КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сознание и межполушарная асимметрия мозга
Открытие функциональной асимметрии мозга оказало огромное влияние на понимание мозговых механизмов сознания. С позиции вербальной теории сознания его материальная база представлена доминантным речевым полушарием. Вместе с тем имеются основания выделять две функции сознания: чувство “Я” и никативную функцию сознания (Иваницкий A.M., 1997) Пп полушарие связывают с самооценкой, с самосознанием (чувст800 “Я”), с мотивационной сферой (Симонов П.В., 1993а). Его п ом жение ведет к нарушению личности, тогда как при нарушен функций левого полушария личность остается сохранной но п и страдает. Специализацию левого полушария видят в его связи411 той формой сознания, которая вооружена речью и иными cne c ствами передачи информации другим членам общества. Она сутр ственна прежде всего для коммуникации с другими людьми П.В. Симонов, подчеркивая коммуникативное происхождение сознания, рассматривает возможность мысленного диалога с самим собой как свойство левого полушария. Вместе с тем было бы неоправданным приурочивать сознание связанное с речью, исключительно к левому (доминантному) т- лушарию у правшей. Скорее всего начальные этапы формирования речевого высказывания (на родном языке) связаны с правым полушарием. А завершается этот процесс в левом полушарии. Исследование становления речи у детей показало, что первоначально обработка речевых сигналов осуществляется обоими полушариями и доминантность левого формируется позже. Если у ребенка, научившегося говорить, возникает поражение речевой области левого полушария, то у него развивается афазия. Однако примерно через год речь восстанавливается. При этом центр речи перемещается в зону правого полушария. Такая передача речевой функции от левого полушария правому возможна лишь до 10 лет. Специализация правого полушария в функции ориентации в пространстве возникает также не сразу: у мальчиков — в возрасте после 6 лет, а у девочек — после 13 лет. Данные о лингвистических способностях правого полушария, а также сходство функций обоих полушарий на ранних этапах онтогенеза скорее свидетельствуют о том, что оба полушария, обладая первоначально достаточно сходными, симметричными функциями, в процессе эволюции постепенно специализировались, что и привело к появлению доминантного и субдоминантного полушарий. Левое полушарие превосходит правое также и в способности понимать речь, хотя эти различия не так сильно выражены. Согласно моторной теории восприятия речи главным компоненте распознавания речевых звуков являются кинестезические сигналы, возникающие в мышцах речевого аппарата при восприяти речевых сигналов. Особая роль в этом принадлежит моторным си стемам левого полушария. речевые функции у правшей преимущественно локализованы евом полушарии. По данным разных авторов, лишь у 1-5% лиц вл уе центры находятся в правом полушарии. У 70% леворуких ^е „ речи, так же как и у праворуких, расположен в левом полу-^оии У 15% леворуких — в правом полушарии. Существует мнение, что левое полушарие осуществляет функ- “интерпретатора” того, что делает правый мозг. Благодаря этой пособности и при отсутствии достаточной информации человек может логически сформулировать некоторые гипотезы о причинах своих реакций, поступков, хотя они будут далеки от истины., Это убедительно было показано Дж. ЛеДу (J. LeDu) и М. Газза-нигой (М. Gassaniga) на их уникальном больном С.П. с “расщепленным мозгом” в опыте “с цыпленком и лопатой для снега”. Больному слева от точки фиксации предъявляли картинку — зимний дворик с неубранным снегом, которая, следовательно, проецировалась в правое полушарие. Одновременно справа от фиксационной точки помещали картинку с изображением лапы цыпленка, т.е. эта картинка проецировалась в левое полушарие. Больной получал задание отобрать левой и правой рукой из серии картинок те, которые ему были показаны. Он успешно решил эту задачу, правой рукой выбрав “цыпленка”, а левой — “лопату”. На вопрос “Почему он это сделал?” ответил: “Я видел лапу и выбрал цыпленка, а вы должны вычистить курятник лопатой”. Анализируя эти данные, Дж. ЛеДу и М. Газзанига пришли к заключению, что вербальные механизмы не всегда знают источник наших действий и могут приписывать действиям причину, которой на самом деле не существует. Левое полушарие, не располагая информацией правого, интерпретирует, находит логическое объяснение выбору левой рукой “лопаты”. Интерпретационная способность левого полушария при правостороннем поражении мозга проявляется в изменении эмоциональных переживаний человека. Такие люди становятся беспечными, легкомысленными, с явным преобладанием положительных эмоций над отрицательными. Противоположные измене-чия эмоциональной сферы сопровождают нарушения левого по-Душария. У таких больных возникает склонность к отрицательным змоциональным переживаниям, повышенной тревожности. Нарушение сознания при избирательном поражении одного из полушарий зависит от особенностей функциональной асиммет-Рии мозга субъекта. Картина нарушения психической деятельнос-ти эависит от правшества и левшества (Доброхотова Т.А., Браги -на Н.Н., 1993). При однополушарном поражении мозга были вы-^ены существенные различия нарушения поведения у правшей 21-3341 и левшей, что послужило основанием к заключению о различии у них сознания. Исследователи вводят новый термин — “асимметрия сознания”, отражающая индивидуальные свойства субъекта, связанные с функциональной асимметрией мозга. При одностороннем поражении полушарий нарушения сознания протекали по типу эпилептических припадков: наступали внезапно, быстро обрывались с последующим восстановлением ясного сознания. Синдромы, вызываемые односторонним поражением у правшей, хорошо согласуются с представлением о связи правого полушария с обработкой пространственной информации и способности к зрительному и гаптическому распознаванию объекта, а левого — с обработкой символьной информации, управлением и программированием поведения. При поражении в правом полушарии у правшей во время приступа наблюдалось игнорирование левого пространства (больной не видел, не слышал врача, стоящего слева). При этом могли появиться “вспышки пережитого” (больной заново переживал события далекого прошлого, например в возрасте 7 лет). Поражение левого полушария у правшей вызывает нарушение речи (не говорит и не понимает), провалы в памяти, неадекватные поступки с последующей амнезией, сумеречное состояние сознания, когда поведение определяется галлюцинациями или больной автоматически продолжает начатую деятельность. Нарушение сознания у левшей менее определенно, более разнообразно и не так жестко зависит от стороны поражения. | Как показало обследование больных с “расщепленным моз-| гом”, каждое полушарие может выносить самостоятельные суж-| дения, которые в ряде случаев могут не совпадать. От согласован-) ности оценок, выносимых полушариями, зависит настроение че-| ловека. При совпадении суждений больной спокоен, легок в| общении, приятен. Если же оценки расходятся, поведение боль-1 ного становится трудно управляемым, проявляются гиперактив-1 ность, агрессивность. | Ввиду того что каждое полушарие может иметь собственную не-1 зависимую систему оценок значения событий, Р. Сперри (R. Sperry)! говорит об удвоении сознания у таких больных. Однако у нормального человека ведущая роль в вынесении суждений принадлежит речевому, доминантному полушарию, хотя определенные лингвистические способности присущи и субдоминантному полушарию. В заключение следует подчеркнуть, что в сознании представлены только конечные результаты процессов обработки информации, которые мы осознаем в виде последовательных картин, эпизодов. Операции, лежащие в основе создания самих эпизодов, в сознании и интроспекции не представлены. Их можно вычленить с помощью только специальных экспериментальных процедур Но чтобы понять сознание, нужно знать его механизмы т е элементарные операции, которые лежат в основе формирования субъективного образа и сами реализуются на уровне подсознания Чтобы понять, что такое сознание, нужно выйти за его пределы Прогресс в этом отношении достигается с помощью таких неинвазив-ных методов, как электроэнцефалография, Магнитоэнцефалогра-фия, измерение локального мозгового кровотока позитронно-эмиссионная и магнитно-резонансная томография В комбинации с записью одиночных нейронов эти методы открывают новые перспективы в изучении сознания.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 514; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |