Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Новые явления в сфере культуры и быта

Серьезные преобразования в области культуры нача­лись еще в XVII в. в связи с наступлением Нового вре­мени. Эти преобразования значительно ускорились в эпо­ху Петра Великого.

Главное, с чем столкнулся Петр в начале своих пре­образований — это отсутствие подготовленных кадров, способных проводить реформы во всех сферах: военном деле, государственном аппарате, науке, строительстве, архитектуре и т.д. Нельзя было находиться в постоянной зависимости от иностранцев. К приходу Петра к власти страна располагала единственным учебным заведением — Славяно-греко-латинской академией (150 учеников). Но после отстране­ния в 1694 г. основателей братьев Лихуд начался упадок академии.

Имелось два пути приобщения к западной науке: при­глашение иностранных ученых (а это обходилось очень дорого) и отправка русской молодежи для учебы за гра­ницу (более дешевый путь). До Петра общение с ино­странцами не поощрялось, разрешение на выезд полу­чали лишь две категории людей: члены посольства и «го­сти» (то есть верхушка купечества). Теперь выезд за гра­ницу не только не запрещался, но даже стал поощряться, а к некоторым применялся в принудительном порядке. В 1696 г. был принят специальный указ о направлении в разные государства на учебу 61 человека, из них 23 при­надлежали к княжеским фамилиям.

Сближение с Западом проявлялось в заботах прави­тельства о том, чтобы русский человек и внешним видом напоминал европейца. На следующий день после приезда из-за границы (26 августа 1698 г.) Петр выступил в роли цирюльника: велел принести ножницы и самочинно об­резал бороды у шокированных этой выходкой бояр. Подо­бную операцию Петр повторял несколько раз. Был введен металлический бородовой знак — своего рода квитанция об уплате денег за ношение бороды. Указ 1705 г. обязы­вал все мужское население страны, за исключением свя­щенников, монахов и крестьян, брить бороды и усы. Не желавшие бриться платили дифференцированный налог: от 30 до 100 руб. в год (в зависимости от сословной при­надлежности и имущественного положения) — огромные по тому времени деньги.

Борьба шла и с широкорукавным платьем. Вскоре после возвращения «Великого посольства» состоялось шуточное освящение Лефортова дворца. Многие гости прибыли на пир в традиционной русской одежде: в сорочках с выши­тым воротником, шелковых зипунах яркого цвета, поверх которых были надеты кафтаны с длинными рукавами, стя­нутыми у запястья нарукавниками. Поверх кафтана было длинное платье из бархата, сверху донизу застегнутое на множество пуговиц. Шуба и меховая шапка с высокой тульей и бархатным верхом завершали наряд знати. Такой наряд был совершенно неудобен для работы. В тот день царь вновь шокировал многих знатных людей, собственно­ручно взяв ножницы и начав укорачивать рукава.

В 1700 г. был принят специальный указ об обязатель­ном ношении венгерского платья (кафтанов), а в следую­щем году было запрещено носить русское платье, его из­готовление и продажа карались законом, предписывалось носить немецкую обувь — сапоги и башмаки. Это было со­знательное противопоставление нового, современного, удобного — старому, архаичному. Очевидно, долгие годы только насилием можно было поддерживать новые моды и нравы. Не раз публиковались указы, угрожавшие нару­шителям различными карами, вплоть до каторги.

Подлинным пособием для дворянина стало так назы­ваемое «Юности честное зерцало» (1717 г.). Это сочинение неизвестного автора формирует новый стереотип поведе­ния светского человека, избегающего дурных компаний, мотовства, пьянства, грубости, придерживающегося евро­пейских светских манер. Основная мораль данного произ­ведения: молодость — подготовка к службе, а счастье — следствие прилежной службы. Дворянскую честь следует беречь, но защищать ее не шпагой, а жалобой в судебные инстанции, ибо дворянин должен проливать кровь, только защищая Отечество.

Перемены в быте и нравах высших кругов проявля­лись в возникновении новых форм развлечений. Специ­альным указом 1718 г. были введены ассамблеи, которые становились обязательными для дворян в городах и соче­тали в себе отдых и деловое общение.

Указами от 19 и 20 декабря 1699 г. вводилось новое летосчисление: не от сотворения мира, а от Рождества Христова; Новый год начинался не с 1 сентября, а с 1 ян­варя, как во многих европейских странах. Празднование Нового года должно было происходить с 1 по 7 января. Ворота дворов надлежало украшать сосновыми, еловыми, можжевеловыми деревьями, а ворота бедных вла­дельцев — их ветвями. Каждый вечер по большим улицам предписывалось жечь костры, а при встрече поздравлять друг друга. В столице в эти дни устраивались фейерверки.

Для новой культуры были характерны светскость и «государственный» характер. Последняя черта культуры являлась особенностью России. Государство финансирова­ло и поощряло развитие тех сфер культуры, которые считались наиболее нужными. Культуру в целом, науку и даже искусство Петр I оценивал с позиций пользы. Ог­ромная роль государства, его вмешательство в сферу культуры привели к ее бюрократизации: труд писателя, художника, актера, архитектора превратился в разновид­ность государственной службы, обеспеченной жалованьем. Культура стала государственной, выполняя определенные служебные функции. Она начала оказывать мощное воздействие на людей, чей стиль жизни и мышления ниве­лировался и унифицировался в соответствии с интереса­ми самодержавия.

Петровские реформы грандиозны по своим масштабам и последствиям. Эти преобразования способствовали ре­шению остро стоявших перед государством задач, прежде всего — в сфере внешней политики. Однако они не могли обеспечить долговременный прогресс страны, так как проводились в рамках существующего строя и, более того, консервировали российскую феодально-крепостниче­скую систему.

 

 

Контрольные вопросы по теме:

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Реформы органов власти, управления и армии | Реформаторский курс Александра I во внутренней политике и его итоги
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 496; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.471 сек.