главной ценности.
Коммуникативная сторона есть духовное общение людей в конкретике его проявлений. Обмен информацией предполагает душевный контакт партнёров. В процессе общения происходит актуализация восприятия, что ведёт к возникновению иных вариантов и феноменов сознания, формированию или разрушению общности. Результатом и элементом процесса коммуникации являются сопереживание, взаимопонимание, изменение содержания сознания. Духовное общение может происходить непосредственно (межличностное общение) и опосредованно – между людьми, разделёнными временем, расстоянием и культурами, - благодаря книгам, произведениям искусства, обрядам и ритуалам.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА
Художественная культура является специфической областью культуры. Она духовна в основе, что позволяет многим исследователям рассматривать её частью духовной культуры. Но она немысли-ма без формы материального воплощения. Органичность материального и духовного в художест-венной культуре позволяет выделить её в качестве относительно самостоятельного слоя культуры. В процессе художественного производства создаются художественные ценности. Центральным звеном художественной культуры является искусство.
КУЛЬТУРА ИНСТИТУТОВ (ОРГАНИЗАЦИЙ)
Культурный смысл социальных институтов (политических, экономических, семьи и других) заключается в придании процессам совместной жизнедеятельности людей устойчивости; они регулируют удовлетворение потребностей. Собственно культурные институты организуют и регулируют информационные, образовательные, научные, религиозные, художественные сообщества. Показателями культуры институтов являются: эффективность, легитимность, а также совокупность ценностей, регулирующих их деятельность.
Нравственность (мораль) - в переводе с латыни обычаи, нравы, поведение, - самый древний и один из основных способов бытия социального человека. Противоречие добра и зла - вершина в иерархии ценностей - является основной дилеммой нравственности. Нравственность динамична. Существует множество исторических типов нравственности. Кризису цивилизации и переходной исторической эпохе соответствует гибридный или маргинальный тип нравственности. Мораль исполняет роль связующего звена между поколениями, эпохами, цивилизациями, между разными культурами.
МАССОВАЯ КУЛЬТУРА
Массовая культура - культура большинства — культура, популярная и преобладающая среди широкого слоя населения в данном обществе.
ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА
Элитарная культура (от франц. - отборное, выбранное, лучшее) субкультура привилегированных групп общества, характеризующаяся принципиальной закрытостью, духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью. Апеллируя к избранному меньшинству своих субъек-тов, как правило, являющихся одновременно ее творцами и адресатами (во всяком случае круг тех и других почти совпадает),элитарная культура сознательно и последовательно противостоит культуре большинства, или массовой культуре.
СУБКУЛЬТУРА
система норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества. Субкультура - понятие, характеризующее культуру группы или класса.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление