Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды научения

НАУЧЕНИЕ

Понятия «память» и «научение» психологи и нейробиологи традиционно относят к поведенческим категориям. Они приме­нимы для характеристики целостного организма. Память и науче­ние — неотделимые процессы. Научение обеспечивает постоян­ное пополнение и изменение наших знаний, а также приобре­тение новых навыков, умений. В отличие от научения процесы памяти ответственны не только за усвоение (фиксацию), но и за сохранение и воспроизведение (извлечение) информации. В са­мом широком смысле слова научение можно определить как приспособительное изменение Поведения, обусловленное прош-•чьш опытом. Память необходима для научения, так как она представляет собой механизм, с помощью которого накаплива­йся прошлый опыт, который может стать источником адаптив-чых изменений поведения.

Научение — совокупность процессов, обеспечивающих приобрете­те индивидуальной (фенотипической) памяти, вызывающей приспо-^бительную модификацию поведения.

Научение требует определенного времени, условий и реализу­йся с помощью нейрофизиологических механизмов разного уров-ня (межклеточного, внутриклеточного, молекулярного).


Существует много разновидностей научения. Они могут быть разделены на несколько групп. Наиболее часто выделяют простое научение, к которому относят привыкание, сенситизацию, ассоци. ативное научение, включающее выработку классического услов­ного рефлекса, инструментального (или оперантного) рефлекса одномоментное обучение (на аверсивном подкреплении), и слож­ное научение (импринтинг, латентное обучение, обучение на ос­нове подражания, когнитивное обучение: формирование декла­ративной памяти).

Привыкание как простейшая форма научения выражается в ос­лаблении поведенческой реакции при повторных предъявлениях сти­мула. От утомления и истощения привыкание отличается тем, что реакцию вновь можно вызвать простым изменением стимула.

Э. Кэндел и его сотрудники исследовали привыкание оборо­нительной реакции у аплизии. Защитная реакция морского мол­люска в виде втягивания сифона и жабры вызывалась тактильным раздражением этих органов струёй холодной воды. Многократное применение такой стимуляции уменьшало величину рефлектор­ной реакции втягивания. Эффект ослабления реакции мог быть кратковременным, но при достаточно большом числе повторе­ний снижение реактивности оборонительной реакции могло сохраняться в течение нескольких недель (долговременное при­выкание).

Ярким примером поведенческого привыкания является угаса­ние безусловного ориентировочного рефлекса (или его отдельных компонентов). С повторением стимула теряется новизна, что и при­водит к привыканию. Привыкание в системе ориентировочного рефлекса получило название негативного научения, состоящего в том, что стимул по мере его повторения теряет способность вы­зывать ту реакцию, которую он ранее вызывал. Привыкание или угасание ориентировочного рефлекса связывают с формировани­ем «нервной модели стимула» — его многомерной энграммы, ко­торая и тормозит систему активации ориентировочного рефлекса (см. главу «Внимание»).

Сенситизация— другая форма простейшего научения, выражаю­щаяся в усилении рефлекторной реакции под влиянием сильного или повреждающего постороннего стимула. Сенситизация — это не про­сто противоположность привыкания. Она является результатом ак­тивации модулирующей системы мозга, возникшей на сильный побочный раздражитель. Усиление рефлекса вызвано изменением функционального состояния организма.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Рабочая память | Нейронные феномены пластичности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 355; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.