КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Введение в фармацевтическую биоэтику
Цель: сформировать представление о предмете, причинах появления и значении биоэтики как науки, а также специфике биоэтических проблем. План:
I. Этические традиции отечественной фармации II. Причины возникновения биофармацевтической этики. III. Специфика проблем и перспективы развития биофармацевтической этики.
Основная литература Иванов В.Г. Этика: учебное пособие для студентов вузов. СПб, 2006. Кэмпбелл А. Медицинская этика: учебное пособие для студентов мед. вузов. М., 2005. Уильямс Дж. Р. Руководство по медицинской этике: учебное пособие для студентов мед. вузов. М., 2006. Философия медицины: учебник для студентов мед. вузов и слушателей послевуз. подготовки специалистов / под ред. Ю.Л. Шевченко. М., 2004. Лопатин П.В. Биоэтика: учебник для студентов, обучающихся по специальности «фармация» М., 2006.
Дополнительная литература: Асеева И.А., Никитин В.Е. Биомедицинская этика. Учебное пособие для медицинских университетов. Курск, 2002. Биоэтика и деонтология в медицинском университете.Программа комплексного и поэтапного преподавания на кафедрах и факультетах многопрофильного медицинского вуза / Составители: доц. И.А. Асеева; проф. С.П. Щавелев; / Под общей редакцией проф. А.И. Лазарева. Курск, 2002. Биомедицинская этика. Под. ред. В.И. Покровского, Ю.М. Лопухина. – М., 1999. Введение в биоэтику / Под ред. А.Я. Иванюшкина – М., 1998. Деонтология в медицине. Под ред. Б.В. Петровского в 2-х тт. – М., 1988. Иванюшкин А.Я. Профессиональная этика в медицине. – М., 1990. Лещинский Л.А. Медицинская этика и деонтология. Учебное пособие. М., 2002. Силуянова И.В. Биоэтика в России. Ценности и законы.– М.,1997. Текст: Истоки биоэтики уходят в глубину веков. Вместе с тем, становление биоэтики как концепции морально-нравственных основ защиты человека и здоровья населения в целом, качества его жизни, физической и психической неприкосновенности личности, защита человеческого достоинства, особенно интенсивно происходило в XX столетии. Колыбелью фармацевтической этики была медицинская этика, основы которой возникли еще в давние времена. Так, уже в VI-V вв. до нашей эры в древнеиндийском народном эпосе «Аюрведы» («Знание жизни») сформулированы этические требования: врач должен обладать высокими моральными и физическими качествами, быть сострадательным, доброжелательным, никогда не терять самообладания, иметь много терпения и спокойствия. Автором одной из книг был крупный хирург того времени Сушрута. Он указывал, что лекарство в руках знающего человека подобно напитку бессмертия и жизни, в руках невежды — подобно огню и мечу. Известный врач древней Греции — знаменитый Гиппократ (460-377 г. до н.э.) — в своем трактате «О враче» сформулировал основные принципы взаимоотношений врача и больного и описал высокий моральный облик врача: «Ему прилично держать себя чисто..., быть благоразумным, справедливым при всех обстоятельствах». Гиппократ требовал от врача «презрения к деньгам, совестливости, скромности, простоты в одежде, решительности, опрятности..., знания всего того, что полезно для жизни, и иметь отвращение к пороку». Фармацевтическая этика в виде отдельных писаных и неписаных правил, норм, принципов и ценностей, определяющих профессиональное поведение фармацевтического работника, стала формироваться с тех самых пор, как в средние века, в ходе естественного процесса развития медицинской науки и практики, было положено начало разделению профессий врача и аптекаря. Первым документом, запрещающим совмещение профессий аптекаря и врача и допускающим существование самостоятельной профессии аптекаря, стал так называемый «Арльский статут», однако повсеместное признание наступило лишь через столетие как результат появления другого документа, называемого «Священными Конституциями» Королевства Обеих Сицилии. «Конституции» появились около 1140 г., но были дополнены и принципиально изменены в середине XIII в. Применительно к регулированию деятельности аптекарей и врачей они стали известны как «Статут Фридриха II». Фактически это был первый в Европе аптекарский устав, ставивший аптеку под защиту закона. Он уточнял сферу деятельности аптекарей и их обязанности, затрагивая также и моральную сторону. С этого момента можно говорить о возникновении профессиональной фармации и первых профессиональных этических норм. Вот некоторые выдержки из документа: 1. Врач не может иметь собственной аптеки, он не может входить в сговор с аптекарями. Врач должен дополнительно присягать, а в случае, если ему станет известно о приготовлении каким-либо аптекарем плохих лекарств, то он обязан донести об этом императорскому двору. 2. Аптекари, желающие приготовлять лекарства, обязаны дать «Статут» был четко сформирован и стал образцом для дальнейших документов подобного рода. В России первые ростки фармацевтической этики связаны с открытием в конце XVI в. первых аптек, когда в Москву впервые стали прибывать профессиональные аптекари. Становление и особенности развития биоэтики в России определяются традициями, национальными особенностями и историей российского народа, а также созданием социальных институтов, к которым относится здравоохранение. Исторически в развитии российской медицины и здравоохранения «первопроходцами» стали служители церкви. С принятием в России в X в. христианства появляется монастырская медицина. Лечением как ремеслом занимались монахи-лечцы. Основана была монастырская медицина на применении культовых средств (молитвы, психотерапия, поклоны) в сочетании с народной медициной (травы, мази, парная баня...). Кроме того, монахи знали греческий и латинский — официальный язык средневековых ученых Европы, поэтому им была доступна вся имеющаяся тогда медицинская литература. Монастырская медицина пользовалась и лучшими творениями античной науки. Целиком на монастырях лежала в Х1-ХШ вв. и социальная функция призрения нетрудоспособных как дело «благотворения и христианский любви». Устав предписывал монастырям заниматься богоугодными делами, в том числе предоставлять больным лечение (бесплатное), нетрудоспособным — приют. Связь нравственности и врачевания становится особенно актуальной, начиная с эпохи Петра I. Введенные Петром I по требованию иностранных специалистов монополия на открытие аптек и запрет зелейных лавок привели в дальнейшем к ущемлению интересов населения: так как запрещалось изготовление лекарств на промышленных предприятиях, частные владельцы препятствовали открытию новых аптек, а на первый план были поставлены экономические выгоды. Аптеки часто находились под руководством врачей, практически полностью в руках фельдшеров и сестер милосердия. Последние, не зная правил изготовления лекарств, свойств медикаментов, делали много ошибок и нередко способствовали обману больных. Бывали случаи, когда изготовлялись так называемые фушерации: например если в аптеке отсутствовал рыбий жир, настаивали селедку в оливковом масле и такое снадобье отпускали. Только после Великой Октябрьской революции началась планомерная работа по созданию системы здравоохранения. Ускорение научно-технического прогресса во второй половине XX в. еще более ярко высветило проблемы морально-нравственных норм и правил использования достижений науки, в т.ч. биологии, медицины и фармации. Эти науки сегодня поистине контролируют все, начиная от планирования семьи, рождения ребенка, его развития, профилактики заболеваний и их лечения, коррекции качества жизни — до самой смерти человека. Поэтому решающее значение имеет то, в чьих руках находятся эти достижения, с какими целями используются, все ли пациенты имеют к ним доступ. Рассмотрим несколько конкретных примеров. В 80-х гг. XX в. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) выдвинула лозунг: «К 2000 году — здоровье для всех». И для этого были, казалось, все основания, в т.ч. и у нас в стране. Наши принципы здравоохранения, рассмотренные в 1973г. на Алма-Атинской конференции по первичной медицинской помощи, были одобрены и приняты 150 государствами мира. В СССР были достигнуты впечатляющие успехи в увеличении продолжительности жизни; в улучшении показателей здоровья. Но начались непродуманные перестройки, шоковые терапии и прочие волюнтаристские действия — и ныне Россия оказалась отброшенной назад, в то время как другие страны шагнули далеко вперед. Вслед за ухудшением состояния российской экономики значительно снизилась комфортность душевного состояния населения. Около 10% россиян живут в состоянии хронического стресса. В результате увеличилась смертность и сократилась рождаемость. Миллионы бездомных, беженцев и беспризорных детей заполнили города. Распространилась наркомания, токсикомания, алкоголизм, увлечение азартными играми (лудомания). По мнению демографов и организаторов здравоохранения, эти процессы могут привести к депопуляции, деформации структуры населения; к 2020 г. половину его составят пенсионеры и инвалиды, к 2060г., возможно, коренное население России сократится в 2 раза. Уменьшается доля младенцев, родившихся полностью здоровыми — ныне она составляет всего 12%. Женщины практически не рожают без вспоможения при родах. Растет заболеваемость населения. Почему это происходит? Главная причина — асаногенное, т.е. не способствующее здоровью, поведение многих россиян, неосознание ценности собственного здоровья, а также ослабление воспитательной функции государства. Вместе с тем проводится все более интенсивная пропаганда спиртосодержащих напитков, например, пива. С позапрошлого, XIX в. известно: потребление спиртосодержащих напитков — причина появления так называемых «детей воскресного дня», т.е. недоразвитых или в чем-то ущербных младенцев. Прошло два века, но до молодежи, даже элитной, например, студентов фармацевтических и медицинских вузов, до сих пор не дошло, какой вред наносит систематическое потребление алкогольных напитков, в т.ч. пива, и курение. Почитайте учебник фармакологии под ред. Д.А. Харкевича. Там четко написано: систематическое употребление небольших доз алкоголя (пива) приводит к снижению умственных способностей, оглуплению, отупению — и таким образом создает условия для манипулирования психикой, восприятием и поведением человека. Во время Уолтергейтского скандала в США на складах спецслужб было обнаружено более 250 препаратов, с помощью которых можно изменять поведение и психику человека. В те же годы «Организация за справедливое правительство» в США опубликовал материалы о препарате с кодовым названием В2, с помощью которого можно быстро внушить человеку что угодно, при этом он лишается социальной ориентации. В США было заготовлено 6,5 млрд. доз этого препарата (все население земного шара в это время составляло 6 млрд. человек). Иначе говоря, достижение фармакологии, рассчитанное на ускорение обучаемости, замышляли использовать с неблаговидными целями. Всем памятны события 2001г., когда в США были разосланы письма, содержащие какой-то белый порошок. В некоторых случаях это были споры сибирской язвы (антракса). 18 человек заразились и 5 скончались. Но в большинстве случаев белый порошок не содержал споры. Откуда же и почему пришла такая угроза? Оказывается, в США с 1949 по 1963гг. проводились разработки биологического оружия (оно использовалось в Корее, на Кубе и др. странах). Через несколько десятилетий материалы по этим разработкам были рассекречены и в настоящее время, как сообщает (цитировано по Мед. вестнику, 02.2002 г. № 4 (203) — с. 14), свободно продаются, в основном по интернету. За 15 долларов можно приобрести 57-страничный доклад о том, как создать фабрику по производству бактерий в порошкообразной форме, в т.ч. и спор сибирской язвы. Почему же эти «пособия для террористов» попали в открытый доступ? Почему, наряду с действительными фактами биотеррора, рассылались порошки, не содержащие угрозы заражения? Независимые эксперты, в т.ч. и российские, считают: это исходит от дельцов, попытавшихся создать ажиотажный спрос на антибиотики и таким образом увеличить свои барыши. А кому-то выгодна такая ситуация, чтобы оправдать удары по мирному населению ряда стран. Примеров подобного рода очень много. Даже проводившаяся зимняя олимпиада в Солт-Лейк-Сити в 2003 г. преподнесла немало новых случаев использования лекарств с неблаговидными целями. Оказалось, что имеется 11 тысяч лекарственных препаратов, которые спортивные воротилы используют для стимуляции спортсменов во имя рекордов и, в конечном счете, для наживы, не считаясь с вредом здоровью, а иногда с риском смерти этих людей! Более того, некоторые эксперты считают: соревнования в отдельных видах спорта — это соревнование высоких фармацевтических технологий. Что спасет Йохима Миллера, получившего 3 золотых медали, в крови которого обнаружен дарбиопоэтин (который не входит в указанный 11-тысячный перечень запрещенных лекарственных препаратов, но является аналогом эритропоэтина, входящего в этот перечень?). Национальной трагедией Польши, как заявил ее президент Квасневский, явился сговор врачей скорой помощи с ритуальным агентством, которому государство выплачивало гонорары за каждый ритуальный случай. Стремясь получить максимальную прибыль, врачи, выезжающие на вызов, не оказывали должной помощи и в ряде случаев способствовали смерти своих пациентов. К сожалению, современное общество все чаще встречается с подобными ситуациями. В связи с этим в последние годы внимание фармацевтических и медицинских кругов, биологов и общественности в целом все более привлекают проблемы защиты человека, его физического и психического здоровья, достоинства и неприкосновенности личности от негативного использования новейших технологий, открытых современной биологией, медициной и фармацией, а также недостаточно качественное исполнение работниками здравоохранения своего профессионального долга. Наряду с этим общество волнуют вопросы обеспечения доступности достижений в этих сферах для поддержания здоровья и повышения качества жизни— как отдельного индивида, так и популяции в целом. Как ответ на возникшую ситуацию сформировалось новое направление в науке — БИОЭТИКА. Биоэтика как наука является продуктом развития медицинской этики и деонтологии, процесс ее становления активизировался под влиянием достижений биологии, медицины и фармации второй половины XX в. Термин «биоэтика» был впервые предложен известным онкологом — исследователем из Университета штата Висконсин (США) Ван Рансселер Поттером. По определению Оксфордского словаря (1989г.), биоэтика — это дисциплина, имеющая дело с этическими проблемами, возникающими в результате прогресса медицины и биологии. По мнению Ю.М.Лопухина, сердцевиной биоэтики и ее конечной целью является защита человека от возможных негативных воздействий медицины и биологии на его жизнь и здоровье. Инструментом такой зашиты служат этические правила, законы или иные правовые документы. По нашему мнению, можно дать следующее определение биоэтики: «Биоэтика — наука, изучающая противоречия между интересами людей, а также их сообществ в области здоровья и достижениями биологии, медицины и фармации, которые могут прямо или опосредованно нанести ущерб здоровью и качеству жизни, с целью выработки морально-нравственных норм, требований и принципов, обеспечивающих здоровье человека и общества». Этим проблемам в последние годы было посвящено несколько международных форумов. Созданы международные и региональные организации по биоэтике, в т.ч. комиссии по биоэтике при Российской академии наук и Российской академии медицинских наук. Однако фармацевтические аспекты биоэтики в должной мере до последнего времени не рассматривались. Впервые они были подняты на X Российском национальном конгрессе «Человек и лекарство», где был организован «круглый стол» по этическим вопросам применения лекарственных средств и начался процесс становления нового направления — фармацевтической биоэтики. Фармацевтическую биоэтику можно определить как часть или область биоэтики, изучающую моральные, правовые, социальные, экологические, биологические и юридические проблемы, возникающие при создании, клинических испытаниях, производстве, регистрации, доведении до потребителя и использовании лекарственных препаратов, других фармацевтических и парафармацевтических товаров, а также фармацевтических научно-консультативных услуг, с целью зашиты здоровья населения и отдельных лиц, качества их жизни, физической и психической неприкосновенности личности, защиты человеческого достоинства.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 3037; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |