Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура процесса мышления

Мышление представляет собой процесс познавательной дея­тельности, при котором субъект оперирует различными видами обобщений, включая образы, понятия и категории.

Появление речи в процессе эволюции принципиально изме­нило функции мозга. Мир внутренних переживаний, намерений приобрел качественно новый аппарат кодирования информации с помощью абстрактных символов. Это не только обусловило воз­можность передачи информации от человека к человеку, но и сде­лало качественно иным процесс мышления. Мы лучше осознаем, понимаем мысль, когда облачаем ее в языковую форму. Вне языка мы переживаем неясные побуждения, которые могут быть выра­жены лишь в жестах и мимике. Слово выступает не только как средство выражения мысли: оно перестраивает мышление и интеллектуальные функции человека, так как сама мысль совер­шается и формируется с помощью слова.

Суть мышления — в выполнении некоторых когнитивных опе­раций с образами во внутренней картине мира. Эти операции позволяют строить и достраивать меняющуюся модель мира. Благо­даря слову картина мира становится более совершенной, диффб" ренцированной, с одной стороны, и более обобщенной — с ДРУ" гой. Присоединяясь к непосредственному образу предмета, слово выделяет его существенные элементарные или комплексные при­знаки, которые непосредственно недоступны субъекту. Слово пб-

одит субъективный смысл образа в систему значений, что де- ^ gro более понятным как самому субъекту, так и его партнеру. л С позиции теории функциональных систем П. К. Анохина основ-

этапы мыслительного процесса могут быть сопоставлены с Лапами структуры поведенческого акта. Направленность процесса э „щдения определяется доминирующей мотивацией субъекта. АА(Ьерентный синтез выбирает зону поиска решения проблемы. Поступающая информация анализируется и сопоставляется со зна­ниями, извлекаемыми из памяти, содержание которых существен­но определяется доминирующей мотивацией. Этапу принятия решения соответствует выбор наиболее вероятной гипотезы для ее последующей проверки и доказательств. В акцепторе результатов действия в соответствии с принятой гипотезой формируются не­которые представления о том, что прежде всего следует подтвер­дить, доказать или опровергнуть. Эфферентный синтез содержит замыслы доказательств и проверок. Выполнение конкретного до­казательства, которое подтверждает справедливость выдвинутого предположения, эквивалентно этапу осуществления реального дей­ствия. В случае неудачи активируется ориентировочно-исследова­тельская деятельность субъекта. Она приводит к изменению со­держания акцептора результатов, а также эфферентного синтеза. Возникают новые замыслы, идеи и, возможно, привлекаются иные способы доказательств.

У человека различают два основных вида мышления: наглядно-образное и словесно-логическое. Последнее функционирует на базе языковых средств и представляет собой наиболее поздний период филогенетического и онтогенетического развигия мышления.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Эвристический метод в психологии менеджмента | Тема: Контакт разнородных металлов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 451; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.