Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 9. Средневековый крестьянин

 

Мы будем рассматривать Средневековье как единую культуру, охватывающую Западную Европу. Мы рассмотрим крупнейшие социальные группы средневекового мира, три сословия: крестьянство, рыцарство, монашество.

Средневековое крестьянство историки часто именуют «безмолвствующим большинством». Что думали о себе сами крестьяне, до нас не дошло. Существует иллюзия монолитности крестьянства в Средневековье. Известный историк Бродель сказал: «Существуют тысячи способов быть крестьянином». Реконструировать жизнь крестьян приходится по взглядам со стороны. Это свидетельства монахов, трубадуров, авторов хроник, рыцарей, авторов романов и др. Картина естественно получается искаженная, но другого материала нет.

Если представить средневековое общество в виде пирамиды (мистическая фигура, одна из наиболее совершенных), место крестьян будет в самом основании, внизу. Это справедливо по двум причинам. Во-первых, крестьяне своим трудом содержали это общество. Во-вторых, они были самым мало почитаемым сословием в Средневековье. Почему? Тяжелый физический труд не уважали и раньше, в античные времена. По Библии трудно было понять, что есть труд, благо или наказание за грехи. Мирянам читать Библию было тяжело. В Средние века был только латинский перевод, а латынь знала только аристократия. Церковь запрещала читать священные тексты, их можно было неправильно понять, поэтому с ними надо было знакомиться в проповедях. Когда Господь изгоняет Адама из рая, он говорит, что тот будет трудиться в поте лица своего. Труд воспринимается как наказание. Столь же очевидно было преимущество духовного пути, который избирает человек. В Новом Завете в Нагорной проповеди Христос говорит о том же, призывает апостолов брать пример с птиц, которые не сеют и не жнут. Монахи в монастырях трудились всегда, даже когда в этом не было необходимости. Труд монаха высшей целью имеет не пропитание. Это самодисциплина, сосредоточение, умерщвление плоти, отвлечение от суетных мыслей. Это труд, нацеленный на достижение высших целей. Положение крестьян можно было бы объяснить неуважением к физическому труду, но как объяснить ту злобу, с которой их описывают? «Мужики злы и грубы, на дворянство точат зубы … Народ голодающий, раздетый, страждущий, необогретый». У вагантов «мужик ослу подобен» У клириков он «разбойник и грабитель». Даже отношения раба и рабовладельца были не такими злобными. Не только высшее сословие, но и горожане их не любили. Подобное отношение дает абсолютная чуждость. Что представлял собой крестьянин? Мир феодальной деревни совершенно особый, который воспитывает человека, непохожего на других.. Даже в наше время каждый мог ощутить это на своей шкуре. В деревне время течет медленно, там совершенно другое восприятие времени и пространства,. Некоторым людям это нравится. Но большая часть воспринимает это как ущербность, не случайно слово «деревня» приобрело отрицательный, уничижительный смысл. Ценности совершенно разные. В Средние века это ощущалось еще больше, поскольку сословия были более поляризованы, были законодательно установленные границы, пересечь границу сословий было невероятно трудно.

Что представлял собой пространственный мир средневековой деревни? Центральная площадь с церквушкой и колодцем. Вокруг всего этого располагались крестьянские дворы, в которых жило от 200 до 400 человек. За этими домами шел вал, на котором иногда была деревянная изгородь. С одной стороны это были примитивное укрепление, с другой стороны, это имело символическое значение, границы этого мира. За оградой были поля, луга и леса, которые крестьянам не принадлежали, это была феодальная вотчина, и вдали мог возвышаться феодальный замок, к которому крестьяне хотели иметь поменьше отношения. Это была вселенная этих людей, и о землях, которые лежали за пределами этих мест, они имели самое смутное представление. Пространственные представления крестьян носили самый разорванный, рудиментарный характер. Рыцарство получало свой образ пространства в военных походах. Горожане, купцы знакомились с пространством во время торговых мероприятий. Ученые монахи могли не покидать свой город, но изучали пространство по картам. Для крестьян отдаленный город их королевства был удален на такое расстояние, как Иерусалим или Рим. Эта дистанция была для них или белым пятном или это были земли, населенные страшными чудовищами (фантастический образ). Яркого выражения личности или индивидуального сознания у крестьян встречалось редко. Крестьянин обычно не выделялся из общины и был растворен в ней, это разновидность роевого, пчелиного сознания. В крестьянской среде даже мужчины далеко не всегда имели устойчивые родовые фамилии. Часто было несколько фамилий, их меняли в зависимости от места проживания и смены профессии. Не существовало ярко выраженного родового сознания, как у рыцарства, и индивидуального сознания, которое зарождалось в городах.

Если говорить о времени, то сравнивая все сословия, мы получаем следующую картину. Для горожанина уже в Средние века время это деньги, для рыцаря это некая протяженность, которую надо наполнить подвигами, поисками приключений, войнами, чтобы подготовить себя к смерти. У Кретьена де Труа в «Ивейне» рыцарь объясняет крестьянину, кто он такой: «Я рыцарь, говорю мужлану, искать вовек я не устану того, чего найти нельзя, вот такова моя стезя.». Это поиски некоей запредельности. Для монаха время это цепь событий от Рождества Христова до второго пришествия. Время в Средние века овеществляется. У крестьянина не было четкого представления о времени, оно выступало в трех ипостасях:время семейное, т.е время, материализованное в близких родственниках: отец и мать, бабка и дети. Это время не было обременено счетом, свой возраст знали приблизительно. Вторым временем были эпические «старые добрые времена», это время вообще относительное, ни к какому реальному времени не привязанное. И третье время аграрное, циклическое – постоянное воспроизведение времен года. В Средние века времен года было не 4, а 3: весна, лето, зима (осень выпадала). Оно разделялось и в течение суток: помимо восхода и заката, время разделялось звоном церковного колокола в определенные моменты, временем горения фитиля плошки с жиром (крестьяне свечи не использовали). Это последнее время убеждало крестьянина, что все в мире движется по кругу. Мысль о том, что общество развивается, средневековым крестьянам была совершенно чужда. Именно крестьяне, а не феодалы и не церковь, были величайшей инерционной силой Средневековья. Именно крестьяне встречали в штыки всякие попытки нововведений в деревне, попытки внедрить туда более совершенный инвентарь, оборудование. А как же крестьянские восстания, которые долгое время марксистами провозглашались революциями? Назвать это революциями нельзя потому, что идеалом восставших было не светлое будущее, а старые добрые времена, они хотели вернуться назад, когда все было хорошо. Время рассматривалось ими в виде колеса, которое можно повернуть назад. Если все это обобщить, то получается, что монашество жило будущим, ожидая пришествия Иисуса, горожане жили настоящим, рыцарство жило в специально сконструированном мире, а крестьяне жили прошлым.

Между крестьянством и правящими классами существовал и серьезный языковой барьер. Язык, как и одежда, был символом социального положения. В Средневековье, как никогда, встречали по одежке. Когда Ивейн тронулся умом и появился в лесу перед отшельником раздетым, тот его не узнал: «Пропали разом все приметы, поскольку человек раздетый».

Когда мы говорим о языке, то ни латынь духовенства, ни изящная речь рыцарства крестьяне не понимали, а духовенство и рыцарство бросало в дрожь от жаргона крестьян. Пресловутый упадок культуры в Средневековье вызван тем, что отцы церкви вынуждены были огрублять свой слог, чтобы их понимала основная паства. Устранить это было невозможно, если только крестьянин не избирал для своего сына духовную карьеру и не отдавал его в монастырь. Церковная организация того времени была устроена так, что любой, кто туда попал, больше не принадлежал к своему сословию. Высшие классы не позволяли крестьянам давать образование детям.

Большую проблему в общении между сословиями создавал внешний вид. От крестьян пахло навозом, потом и др..Рыцарские романы изобилуют такими образами.

На внешность крестьян сильно влиял рацион. Мясо крестьяне ели редко, в основном копченое или жареное. Основа рациона – ржаной хлеб невысокого качества, каши (овсяная, ячменная, пшенная), бобы, изредка сыр, рыба, очень мало свежих овощей(их поставляли ко двору феодала). Пряностей не было, это заменяли острыми соусами из трав, лука, чеснока, горчицей. Это было способно дезинфицировать (как индийская кухня).Здоровью это не способствовало, запивалось большим количеством воды. Вино у крестьян было, но невысокого качества. Сладким был мед, но его ели нечасто, а в основном ели сладкое виноградное сусло, которое использовалось для изготовления вина. Эта пища была нездоровой, плохо отражалась на внешнем виде(раздутые животы).

Манеры. В те времена и у высшего сословия манеры тоже были не очень хороши. Носовые платки появились в конце 14 века. Утирались бородой, рукавом или подолом. Одежда – рубахи, плащи, штаны из домотканого холста или шерсти, на ногах – чулки и башмаки из бычьей кожи, подбитые лыком, Одежда была показателем сословия, крестьянам в непраздничные дни были разрешены только серый, черный и коричневый цвета(неблагородные цвета), одежда из голубого сукна только по праздникам.. Запрещены оружие и шпоры, это принадлежность рыцарского звания, запрещены волосы длиннее ушей. Длинные волосы это привилегия аристократов, рыцарства ..

Быт. - большая часть жилищ была из бревен иногда, были землянки, крытые соломой. Но было и свободное крестьянство, которое жило в лучших условиях. В Нормандии, где было много свободных крестьян, знать уважительно относилась к простонародью. Во Франции в долине Луары также было много зажиточных свободных крестьян. Английские йомены тоже были свободными. Жилой дом это слепок души хозяина, продолжение его внутреннего мира. У обычных зависимых крестьян дом состоял из нескольких построек: там были кладовые, загоны для скота, а жилая комната была одна и совмещала спальню, столовую, кухню и кладовку. В комнате находился открытый очаг (дым выходил через дыру в потолке,), кровать родителей с тюфяком, набитым соломой(на ней спало столько народу, сколько могло уместиться),стол, скамья, детская колыбель, лохань для купания, крюк для подвешивания котла. Когда готовили еду, находиться внутри было невозможно. Оконные проемы в лучшем случае затягивали пергаментом (обработанной кожей) или промасленной тканью, в худшем просто запирали решетками(стекло было очень дорого). Освещение было плохим, это был очаг, политый жиром. Нередко вместе с людьми в комнате находилась часть домашних животных. Какой человеческий тип могло воспитать такое пространство проживания?

Важной частью бытия были отношения с феодалами. Как правило, крестьян от феодалов никто не защищал, они оставались с ним один на один. Королевские суды старались жалобы от крестьян не принимать. Духовенство было единственным сословием, которое относилось к крестьянам неплохо, но они могли оказать только моральную поддержку. Была одна далекая могущественная сила, король, на него уповали. Добрые короли реально существовали. Например, Людовик IX в 12 веке.. Он выезжал за пределы Парижа, садился под королевским дубом и принимал всех.. Когда крестьян обижали, он им помогал.. Когда Ричарду II крестьяне пожаловались на феодалов, укравших у них скот, он приказал скот вернуть. Феодал на своей территории обладал полной властью. Один трактат по ведению хозяйства рекомендовал раз в 50 лет разорять своих крестьян, чтобы не думали о бунтах. Но это не означало, что крестьянам совсем плохо жилось. В целом бедный крестьянин, попав в трудное положение, мог рассчитывать на поддержку своего синьора. По окончании барщины хозяин устраивал крестьянам пир, и этот пир иногда стоил дороже, чем все собранное. Однако изменить свою жизнь к лучшему крестьяне не могли, основной установкой было законсервировать крестьян в их положении. Когда выплескивалась темная стихия крестьянской души, и начинались восстания, совершались страшные вещи. Воспитание было скотским, и поэтому от полной покорности переходили к полной вседозволенности. Самыми жестокими разбойниками были именно крестьяне.

Феодальная эксплуатация: помимо традиционной барщины и оброка, были и другие виды эксплуатации, например, после смерти крестьянина лучший скот и лучшая одежда отходила хозяину, крестьяне платили за покос на господском лугу, за вырубку леса в господском лесу, за право молоть зерно на мельнице феодала, за проезд по дороге около имения феодала. Были и юмористические повинности – разгонять лягушек вокруг замка феодала, чтобы они не мешали ему спать. Были и многочисленные личные права феодала в отношении крестьян, в том числе широко известное право первой ночи, которое скорее культурный миф, так как применялось нечасто.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Определение эффективности принимаемых решений | Лекция № 9 Схемы цепей вспомогательных машин и отопления
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1844; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.