КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Свойства нервной системы
ПЛАН. ЛЕКЦИЯ 8. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ РАЗЛИЧИЙ 1. Выделение свойств нервной системы в структуре психофизиологических характеристик. 2. Свойства нервной системы и динамические параметры деятельности. Функциональные состояния. Задатки способностей. Темперамент. 3. Психофизиологические характеристики и успешность деятельности. 4. Роль активации в связях психофизиологических характеристик с психологическими.
Психофизиология или физиологическая психология представляет собой самостоятельную область знания, изучающую закономерности нейрофизиологической организации индивидуальности и влияние этих закономерностей на психическую деятельность человека. Если психология (и, в частности, психология индивидуальных различий) исследует собственно психические явления, то психофизиология занимается выяснением биологических механизмов, лежащих в основе этих явлений, т.е. ее задачей является поиск естественнонаучных основ психики человека. Попытки исследовать те принципы организации индивидуальности, которые являются общими и для психических и для физиологических характеристик, предпринимаются столько времени, сколько человека интересуют психологические особенности, поэтому материал, которым сегодня обладает психофизиология, поистине необъятен. Это и представления о мозговых механизмах, являющихся материальным субстратом психической деятельности человека, и модели функциональных систем, лежащих в основе поведенческих актов, и данные о физиологических коррелятах психических явлений, относящихся к самым разным психологическим особенностям человека, соответственно которым выделяются разные области психофизиологии (когнитивная психофизиология, социальная психофизиология и т.д.). В лекции будет рассмотрено лишь одно направление психофизиологических исследований, которое с момента своего возникновения было непосредственно связано с изучением индивидуальных различий. Название этого направления - дифференциальная психофизиология. Основные теоретические принципы построения психофизиологической теории индивидуальности были сформулированы в трудах Б.М. Теплова, и в его же лаборатории в начале 50-х годов проводятся первые экспериментальные работы, целью которых является исследование индивидуальных различий в психофизиологической организации человека. Позднее ученик и последователь Теплова, В.Д. Небылицын, назвал эту область исследования дифференциальной психофизиологией, и это название в настоящее время используют как общее для разных отечественных направлений, изучающих индивидуальные различия в психофизиологических характеристиках. Теплов Борис Михайлович (1896-1965) - советский психолог, действительный член АПН РСФСР, руководитель лаборатории московского Института психологии, основоположник дифференциальной психофизиологии. Он внес большой вклад в развитие самых разных разделов отечественной психологии - от общей психологии и психофизиологии до истории психологии, задал стандарты экспериментальных исследований, был талантливым педагогом. Но самым главным делом его жизни стала теоретическая, методическая и экспериментальная разработка проблем психологии индивидуальных различий. Показателен путь, который прошел сам Б.М. Теплов, формулируя предмет этой области исследования. Он начал исследование индивидуальных различий с анализа наиболее общих способностей. Этот период его деятельности отражен в работах «Психология музыкальных способностей» (докторская диссертация по этой теме была защищена им в 1940 г.), «Способности и одаренность» (1941), «Ум полководца» (1943). Как и А.Ф. Лазурский (первый отечественный психолог, обратившийся к проблеме индивидуальных различий), БМ Теплов разделяет содержательную и формально-динамическую стороны психологических особенностей, выделяет в характеристиках способностей собственно способности и их анатомо-морфологические задатки. Такая логика исследования индивидуальных различий (выделение индивидного и личностного уровня в психологических характеристиках) требовала анализа и более глубоких, природных предпосылок различий между людьми. С конца 40-х годов Б.М. Теплов обращается к исследованию психофизиологических основ индивидуальности - анализу типологических свойств нервной системы, - которые рассматривались им как природная основа индивидуально-психологических различий. Основные принципы исследований этого периода сформулированы в работах «Типологические особенности высшей нервной деятельности человека» (1956), «Исследование свойств нервной системы как путь к изучению индивидуально-психологических различий» (1960). Теоретические и экспериментальные работы этого периода легли в основу новой области исследования - дифференциальной психофизиологии, - оказавшей влияние на все отечественные (и не только отечественные) направления исследований индивидуальных различий. Исследования, проводящиеся в школе Теплова-Небылицына, являются не единственным направлением отечественной психологии, пытающемся проанализировать индивидуальные различия в психофизиологических функциях и их роль в формировании психологических различий между людьми. Практически одновременно с этим под руководством Б.Г. Ананьева начинаются исследования разноуровневой организации свойств индивидуальности. В работах этого направления индивидуальные различия в свойствах индивидного уровня, в частности, в психофизиологических функциях, подробно изучаются как компоненты в структуре целостной индивидуальности. Третье направление исследований, проводимое в контексте дифференциальной психофизиологии, связано с именем B.C. Мерлина, который анализировал индивидуальные различия в психофизиологических характеристиках в той мере, в какой они были связаны с динамическими особенностями поведения (со свойствами темперамента). Эти три направления, обладая определенной спецификой, развивались в тесной взаимосвязи друг с другом, которая проявлялась и в согласии с общими теоретическими представлениями о роли психофизиологических особенностей в формировании психологических индивидуальных различий, и в выборе методических принципов и способов исследования. Близкими по идеологии к отечественным исследованиям, проводящимся в рамках дифференциальной психофизиологии, являются и некоторые зарубежные направления изучения индивидуальных различий. Так, английские психологи Г. Айзенк, Д. Грей, А. Гэйл, анализируя источники индивидуальных различий в свойствах темперамента и личности, обращаются к поиску физиологических механизмових формирования и рассматривают индивидуальные различия в психофизиологических функциях как основу различий в психологических характеристиках. Основываясь на результатах работ, которые были проведены в перечисленных направлениях, можно понять, какую роль играют психофизиологические особенности в целостной структуре индивидуальности - в возникновении индивидуальных различий, в сохранении их устойчивого статуса и в механизмах их регуляции. Анализ этих данных и является предметом обсуждения.
1. Выделение свойств нервной системы в структуре психофизиологических характеристик. Начиная изучение индивидуальных различий в психофизиологических особенностях человека, Б.М. Теплов разработал программу исследования свойств нервной системы, в которой исходил из представлений И.П. Павлова о типах высшей нервной деятельности. Цель программы состояла в том, чтобы „подойти к пониманию и возможно более точному изучению некоторых индивидуально-психологических различий людей, отправляясь от изучения типологических свойств нервной системы". Сформулирована эта цель была в статье Б.М. Теплова, краткий вариант которой был опубликован в 1957 году и которая так и называлась „Исследование свойств нервной системы как путь к изучению индивидуально-психологических различий". Этапы этого пути, как показали исследования, проведенные в этом направлении, представляют собой последовательный переход от изучения собственно физиологических основ индивидуальности к анализу их соотношения с психологическими характеристиками - вначале с индивидными (формально-динамическими), а позднее и с теми, которые занимают более высокий уровень в иерархии психологических свойств. Принципы исследования психофизиологических основ индивидуальности, сформулированные в школе Теплова-Небылицына, в значительной степени отличаются от тех, которые реализовывались И.П. Павловым при изучении типов высшей нервной деятельности. Поскольку, практически, все исследования, проводящиеся в контексте дифференциальной психофизиологии, основываются на этих принципах, рассмотрим их подробно (Небылицын В.Д., 1966). 1. Возможны два пути исследования индивидуальных различий. Один из них - синтетический - представляет собой сравнение друг с другом разных типов людей. Именно такой, типологический, путь исследования индивидуальных различий, состоящий в классификации людей на основании типов высшей нервной деятельности, был выбран Павловым. И.П. Павлов предположил, что индивидуальные особенности поведения в значительной степени связаны со скоростью образования условных рефлексов и проявляются в быстроте и интенсивности реакций на внешние раздражители и в легкости перехода от одного действия к другому. Интенсивность реакций свидетельствует о силе процессов возбуждения и торможения, соотношение этих процессов образу уравновешенность или неуравновешенность нервных процессов, а способность быстро реагировать на изменяющуюся ситуацию свидетельствует о подвижности. На основании этих трех характеристик И.П. Павлов выделил четыре типа нервной деятельности, которые, по его предположению, в своих поведенческих проявлениях соответствуют четырем гиппократовским типам темперамента. Типы высшей нервной деятельности по И.П. Павлову. Сила н.с. Слабость н.с. (Слабый тип - меланхолик) Уравновешенность Неуравновешенность (сильный, неуравновешенный тип - холерик) Подвижность (сильный, уравновешенный, подвижный тип - сангвиник) Инертность (сильный, уравновешенный, инертный тип - флегматик)
Как и во всякой типологии, четыре основных типа описывают далеко не всех людей. Хорошо понимая это, И.П. Павлов признавал существование переходных типов, но их введение не на много изменяет ситуацию, поскольку большинство испытуемых оказываются в этих „переходных" группах. Кроме этого, в работах И.П. Павлова ни уравновешенность нервных процессов, ни их подвижность не рассматривалась у слабых типов, что ограничивало представление о вариациях в типах нервной системы. Второй путь исследования индивидуальных различий, который Б.М. Теплов назвал аналитическим, является, по его мнению, более продуктивным. Этот путь предполагает выявление отдельных свойств нервной системы и выяснение возможных соотношений между ними. Только после этого, как считал Б.М. Теплов, можно попытаться создать типологии, которые будут базироваться на экспериментально верифицированных параметрах.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 2296; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |