Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 1. Понятие и задачи компьютерной разведки

Правовые основы компьютерной разведки

Тезисы лекции

VI. Ответы на вопросы.

Понятие и задачи компьютерной разведки.

 

IV. Изложение 2-го вопроса.

2. Объекты, основания и условия проведения компьютерной разведки.

 

V. Изложение 3-го вопроса.

3. Особенности и условия проведения ОРМ

 

Преподаватель отвечает на вопросы курсантов.

VII. Подведение итогов.

 

VIII. Заключительная часть. Преподаватель призывает слушателей к добросовестному изучению учебного материала и необходимости их становления как будущих специалистов ИБ. Преподаватель говорит слушателям о необходимости систематического изучения материалов лекций.

 

IX. Задание на самоподготовку. С использованием рекомендованной литературы самостоятельно более детально изучить вопросы лекции.

 

Литература для подготовки:

1. Конституция Российской Федерации.

2. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР.

3. Федеральный закон "О связи" от 20 января 1995 г. № 24-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. №8, ст. 600: 1999. № 2. ст. 235.

4. Федеральный закон Российской Федерации "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12 августа 1995. № 144-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, №33, ст. 3349; 1997, М- 29, ст. 3502; 1998, №30, ст. 3613; 1999, №2, ст. 233; 2000, № 1, ст. 8.

5. Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации" от 25 января 1995 г. № 24-ФЗ.

6. Закон РФ "О безопасности" от 1992 года № 2446-1.

7. Приказ МВД РФ "О внесении изменений в Приказ МВД РФ "О мерах по совершенствованию оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел" и в Наставление, утвержденное данным приказом в части, касающейся проведения ОТМ".

8. Приказ МВД РФ "О мерах по совершенствованию оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел".

9. Приказ МВД РФ от 19 июня 1996 г. № 306.

10. Приказ МВД РФ "Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органам дознания, следователю, прокурору или в суд" от 13 мая 1998 г.

11. Приказ МВД РФ от 7 апреля 1999 г. № 225.

 


Понятие компьютерная разведка (КР) возникло относительно недавно. Еще в начале 90-х годов аналитики спецслужб США обратили внимание на то, что большая часть необходимой информации без особого труда может быть получена черезкомпьютерные сети и системы.

Отдельное место в осуществлении КР занимает Интернет -разведка. Сегодня компьютерная сеть - Интернет представляет большую возможность для проведения разведывательных операций. Судя по анализу некоторых Web-сайтов, такая работа активно ведется рядом государств. Следует обратить внимание, что уже давно существует такое понятие, как “компьютерная разведка”. Это позволило ряду иностранных государственных разведок пересмотреть структуру финансирования спецслужб, в сторону значительного увеличения средств, выделяемых на КР. В настоящее время соответствующие подразделения Интернет -разведки появились в ЦРУ, ФБР, СИС, МОССАД и некоторых других спецслужбах развитых государств. Сфера их деятельности — легальная разведка в глобальной сети, организация каналов связи с агентурой, сбор материалов по оперативно значимым ситуациям, проведение акций "информационной войны", изучение личностных характеристик политиков, ученых, военных, а также сбор и анализ информации представляющей интерес с точки зрения государственной безопасности.

Одним из основных инструментов для проведения Интернет -разведки являются всевозможные программные ("интеллектуальные агенты") и аппаратно-программные комплексы сетевого мониторинга, позволяющие автоматизировать процесс сбора оперативной информации в сети Интернет. Они способны не только проводить целевой поиск информации в Интернет по заданному контексту, но и выполнять анализ сайтов, и тем самым находить потенциальных преступников.

Получение любой информации о преступной деятельности требует определенных тактических усилий и организационных форм: действий негласных сотрудников, оперативно-поисковых групп, оперативных контактов с гражданами. И все же многие сведения о традиционных преступлениях (кражи, вывоз похищенных материальных ценностей, владение оружием), по сравнению со сведениями о преступлениях в сфере высоких технологий, как бы лежат на поверхности: их можно визуально фиксировать, видеть предметы. Преступления в области информационных технологий довольно часто можно получить лишь изучением отношений, то есть глубинных явлений, часто никак не фиксируемых визуально и по материальным следам. В качестве примера можно привести факт. Сведения о преступлениях в сфере электронных торговли не принято афишировать коммерческими структурами. Часто они предпочитают понести убыток, чем потерять свою репутацию. Тот факт, что современные информационные и телекоммуникационные системы (ИТКС и ТКС) являются управляемыми компьютерными системами (КС), в очередной раз говорит о значимости осуществления КР в интересах раскрытия преступлений в сфере высоких технологий.

Эффективное использование КР в сочетании с новейшими достижениями IT (Information Technology) в оперативно-розыскной деятельности (ОРД) становится особенно актуально при расследовании преступлений в этой сфере.

 

Компьютерная разведка, являясь со­ставной частью аналитической разведки в интересах органов внутренних дел (ОВД), осуществляется гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности», в пределах их полномочий по­средством проведения оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ), в том числе оперативно-технических мероприятий (ОТМ) в сфере компьютерной информации.

Основной задачей компьютерной разведки является добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу жизни, здоровью, правам и свободе человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств, а также государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

Правовую основу компьютерной разведки составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности", другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними, иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти.

 

Вопрос 2. Объекты, основания и условия проведения компьютерной разведки.

 

Объектами КР являются персональные электронно-вычислительные машины (ПЭВМ) - компьютеры, компьютерные сети и системы, их информационные и вычислительные ресурсы, а также находящаяся в них компьютерная информация представляющая оперативный интерес.

Информация компьютерная - информация на машинном носителе, в электронно-вычислительной машине (ЭВМ), системе ЭВМ или их сети (Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ, ст.272 -).

Компьютерная информация – это информация передаваемая, обрабатываемая или хранящаяся в электронном виде (электронная информация) в ПЭВМ а также каналах связи и системах передачи данных на их основе.

Основаниями для проведения КР согласно ст. 7 закона «Об ОРД» являются:

1. Наличие возбужденного головного дела.

2. Наличие сведений, ставших известными правоохранительным органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность:

2.1. Сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела (в рамках оперативного дела, для получения достоверной информации; определяются цель, задачи, способы и методы получения информации);

2.2. Сведения о событиях или действиях, создающих угрозу государственной военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации;

2.3. Сведения о лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;

2.4. Сведения о лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов.

3. Поручения следователя, органа дознания, указания прокурора или определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве.

4. Запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

5. Запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств, в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Условиями проведения КР согласно ст. 8 закона «Об ОРД» в рамках ОРМ являются:

1. Судебное решение.

2. Наличие информации:

2.1.О признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно.

2.2.О лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, по которому производство предварительного следствия обязательно.

2.3.О событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

3. В случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации, на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего ОРД, допускается проведение ОРМ, предусмотренных частью второй статьи 8 закона «Об ОРД», с обязательным уведомлением суда (судьи) в течение 24 часов. В течение 48 часов с момента начала проведения оперативно-розыскного мероприятия орган, его осуществляющий, обязан получить судебное решение о проведении такого оперативно-розыскного мероприятия либо прекратить его проведение.

4. Допускается только в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении тяжких или особо тяжких преступлений, а также лиц, которые могут располагать сведениями об указанных преступлениях. Электронная информация, а также ее копии, полученные в результате осуществления КР, хранятся в опечатанном виде в условиях, исключающих возможность их просмотра и тиражирования посторонними лицами.

5. В случае возбуждения уголовного дела в отношении лица, результаты КР в соответствии с настоящим Федеральным законом, электронная информация (ЭИ) и бумажный носитель – распечатки отражающие содержание ЭИ передаются следователю для приобщения к уголовному делу в качестве вещественных доказательств. Дальнейший порядок их использования определяется уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

6. В случае возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц по их заявлению или с их согласия в письменной форме разрешается осуществление КР, равно как и прослушивание переговоров, ведущихся с их телефонов, на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего ОРД, с обязательным уведомлением соответствующего суда (судьи) в течение 48 часов.

Оперативно-розыскные мероприятия, обеспечивающие безопасность органов, осуществляющих ОРД, проводятся в соответствии с Федеральным законом и исключительно в пределах полномочий указанных органов, установленных соответствующими законодательными актами Российской Федерации. По основаниям, предусмотренным пунктом 5, разрешается осуществлять действия по КР, без судебного решения при наличии согласия гражданина в письменной форме.

Основ­ными классами используемых технических средств являются:

1 класс – специальные технические средства (СТС) предназначенные для получения информации по техническим каналам утечки информации.

2 класс – СТС для получения компьютерной информации с помощью СТС первого класса, а также самостоятельные программные и программно-аппаратные средства КР.

Требования предъявляемые к СТС:

1. Упоминание в перечне специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации в процессе осуществления ОРД (Утверждается Правительством РФ).

2. Наличие сертификата СТС от завода производителя или разработчика.

3. Соответствие требованиям предъявляемым Государственной технической комиссией при президенте России.

Правомерность осуществления КР заключается в руководстве статьями Конституции Российской федерации (в отношении ограничений на конституционные права граждан), а также федеральными законами и нормативно правовыми актами, которые, так или иначе, затрагивают вопросы осуществления КР. Кроме того, правомерность осуществления КР сводится к руководству выше перечисленных оснований и условий ее проведения.

Вопрос 3. Особенности и условия проведения ОРМ

 

Оперативно-розыскные мероприятия, связанные с контролем почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушиванием телефонных переговоров с подключением к станционной аппаратуре предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, физических и юридических лиц, предоставляющих услуги и средства связи, со снятием информации с технических каналов связи, проводятся с использованием оперативно-технических сил и средств органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел и, в пределах своих полномочий, федеральных органов налоговой полиции в порядке, определяемом межведомственными нормативными актами или соглашениями между органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

 

Должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, решают ее задачи посредством личного участия в организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий, используя помощь должностных лиц и специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными знаниями, а также отдельных граждан с их согласия на гласной и негласной основе.

 

Запрещается проведение оперативно-розыскных мероприятий и использование специальных и иных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации, не уполномоченными на то настоящим Федеральным законом физическими и юридическими лицами.

Разработка, производство, реализация, приобретение в целях продажи, ввоз в Российскую Федерацию и вывоз за ее пределы специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, не уполномоченными на осуществление оперативно-розыскной деятельности физическими и юридическими лицами подлежат лицензированию в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Перечень видов специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности устанавливается Правительством Российской Федерации. Разрабатывается и публикуется Гостехкомиссией при Президенте России

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопросы для самопроверки. 1) Как определяется множество, элементарное в направлении оси OY ? | Локальные БД
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 2877; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.