КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция № 9 Схемы цепей вспомогательных машин и отопления
Схемы э. п. с. постоянного тока. Построение схемы в значительной мере зависит от напряжения двигателей вспомогательных агрегатов, которые, как уже указывалось, преимущественно выполняют на полное напряжение сети. Однако они могут иметь и половинное напряжение или получать питание от источника низкого напряжения постоянного либо переменного тока. Малые токи нагрузки позволяют применять для включения вспомогательных машин электромагнитные контакторы. Эти контакторы обеспечивают возможность пуска мотор-компрессоров при отсутствии сжатого воздуха в резервуарах электровоза или моторного вагона. Для ограничения пускового тока вспомогательных двигателей применяют демпферные резисторы и пусковые панели. В случае применения пусковой панели уменьшаются размеры резистора, поскольку он, или его значительная часть, автоматически выключается при пуске и рассчитывается только на кратковременный режим. Одновременно уменьшаются потери энергии. При периодической работе с частыми пусками, характерной для мотор-компрессоров, пусковые панели малоэффективны. Для вспомогательных машин относительно малой мощности усложнение, связанное с применением пусковых панелей, нецелесообразно и при непрерывном режиме работы. Вспомогательные машины от к. з. и перегрузок защищают высоковольтными плавкими предохранителями, контакторами в сочетании с реле перегрузки или дифференциальными реле и быстродействующими выключателями. Обычно предусматривают общий для всех высоковольтных вспомогательных цепей демпферный резистор, ограничивающий ток к. з. На электровозах В Л10 в каждой секции установлено по одному мотор-вентилятору тяговых двигателей, мотор-компрессору и преобразовательному агрегату — мотор-генератору для возбуждения тяговых двигателей при рекуперации. Двигатели вспомогательных машин выполнены на полное напряжение сети. Мотор-компрессоры имеют в цепях постоянно включенные демпферные резисторы; для пуска мотор-вентиляторов и преобразователей применены пусковые панели. Пусковые панели мотор-вентиляторов накоротко замыкают резисторы полностью, а преобразователей — частично, оставляя часть резистора в цепи для ограничения тока к. з. Мотор-вентиляторы двух секций могут быть соединены последовательно для осуществления режима малой скорости. Кабины машиниста обогреваются калориферами и электропечами. Вспомогательные цепи от к. з. защищены общим быстродействующим выключателем и дифференциальным реле. Ток к. з. ограничен общим Демпферным резистором. Мотор-генераторы совместно с тяговыми двигателями защищаются от к. з. быстродействующим выключателем и Дифференциальным реле. На рис. 427 приведена схема вспомогательных цепей высокого напряжения прицепного вагона электропоезда ЭР2, на котором установлены высоковольтные вспомогательные машины. Цепи прицепного вагона соединены с цепями моторного высоковольтными междувагонными соединениями РСБ и ШС. Общий демпферный резистор и плавкий предохранитель ВП, защищающий вспомогательные цепи моторного и прицепного вагонов, расположены на моторном вагоне. Цепь питания прицепного вагона включается электромагнитным контактором МК2 только после полного включения штепселей прицепного вагона в розетки моторного. Цепь делителя напряжения Д, который служит приводным двигателем генератора управления, включается контактором МК1. Пусковой ток ограничивается демпферными резисторами, включенными перед якорными обмотками делителя. Мотор-компрессор включается на среднюю точку делителя напряжения контактором М/С?, его пусковой ток ограничен демпферным резистором. l -I Вспомогательные машины защищены электромагнитными реле перегрузки РПД и РПК, которые имеют уставку, превышающую пусковые токи машин и поэтому реагируют только на ток к. з. при пробое изоляции якорей машин или круговом огне с перебросом дуги на корпус. На перегрузку реагируют тепловые реле ТР1 и ТР2. При перегрузке их контакты размыкаются и вводят в цепь дополнительные секции катушек реле РПД и РПК, вызывая срабатывание последних. Контакторы МКЗ — МК5 включают цепи электропечей и нагревателей калориферных установок, через которые проходит воздух, подаваемый мотор-вентиляторами низкого напряжения для вентиляции пассажирских помещений. На электропоездах ЭР22 применены вспомогательные машины с асинхронными короткозамкнутыми двигателями [36]. Для их питания на каждом прицепном вагоне поезда установлен машинный преобразователь, состоящий из двигателя высокого напряжения Д (рис. 428), получающего питание от тяговой сети, и трехфазного синхронного генератора СГ переменного тока 220 В, 50 Гц. Пуск двигателя производится включением контактора КП и с выдержкой времени контактора ПКП, замыкающего накоротко пусковой резистор RL Двигатель преобразователя защищен от перегрузок и к. з. предохранителем Пр и контактором КП, который выключается под воздействием реле максимального тока РПП. Влияние колебаний напряжения сети на двигатель, который в основном имеет независимое возбуждение (обмотка ОНВ) несколько смягчается обмоткой последовательного возбуждения ОПВ. Однако действие ее недостаточно при резком и глубоком падении напряжения, особенно при к. з. тяговой сети. Защита в этом случае обеспечивается диодами Д1 в цепи контактора ПКП, которые прерывают цепь генераторного тока через этот контактор. Генераторный ток замыкается через пусковой резистор R1, ограничивающий его. После кратковременного толчка тока генераторного режима ток двигательного режима вновь проходит через диоды Д1. Если произошла, задержка в восстановлении питания двигателя, то под действием реле РОТ с выдержкой времени выключается контактор ПКП и после восстановления напряжения происходит нормальный пуск преобразователя. Постоянная частота вращения двигателя и соответственно частота Схема питания обмоток возбуждения двигателя и генератора через неполнофазный выпрямитель, состоящий из диодов Д8 — ДП (рис. 429, a), позволяет осуществить регулирование тока в каждой из этих обмоток с помощью всего одного тиристора: - в обмотке НВГ генератора и Т2 — в обмотке НВД двигателя. Выпрямленное напряжение такого выпрямителя пульсирует с частотой 50 Гц причем имеет паузы между импульсами в 1/3 периода 50 Гц. Такая форма выпрямленного напряжения получается в результате того, что из шести возможных цепей при выпрямлении трехфазного напряжения схема диодов Д8-Д11 замыкает всего три цепи, направления э. д. с. в которых показаны на рис. 429, а стрелками; а на рис 429, б этим цепям соответствуют жирные кривые (В-А, С-А и т. д.). Пауза между импульсами напряжения обеспечивает надежное запирав тиристоров Т1 и Т2 при фазовом регулировании напряжения и тока обмоток возбуждения. В свою очередь фазовое регулирование отпирания тиристоров и Т2 осуществляется электронными блоками автоматического регулирования, выполненными на основе фазорегуляторов с пилообразным напряжением. В системе регулирования частоты имеется датчик, в котором чувствительным элементом является LC-фильтр, вызывающий резкое изменение напряжения сигнала при изменении частоты напряжения генератора. Обмотка возбуждения генератора при пуске преобразователя питается от цепи управления, а затем получает питание от статорной обмотки через выпрямитель. От синхронного генератора преобразователя питаются трехфазный тиристорный выпрямитель — возбудитель тяговых двигателей в режиме рекуперации, мотор-компрессор ДК, мотор-вентиляторы вентиляции и калориферного отопления вагонов, вентиляторы кабины, устройство кондиционирования воздуха в кабине и цепи освещения. Защита цепей от к. з. обеспечивается плавкими предохранителями и общим автоматическим выключателем; от перегрузок вспомогательные машины защищены тепловыми реле, которые выключают соответствующие контакторы. На моторных вагонах постоянного тока с импульсным регулированием возникает необходимость в охлаждении тиристорных преобразователей. Применяют обычную принудительную вентиляцию, устанавливая специальный мотор-вентилятор. Более перспективна система естественного охлаждения преобразователей потоком наружного воздуха при движении поезда. Для этого преобразователь собирают из блоков, состоящих каждый из ребристой алюминиевой плиты-охладителя и группы установленных на ней вентилей. Плиты образуют боковые ребристые стенки агрегата, омываемые наружным воздухом. Тепловые потери в вентилях, которые в основном выделяются во время пусков и рекуперативного торможения, аккумулируются в массивных плитах охладителей, когда скорость движения поезда низка, и интенсивно передаются потоку воздуха при высокой скорости. Вентили крепят к плите каждого общего охладителя, изолируя от него шайбами из специального изоляционного, но теплопроводного материала. Схемы э.п.с. переменного тока. В СССР на э. п. с. переменного тока преимущественно применяют вспомогательные машины с асинхронным расщепителем фаз и асинхронными короткозамкнутыми двигателями. Для пуска расщепителя фаз РФ при питании от однофазного напряжения используется схема с активным фазосмещающим резистором (рис. 430). Две фазы расщепителя включают на вспомогательную обмотку трансформатора одним из полюсов двухполюсного контактора К2, а третья фаза соединяется последовательно с резистором R контактором К1- После окончания пуска РФ контактор К1 выключается установленным на валу расщепителя центробежным реле. Одновременно контакты центробежного реле замыкают цепь контактора, который включает цепи управления контакторов вспомогательных машин. Таким образом, пуск вспомогательных машин возможен только после окончания пуска расщепителя фаз. Трехфазным током с номинальным напряжением 380 В питаются мотор-вентиляторы охлаждения тяговых двигателей, охлаждения выпрямительных установок, сглаживающих реакторов и маслоохладителей трансформатора, мотор-компрессор и масляный мотор-насос трансформатора. Двигатели включаются в трехфазную сеть двухполюсными контакторами. Все контакторы, включая контакторы расщепителя фаз, электромагнитные. Для снижения несимметрии напряжений расщепителя при нагрузке используют конденсаторы, которые включают на линейное напряжение отстающей фазы. Симметрирующая емкость распределена между двигателями, т. е. увеличивается по мере включения машин, что обеспечивает целесообразное соответствие емкости нагрузке расщепителя. Вспомогательные машины имеют индивидуальную защиту, осуществляемую тепловыми реле, которые воздействуют каждое на контактор данной машины. Тепловая защита срабатывает в случае затяжного пуска при ненормальном снижении питающего напряжения, механических повреждениях вспомогательной машины, при обрыве одной из фаз и к. з. в статор ной обмотке. Для питания машин трансформатор имеет вспомогательную обмотку, расположенную на общем сердечнике с тяговой обмоткой. От вспомогательной обмотки питаются также электропечи обогрева кабины и Другие нагревательные приборы; вольтметр, условно градуированный по напряжению контактной сети; указатель положений группового контроллера, питающий его сельсин, установленный на валу группового контроллера, и некоторые другие вспомогательные цепи. От вывода вспомогательной обмотки трансформатора получает питание подогреватель компрессора и обмотка напряжения счетчика энергии. Предусмотрена возможность питания вспомогательных машин одной секции электровоза от другой при неисправности расщепителя фаз. Трехполюсным переключателем вспомогательные цепи могут быть переключены на розетки, расположенные под кузовом электровоза, для питания от трехфазной сети депо. Общая защита вспомогательных машин от к. з. осуществляется максимальным реле, вызывающим выключение главного выключателя. Отсутствие замыканий в цепях на землю контролируется реле заземления, присоединенным к двум фазам трехфазной сети через диоды (рис. 431). При таком включении реле заземления срабатывает в случае замыкания на землю любой фазы и средней точки трехфазной "системы. Реле заземления включает сигнальную лампу. На моторных вагонах ЭР9П для питания калориферов и электропечей отопления вагонов трансформатор имеет отдельную обмотку на 600 В, один конец ее заземлен. Вспомогательные машины и некоторые другие цепи питаются от вспомогательной обмотки 257 В с выводом 220 В, конец которой также заземлен. Предусмотрено автоматическое переключение питаемых цепей с одной ступени на другую при изменении напряжения сети. Переход осуществляется по схеме с переходным резистором. Здесь также применена система вспомогательных машин с расщепителем фаз и короткозамкнутыми двигателями. Пуск расщепителя фаз производится с помощью пускового резистора. Расщепитель фаз одновременно используется в качестве приводного двигателя вентилятора, охлаждающего выпрямительную установку, сглаживающий реактор и охладитель масла трансформатора. Здесь, как и на моторных вагонах постоянного тока, начато внедрение преобразователей с естественным охлаждением. От трехфазной сети питаются двигатели компрессора, масляного насоса трансформатора и мотор-вентиляторы калориферных установок. Вспомогательные машины включаются электромагнитными контакторами; защита их обеспечивается индивидуальными двухполюсными автоматическими выключателями с максимальными и тепловыми реле. В целом вспомогательные цепи защищены общим трехполюсным автоматическим выключателем, а также максимальными и тепловыми реле. Достоинством системы^вспомогательных ма Не исключена возможность применения конденсаторных двигателей. Конденсаторные двигатели широко применяются для машин малой мощности — масляных мотор-насосов, маломощных вентиляторов. При стабилизации питающего напряжения, улучшении технических данных конденсаторов и совершенствовании схем вспомогательных машин с конденсаторными двигателями показатели этой системы могут быть значительно повышены. Представляет интерес так называемая «конденсаторно-расщепитель-ная система», в которой имеются общие пусковые конденсаторы, используемые многократно при поочередном пуске машин электровоза, причем уже работающие машины при пуске следующих используются в качестве расщепителей фаз. Подобная система вспомогательных машин применена на электровозе Sri. Двигатели постоянного тока низкого напряжения, которые применяются при питании от кремниевых выпрямителей пульсирующим током, выгодно отличаются от высоковольтных двигателей э. п. с. постоянного тока простотой конструкции, меньшими габаритами и массой. Наличие коллектора и щеток все же повышает расходы на техническое содержание этих машин по сравнению с асинхронными. При общей тенденции перехода к бесконтактным системам эти машины являются менее перспективными, но в настоящее время в странах Западной Европы им отдается предпочтение. В СССР вспомогательными машинами постоянного тока оборудованы электровозы ЧС4 и ЧС4Т. Машины электровоза ЧС4 получают питание от вспомогательных кремниевых выпрямителей. Имеются две ступени напряжения (213 и 260 В), которые переключаются перестановкой вставок плавких предохранителей и используются для сезонного изменения режимов вентиляции. Более мощные машины — мотор-вентиляторы тяговых двигателей и мотор-компрессоры — имеют индивидуальные сглаживающие реакторы и демпферные резисторы, остальные машины — групповые резисторы и дроссели. Машины защищены автоматическим выключателем, групповыми и индивидуальными плавкими предохранителями. На электровозе ЧС4Т машины получают питание от вспомогательных полууправляемых тиристорных выпрямителей. Тиристорные выпрямители используются в режиме пуска и для автоматической стабилизации напряжения на вспомогательных машинах при колебаниях напряжения сети и сезонного изменения интенсивности вентиляции. Исследования показывают, что сезонное регулирование интенсивности вентиляции и регулирование в зависимости от фактического режима нагрузки и нагревания тяговых двигателей могут дать значительную экономию энергии, особенно на грузовых электровозах переменного тока — до 6%. При асинхронных двигателях регулирование может осуществляться специальными вентиляторами с поворотными направляющими лопатками и применением преобразователей пониженной частоты. Практически достаточна одна ступень пониженной часто- ты 162/з Гц, на которой мотор-вентиляторы работают, потребляя всего около 5% мощности, необходимой при полной скорости. Режим пониженной частоты вращения вентиляторов применяется при движении электровоза с малыми нагрузками и даже при движении с выключенными двигателями, так как недопустима остановка вентиляторов во время движения электровоза, а при снегопадах и метели — также и на стоянке. Вентиляция в этом случае нужна, чтобы исключить попадание в тяговые двигатели снега зимой и пыли летом. При работе вентиляторов в режиме пониженной частоты вращения обеспечивается меньшее загрязнение фильтров, очищающих воздух, облегчаются условия труда локомотивных бригад, так как существенно снижается шум от вентиляторов. Разрабатываются устройства автоматического управления режимом вентиляторов, учитывающие изменение нагрузки двигателей, их нагревание и охлаждение.
Тестовые задания для самоконтроля 1. От чего зависит построение схемы цепей вспомогательных машин и отопления 2. Что в основном применяют для включения вспомогательных машин 3. Чем защищают вспомогательные машины от к. з. и перегрузок 4. Для чего применяют демпферные резисторы и пусковые панели. 5. Чем обогреваются кабины машиниста 6. Чем защищены вспомогательные цепи от к. з. 7. Какие вспомогательные машины применены на электропоездах ЭР22 8. Для чего используется Расщепители фаз с асинхронными короткозамкнутыми двигателями. 9. От чего питается обмотка возбуждения генератора цепи управления при пуске преобразователя 10. Какие разрабатываются устройства автоматического управления режимом вентиляторов
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 681; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |