Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В «Опыте о человеческом разумении» Локк пишет, что получая простые идеи от внешних ощущений или из рефлексии над своими действиями, ум привыкает воспринимать их вместе

Другие виды идолов имеют у Бэкона сугубо соци­альные корни, а именно возникают из человеческого общения. Прежде всего это идолы рынка или площади (idola fori), связанные с языком. Слова же, отмечает Бэкон, устанавливаются сообразно разумению толпы, поэтому плохое и нелепое установление слов букваль­но осаждает разум. Люди принимают слова за представи­телей самих вещей, тогда как значения слова устанавли­ваются ими самими и часто чисто произвольно. А в ре­зультате не разум повелевает словами, а наоборот, слова начинают повелевать разумом, порождая, тем самым, «идолы рынка». Идолы театра (idola theatri) коренятся в существующей науке и, в первую очередь, философии. Эти идолы связаны с философскими системами, которые, подобно театру, создают вымышленные миры. Указанные идолы про­исходят из различных философских догм и преврат­ных доказательств.

Эмпиризм получил свое преимущественное разви­тие в Англии. Он стал продолжением средневекового номинализма, который имел преобладающее влияние именно в этой стране. Представители эмпиризма Но­вого времени, как и всегда, исходили из того, что осно­вой и источником всех наших знаний о мире является опыт. Само слово «эмпирия» в переводе с греческого означает именно «опыт». Но поскольку опыт бывает внешний и внутренний, интеллектуальный и мистичес­кий, следует уточнить, что в эмпиризме под опытом понимают прежде всего внешний опыт, который мы получаем посредством органов чувств.

Лекция 6. Философия Нового времени.

 

Хронологически Новое время начинается с XVII века. В поле зрения философов Нового времени оказывается наука нового типа. Наука Нового времени с самого начала сориентирована на активное «выпытывание» тайн природы и на практическое использование ее результатов. Наука ориентирована на то, чтобы служить общественной пользе, а не только прославлять мудрость творца. И это радикально отличалось от положения науки в средние века.

Основные черты науки Нового вре­мени: 1.Наука Нового времени основана на опыте и эксперименте.2.Она неотделима от математики, поскольку выражает закономерные свя­зи в природе с помощью чисел. Как выразился один из основателей науки Нового времени Галилео Галилей, книга природы написана языком математики. 3. Эта наука сориентирована на практическую пользу. Именно в Новое время наука становится производитель­ной силой общества, поскольку посредством инженер­ной деятельности ее открытия целенаправленно внедря­ются в производство. Естественно, что в этих новых условиях большин­ство философов уже исходят из самостоятельности разума по отношению к вере, а науки по отношению к религии. И их интересы перемещаются в область теории познания, логики и методологии науки. Но в решении этой задачи философия Нового времени с самого начала шла двумя путями — путем эмпиризма и рационализма.

Родоначальником английского эмпиризма приня­то считать Френсиса Бэкона (1561—1626). Он принад­лежал к знатному английскому семейству. Отец Бэко­на был крупным сановником — лордом-хранителем большой королевской печати. Молодые годы Бэкон провел во Франции. При Якове I (Шотландском) он достиг вершины своей карь­еры, став лордом-канцлером Англии. Под конец жизни Бэкон и сам был обвинен в интригах и взяточничестве, был посажен в Тауэр, приговорен к крупному денеж­ному штрафу, лишен парламентских полномочий и уволен из суда. После этих передряг он уже посвящал себя только научным занятиям. Умер он от простуды, а простудился оттого, что в науч­ных целях набивал курицу снегом, хотел доказать, что мясо лучше сохраняется в холоде. Ведь он был не только теоретиком, но и практиком экспериментирования.

Бэкона часто характеризуют как последнего фило­софа Возрождения и первого философа Нового време­ни. Принципиальное отличие Бэкона от мыслителей Возрождения состоит в том, что он полностью отвер­гает средневековую схоластику с ее основным мето­дом — аристотелевской силлогистикой. Для Бэкона силлогистика — метод, совершенно не пригодный для открытия нового. Логика, по Бэкону, должна исходить «не только из природы ума, но и из природы вещей»[1]. Опираясь на эту логику, Бэкон провозгласил грандиозный про­ект «Великого Восстановления Наук», который он раз­рабатывал до конца своих дней. Задача данного проек­та — заложить основы новой науки, которая, в отличие от средневековой схоластики, будет служить челове­ческой пользе. Еще в юности Бэкон сочинил произведение «Но­вая Атлантида». Эта работа написана в жанре уто­пии, известном со времен Томаса Мора (1478—1535). Суть данного жанра в изображении «места, которого нет», но о котором мечтает человечество. Именно «Утопия» Т. Мора дала название самому этому жанру. Что касается Бэкона, то в его произведении воссозда­на картина совершенного общества, основанного на достижениях науки. Этим обществом управляют ученые, а граждане строго следуют ука­заниям, исходящим из так называемого «Дома Соломо­на». Наука здесь применяется в технике производства. В этом обществе имеются повозки, которые передвигаются без лошадей, и лодки, которые плавают без парусов и весел. Имеются в нем и другие чудеса техники. Лозунг Бэкона «Знание — сила» пре­красно иллюстрируется его же описаниями жизни вымышленной Новой Атлантиды.

Позже, отойдя от политической деятельности, Бэ­кон пишет «Новый Органон», в котором конкретизи­рует свое представление о методах новой опытной науки. Основы логики были изложены Аристотелем в произведении под названием «Органон». В противоположность этому, работу о методе новой науки Бэкон называет «Новым Органоном». К числу важных элементов своего нового метода Бэкон относил критику предрассудков и недостатков нашей умственной и душевной органи­зации. Их Бэкон называл «идолами», и от этих «идо­лов», по его убеждению, нужно первым делом очис­титься на пути к новой логике и новому отношению к действительности.

Бэкон считал, что учение об «идолах» относится к объяснению природы подобно тому, как наука о софи­стических доказательствах относится к обыкновенной логике. Иначе говоря, согласно Бэкону, «идолы» — это своего рода непроизвольные софизмы, которые сбива­ют нас с толку в познании природы. Это что-то вроде непроизвольной деятельности ума, которая приносит вред, а не пользу, мешая процессу познания истины своими ложными построениями. Все «идолы» Бэкон делит на четыре основных типа. Пользуясь образным языком, он именует их идолами рода, пещеры, рынка и театра. Первая разновидность, а именно идолы рода (idola tribus), согласно Бэкону, проистекают из общих пороков человеческого воспри­ятия мира.

Речь здесь идет, прежде всего, о склонности лю­дей воспринимать природу по аналогии с собственной жизнью. Именно этой склонностью Бэкон объясняет привнесение в природу целевых причин. Ярким примером идолов рода Бэкон счита­ет склонность людей к обобщениям, не подтвержден­ным фактами. Человеческий ум, пишет он, склонен усматривать в природе больше порядка и гармонии, чем она в себе содержит. К такого рода идеализации природы он, в частности, относит представление о правильных круговых орбитах планет.

Полностью искоренить идолы рода никому не удастся, но можно ставить задачу нейтрализации пагубных последствий указанных общих склонностей всех людей. Если идолы рода проистекают из недостатков об­щей человеческой природы, то идолы пещеры (idola specus), согласно Бэкону, порождаются особенностями каждого отдельного человека. Каждый смотрит на мир как бы из своей пещеры, которая возникает вследствие особенностей индивидуальной физиологии, воспитания, судьбы и пр. Особую роль в формировании идолов пещеры Бэкон отводит человеческим страстям.

После освобождения от «идолов» Бэкон приступа­ет к изложению своего метода. И исходит он из того, что научное объяснение всегда есть причинное объяс­нение. Настоящая наука должна отыскать и указать причину каждого явления. Но причины бы­вают разные. И здесь Бэкон вынужден опираться на аристотелевскую классификацию причин и различать материальную, формальную, движущую и целевую при­чины. Но они не равноценны. Движущую и материаль­ную причины он считает причинами отдаленными и не способными указывать на скрытые процессы при­роды, это причины внешние и приоб­ретенные, и в подлинной и действенной науке они не играют серьезной роли. А главной при­чиной при объяснении какого-либо явления у Бэкона оказывается форма и формальная причина. Но форма в науке выражается математической формулой. Отсюда то значение, которое Бэкон придает математике. Иссле­дование природы, отмечает он, происходит лучше всего тогда, когда физика завершается математикой.

«Индукция» Бэкона выглядит следующим образом. Прежде всего необходимо составить таблицы и описания единичных случаев. Указанные таблицы могут быть трех основных видов. Первая из них — таблица положительных ин­станций, или таблица наличия. Здесь перечисляются те случаи (инстанции), в которых данное явление встреча­ется. Такой обзор должен быть максимально полным. Затем определяется, в чем все указанные случаи сходны. Ведь именно тот признак, в котором они сход­ны, считает Бэкон, скорее всего является причиной или, по-другому, формой данного явления.

Другой вид таблиц — это таблица отрицательных инстанций, или, как ее называет Бэкон, таблица от­сутствия наличий. Она содержит случаи, в которых данное свойство отсутствует. Но отрицательные слу­чаи сами по себе не дают основания утверждать, что отсутствующее свойство имеет своей причиной отсут­ствующую «форму». Отрицательные случаи следует подчинить случаям положи­тельным и исследовать отсутствие данного свойства лишь на тех предметах, которые ближе всего стоят к тем случаям, в которых данное свойство содержится и проявляется. Иначе говоря, метод отрицательных ин­станций должен применяться только вместе с методом положительных инстанций.

Третья основная таблица — это таблица степеней, или сравнений. Она позволяет дать разуму обзор случаев, в которых свойство, подвергае­мое исследованию, содержится в большей или мень­шей степени в зависимости от того, убывает или при­бавляется оно, а также провести это сравнение на различных предметах. Но для того, чтобы фиксировать изменение степени, требуются точные приборы и организация эксперимента. И следователь­но бэконовский метод степеней - это метод экспериментальный.

Только эксперимент может говорить о вещах, ведь тонкость опыта далеко превосходит тонкость самих чувств, даже вооруженных исключительными приборами. Но чувственность должна органич­но сочетаться с разумом в ходе экспериментальной деятельности. Человека, переоценивающего значение чув­ственных данных, Бэкон сравнивает с муравьем, доволь­ствующимся собранным. А того, кто уповает только на разум, он сравнивает с пауком, извлекающим все из самого себя. В этой ситуации Бэкон на стороне пчелы. Путь пчелы состоит в том, чтобы из­влекать нектар из цветов, но перерабатывать его в мед согласно своему умению и разумению.

Хотя свой проект «Великого Восстановления Наук» Ф. Бэкон так и не реализовал, но общее направление всей эмпирической философии Нового времени было задано. Следующий этап в ее развитии связывают с именами англичан Т. Гоббса и Д. Локка.

Томас Гоббс (1588— 1679) больше известен как политический мыслитель.

После окончания университета, где он изучал в основ­ном теологию и античную философию, Гоббс стал воспита­телем в семье графа Кавендиша. В 1640 году Гоббс издал свою первую работу, по­священную социальным и политическим вопросам, под названием «Элементы законов», в которой проявил себя как решительный защитник монархии. В начале 40-х годов он эмигрирует во Францию, где издает ра­боту «О гражданине» (1642). Но главное философско-политическое произведение Гоббса называется «Леви­афан» (1651), и в нем Гоббс выступает как сторонник сильной монархической власти.

У Гоббса есть рассуждения об ощу­щениях как единственном источнике наших знаний. Он пишет о том, что «нет ни одного понятия в челове­ческом уме, которое не было бы порождено первона­чально, целиком или частично, в органах ощущения»[2]. Вместе с тем, наука призвана перерабатывать данные органов чувств, в результате чего ее понятия и поло­жения обретают всеобщий и необходимый характер.

Основой политических воззрений Гоббса является теория общественного договора. В догосударственном состоянии люди не толь­ко эгоистичны, но и достаточно разумны, чтобы заклю­чить между собой общественный договор. Следствием такого договора становится государство в качестве силы, препятствующей взаимной вражде людей. Сравнивая созданное таким образом государство с библейским чудовищем Левиафаном, Гоббс объясня­ет его безграничную власть не столько законом, сколь­ко силой. Общественный договор, пишет он, дает мир «только одним путем, а именно путем сосредоточения всей власти и силы в одном человеке или в собрании людей, которое большинством голосов могло бы свес­ти все воли граждан в единую волю».[3] И лучше всего когда воля граждан концентрируется в руках одного лица. Гоббс уверен в том, что наилучшим образом силой государства распоряжает­ся единоличный правитель. Монарх, по мнению Гоб­бса, — душа государственной власти, благодаря чему она обретает волевое начало.

Однако уже у Д. Локка совсем другое толкование догосударственного состояния людей и самой природы государства. Джон Локк (1632—1704) родился в г. Рингтоне в семье адвоката, который в свое время командовал от­рядом в армии Кромвеля. Окончив вестминстерскую школу, он поступил в Оксфордский университет, где изучал медицину. Уже в годы учебы Локк интересо­вался современным ему естествознанием и философи­ей. По окончании университета Локк становится учите­лем греческого языка и риторики. Не оставляя занятий философией, Локк принимал довольно активное участие в политической жизни, становится секретарем лорда-канцлера Эшли. После реставрации Стюартов в 1682 году он эмигрирует в Голландию, а после «слав­ной революции» 1688 года, завершившейся компромис­сом между буржуазией и землевладельческой аристок­ратией, Локк возвращается в Англию. Локк был «отцом» доктрины либерализ­ма. Глав­ная его философская работа — «Опыт о человеческом ра­зумении» (1690) — классический пример эмпирической теории познания. Именно здесь Локк излагает суть своей философии, которая состоит в объяснении про­исхождения знаний из чувственного опыта.

Локк исходит из формулы: нет ничего в разуме, чего до этого не было бы в чувствах, считает душу человека похожей на tabula rasa, т. е. чистую доску, а еще точнее «белую бумагу без каких-либо знаков и идей», на которую только опыт наносит свои письмена.

Локк различает внешний опыт, сообщающий нам о состоянии природы, и внутренний опыт, или «рефлек­сию», которая сообщает о нашем внутреннем мире и действиях нашего разума. Именно из внутреннего опыта, согласно Локку, люди узнают, что разум сопо­ставляет и соединяет те «идеи», которые доставляют ему чувства. Исходя из этого, Локк различает простые и сложные «идеи», утверждая, что сложная «идея» яв­ляется комплексом простых «идей». Любое размышление оказывается перекомбинацией и внешней обработкой уже имеющегося у нас содержания. А это значит, что ни одно из теоретических понятий не добавляет знаний сверх того, что мы уже узнали при помощи чувств. Эти представления Локка о разуме как некоем «усложненном чувстве» оказались очень популярны­ми среди естествоиспытателей XVII — XVIII вв., продол­жавших свой спор с церковью, которая настаивала на возможности сверхопытного постижения истины. Объясняя происхождение наших понятий ассоциаци­ей, т. е. объединением сходных чувственных впечатле­ний, Локк становится основоположником так называ­емой ассоцианистской психологии..

Согласно Локку, если протяженность, форма, число, движение или покой, а также плотность вещей неотделимы от них ни при каких обстоятельствах и на этом основа­нии воспринимаются нами вполне адекватно, то этого не скажешь о других качествах вещей. Так цвет, звук, запах и вкус изменчивы, они возникают и исчезают, во многом зависят от состояния наших органов чувств, а потому их нельзя считать полностью адекватными. В основе вторичных качеств, утверждает Локк лежат те же самые первич­ные качества, а точнее их особое сочетание, или «дис­позиция», которые и рож­дают феномен вторичного качества. Иными словами, вторичные качества субъектив­ным образом отражают объективные качества вещей. Именно в этом суть взаимоотношений между субъек­тивным и объективным в так называемой диспозици­онной теории. Причем, по мнению Локка, неадекватность вторичных качеств во многом опреде­ляется тем, что о них нам сообщает только одно чув­ство: о цвете — зрение, о звуке — слух, о запахе — обоняние. А об объективных качествах мы узнаем сра­зу от нескольких чувств, например, о пространствен­ной форме мы узнаем от зрения и осязания. И это придает первичным качествам большую адекватность.

Итак, идеи первичных качеств, согласно Локку, сходны с качествами вещей, а идеи вторичных качеств, соответственно, нет. Но почему это так, а не иначе? На роль критерия в данном случае Локк предлагает нам только личный опыт. В том, что белизна и холод нахо­дятся в самом снегу, а боль нет, по его мнению, можно удостовериться лишь на собственном опыте.

«Liberalis» в переводе с латыни означает «свобод­ный». И в основе идеологии либерализма лежит идея свободы частного лица. У Локка субъектом политической воли является отдельный человек, который рожда­ется с изначальным «двойным правом» — правом на личную свободу и на наследование и владение имуще­ством42. Защиту жизни, свобод и имущества граждан Локк именовал «сохранением собственности» и видел в этом главную задачу государства. Именно в заочном споре Локка с Гоббсом получи­ла уточнение теория общественного договора. Гоббс считал изначальным состоянием обще­ства «борьбу всех против всех», т. е. рознь между людь­ми, которая преодолевается их взаимным соглашением о создании государства. При этом государство, или «Левиафан», как именует его Гоббс, выступает в роли репрессивной силы, держащей в узде людей, эгоистич­ных по своей природе. У Д. Локка, в отличие от Гоббса, естественное со­стояние человечества — не рознь, а свободное сосуще­ствование равных индивидов. Но свобода способна обернуться своеволием, и тогда гармония общей жиз­ни нарушается преступлением и состоянием войны. В целях защиты от подобных нарушений и было созда­но, согласно Локку, государство в качестве защитника естественных прав и свобод человека. Причем, к есте­ственным правам изначально доброго человека Локк относит право владения частной собственностью.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
И взаимосвязь | Электрические схемы однокамерных холодильников
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 909; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.