Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сознание и память

Во многих концепциях сознания подчеркивается, что форми­рование субъективного образа объекта при его восприятии при-сходит в результате интеграции сигналов в сенсорной системе с информацией, хранящейся в памяти. В теории сознания П. В. Си­монова память занимает центральное место, так как само созна­ние определяется как знание, которое может быть передано дру­гому. Эта позиция распространяется и на представление о меха­низме возникновения эмоции как особого вида психического отражения. Согласно потребностно-информационной теории эмо­ций П. В. Симонова эмоции возникают в результате сопоставле­ния получаемой информации и той информации, которая необ­ходима для удовлетворения биологической потребности и должна быть извлечена из памяти.

Передние отделы новой коры и гиппокамп рассматриваются как информационная система, в которой на основании текущей информа­ции и содержащейся в памяти оценивается вероятность удовлетво­рения потребности, зависимой от соотношения имеющейся и требуе­мой информации. От ее величины зависят знак и интенсивность эмоций.

В теории “информационного синтеза как основы ощущения” Л А.М. Иваницкого также указывается на роль памяти в процессе осознания воспринимаемого стимула. Автор выделяет три этапа формирования зрительного образа. Первый связан с анализом фи­зических характеристик стимула и представлен ранними компо­нентами ВП с латенцией до 100 мс; он рассматривается как подго­товительная фаза восприятия и на психологическом уровне не со­провождается каким-либо феноменом. Второй этап включает операции сравнения физических параметров стимула с информа­цией, хранящейся в памяти, благодаря чему определяется значи­мость стимула. Именно этот этап связывают с появлением ощуще­ния, которое представлено среднелатентным компонентом ВП (100—200 мс). На третьем этапе происходит окончательное опозна-

ние стимула, что отражается в волне ПЗОО ВП преимущественно в передних отделах коры больших полушарий.

Синтез двух видов информации — текущей и извлекаемой из памяти — создает основу для возникновения субъективного явле­ния. Генерация ощущений совершается циклически с периодом 100—150 мс благодаря механизму повторного входа возбуждения. Этот процесс рассматривается как психологический мониторинг происходящих событий (Иваницкий A.M., 1997).

В свете последних данных о функциях рабочей памяти интегра­цию возбуждения от сенсорного стимула с информацией, храня­щейся в памяти, можно описать следующим образом. Зрительный объект опознается, когда его различные признаки интегрируются в единое целое, включая местоположение его в пространстве. Это происходит в результате соединения информации от двух подсис­тем зрительного анализатора “Что” и “Где” с информацией из дол­говременной памяти, где следы также хранятся в двух системах:

“Что” (в нижневисочной коре) и “Где” (в теменной). Место ин­теграции всей информации — рабочая память (префронтальнай кора). Предполагается, что переписывание информации в РП из двух блоков сенсорной системы “Что” и “Где” осуществляется с помощью механизма локальной активации. За счет обратных свя­зей от РП к долговременной памяти и сенсорной системе в ниж­невисочной и теменной коре происходит актуализация опреде­ленных следов памяти, а также подчеркивание в сенсорной сис­теме признаков воспринимаемого объекта. Вербальный сигнал актуализирует структуры долговременной памяти, переписывая из нее необходимую информацию в РП. Для этого он действует через неспецифическую систему мозга, создавая специфические паттерны неспецифического возбуждения, модулирующие сенсор­ные, мнемические и семантические уровни обработки информа­ции. Можно предположить, что префронтальная кора в режиме РП формирует программу не только реализации поведения, мо­торных актов, но и процесса восприятия объекта за счет взаимо­действия сенсорной системы с долговременной памятью и моду­лирующей системой мозга.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Гностический нейрон | Сознание и межполушарная асимметрия мозга
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 284; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.