Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение в фармацевтическую биоэтику

Цель: сформировать представление о предмете, причинах появления и значении биоэтики как науки, а также специфике биоэтических проблем.

План:

 

I. Этические традиции отечественной фармации

II. Причины возникновения биофармацевтической этики.

III. Специфика проблем и перспективы развития биофармацевтической этики.

 

Основная литература

Иванов В.Г. Этика: учебное пособие для студентов вузов. СПб, 2006.

Кэмпбелл А. Медицинская этика: учебное пособие для студентов мед. вузов. М., 2005.

Уильямс Дж. Р. Руководство по медицинской этике: учебное пособие для студентов мед. вузов. М., 2006.

Философия медицины: учебник для студентов мед. вузов и слушателей послевуз. подготовки специалистов / под ред. Ю.Л. Шевченко. М., 2004.

Лопатин П.В. Биоэтика: учебник для студентов, обучающихся по специальности «фармация» М., 2006.

 

Дополнительная литература:

Асеева И.А., Никитин В.Е. Биомедицинская этика. Учебное пособие для медицинских университетов. Курск, 2002.

Биоэтика и деонтология в медицинском университете.Программа комплексного и поэтапного преподавания на кафедрах и факультетах многопрофильного медицинского вуза / Составители: доц. И.А. Асеева; проф. С.П. Щавелев; / Под общей редакцией проф. А.И. Лазарева. Курск, 2002.

Биомедицинская этика. Под. ред. В.И. Покровского, Ю.М. Лопухина. – М., 1999.

Введение в биоэтику / Под ред. А.Я. Иванюшкина – М., 1998.

Деонтология в медицине. Под ред. Б.В. Петровского в 2-х тт. – М., 1988.

Иванюшкин А.Я. Профессиональная этика в медицине. – М., 1990.

Лещинский Л.А. Медицинская этика и деонтология. Учебное пособие. М., 2002.

Силуянова И.В. Биоэтика в России. Ценности и законы.– М.,1997.

Текст:

Истоки биоэтики уходят в глубину веков. Вместе с тем, станов­ление биоэтики как концепции морально-нравственных основ за­щиты человека и здоровья населения в целом, качества его жизни, физической и психической неприкосновенности личности, защи­та человеческого достоинства, особенно интенсивно происходило в XX столетии.

Колыбелью фармацевтической этики была медицинская эти­ка, основы которой возникли еще в давние времена. Так, уже в VI-V вв. до нашей эры в древнеиндийском народном эпосе «Аюрведы» («Знание жизни») сформулированы этические требования: врач должен обладать высокими моральными и физическими ка­чествами, быть сострадательным, доброжелательным, никогда не терять самообладания, иметь много терпения и спокойствия. Ав­тором одной из книг был крупный хирург того времени Сушрута. Он указывал, что лекарство в руках знающего человека подобно напитку бессмертия и жизни, в руках невежды — подобно огню и мечу.

Известный врач древней Греции — знаменитый Гиппократ (460-377 г. до н.э.) — в своем трактате «О враче» сформулировал основные принципы взаимоотношений врача и больного и описал высокий моральный облик врача: «Ему прилично держать себя чисто..., быть благоразумным, справедливым при всех обстоятель­ствах». Гиппократ требовал от врача «презрения к деньгам, совест­ливости, скромности, простоты в одежде, решительности, опрят­ности..., знания всего того, что полезно для жизни, и иметь отвра­щение к пороку».

Фармацевтическая этика в виде отдельных писаных и непи­саных правил, норм, принципов и ценностей, определяющих профессиональное поведение фармацевтического работника, стала формироваться с тех самых пор, как в средние века, в ходе естественного процесса развития медицинской науки и практики, было положено начало разделению профессий врача и аптекаря. Первым документом, запрещающим совмещение профессий ап­текаря и врача и допускающим существование самостоятельной профессии аптекаря, стал так называемый «Арльский статут», однако повсеместное признание наступило лишь через столетие как результат появления другого документа, называ­емого «Священными Конституциями» Королевства Обеих Сици­лии. «Конституции» появились около 1140 г., но были дополнены и принципиально изменены в середине XIII в. Применительно к регу­лированию деятельности аптекарей и врачей они стали известны как «Статут Фридриха II». Фактически это был первый в Европе аптекарский устав, ставивший аптеку под защиту закона. Он уточ­нял сферу деятельности аптекарей и их обязанности, затрагивая также и моральную сторону. С этого момента можно говорить о возник­новении профессиональной фармации и первых профессиональ­ных этических норм. Вот некоторые выдержки из документа:

1. Врач не может иметь собственной аптеки, он не может

вхо­дить в сговор с аптекарями. Врач должен дополнительно

прися­гать, а в случае, если ему станет известно о приготовлении

каким-либо аптекарем плохих лекарств, то он обязан донести

об этом императорскому двору.

2. Аптекари, желающие приготовлять лекарства, обязаны дать
присягу, что будут добросовестно приготовлять их «по требовани­ям искусства и в соответственном к выгоде людей качестве».

«Статут» был четко сформирован и стал образцом для дальней­ших документов подобного рода.

В России первые ростки фармацевтической этики связаны с открытием в конце XVI в. первых аптек, когда в Москву впервые стали прибывать профессиональные аптекари.

Становление и особенности развития биоэтики в России опре­деляются традициями, национальными особенностями и истори­ей российского народа, а также созданием социальных институ­тов, к которым относится здравоохранение.

Исторически в развитии российской медицины и здравоохра­нения «первопроходцами» стали служители церкви. С принятием в России в X в. христианства появляется монастырская медицина. Лечением как ремеслом занимались монахи-лечцы. Основана была монастырская медицина на применении культовых средств (молит­вы, психотерапия, поклоны) в сочетании с народной медициной (травы, мази, парная баня...). Кроме того, монахи знали греческий и латинский — официальный язык средневековых ученых Европы, поэтому им была доступна вся имеющаяся тогда медицинская ли­тература. Монастырская медицина пользовалась и лучшими тво­рениями античной науки.

Целиком на монастырях лежала в Х1-ХШ вв. и социальная фун­кция призрения нетрудоспособных как дело «благотворения и хри­стианский любви». Устав предписывал монастырям заниматься богоугодными делами, в том числе предоставлять больным лече­ние (бесплатное), нетрудоспособным — приют.

Связь нравственности и врачевания становится особенно акту­альной, начиная с эпохи Петра I.

Введенные Петром I по требованию иностранных специалис­тов монополия на открытие аптек и запрет зелейных лавок приве­ли в дальнейшем к ущемлению интересов населения: так как зап­рещалось изготовление лекарств на промышленных предприяти­ях, частные владельцы препятствовали открытию новых аптек, а на первый план были поставлены экономические выгоды. Аптеки часто находились под руководством врачей, практически полнос­тью в руках фельдшеров и сестер милосердия. Последние, не зная правил изготовления лекарств, свойств медикаментов, делали много ошибок и нередко способствовали обману больных. Бывали слу­чаи, когда изготовлялись так называемые фушерации: например если в аптеке отсутствовал рыбий жир, настаивали селедку в олив­ковом масле и такое снадобье отпускали.

Только после Вели­кой Октябрьской революции началась планомерная работа по созданию системы здравоохранения.

Ускорение научно-технического прогресса во второй половине XX в. еще более ярко высветило проблемы морально-нравствен­ных норм и правил использования достижений науки, в т.ч. био­логии, медицины и фармации. Эти науки сегодня поистине конт­ролируют все, начиная от планирования семьи, рождения ребенка, его развития, профилактики заболеваний и их лечения, коррек­ции качества жизни — до самой смерти человека. Поэтому реша­ющее значение имеет то, в чьих руках находятся эти достижения, с какими целями используются, все ли пациенты имеют к ним доступ.

Рассмотрим несколько конкретных примеров. В 80-х гг. XX в. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) выдвинула лозунг: «К 2000 году — здоровье для всех». И для этого были, казалось, все основания, в т.ч. и у нас в стране. Наши прин­ципы здравоохранения, рассмотренные в 1973г. на Алма-Атин­ской конференции по первичной медицинской помощи, были одоб­рены и приняты 150 государствами мира. В СССР были достигну­ты впечатляющие успехи в увеличении продолжительности жизни; в улучшении показателей здоровья.

Но начались непродуманные перестройки, шоковые терапии и прочие волюнтаристские действия — и ныне Россия оказалась от­брошенной назад, в то время как другие страны шагнули далеко вперед.

Вслед за ухудшением состояния российской экономики значительно снизилась комфортность душевного состояния населе­ния. Около 10% россиян живут в состоянии хронического стресса. В результате увеличилась смертность и сократилась рождаемость. Миллионы бездомных, беженцев и беспризорных детей заполни­ли города. Распространилась наркомания, токсикомания, алкоголизм, увлечение азартными играми (лудомания).

По мнению демографов и организаторов здравоохранения, эти процессы могут привести к депопуляции, деформации структуры населения; к 2020 г. половину его составят пенсионеры и инва­лиды, к 2060г., возможно, коренное население России сократит­ся в 2 раза.

Уменьшается доля младенцев, родившихся полностью здоровы­ми — ныне она составляет всего 12%. Женщины практически не ро­жают без вспоможения при родах. Растет заболеваемость населения.

Почему это происходит? Главная причина — асаногенное, т.е. не способствующее здоровью, поведение многих россиян, неосоз­нание ценности собственного здоровья, а также ослабление вос­питательной функции государства.

Вместе с тем проводится все более интенсивная пропаганда спиртосодержащих напитков, например, пива. С позапрошлого, XIX в. известно: потребление спиртосодержащих напитков — при­чина появления так называемых «детей воскресного дня», т.е. не­доразвитых или в чем-то ущербных младенцев. Прошло два века, но до молодежи, даже элитной, например, студентов фармацевти­ческих и медицинских вузов, до сих пор не дошло, какой вред наносит систематическое потребление алкогольных напитков, в т.ч. пива, и курение. Почитайте учебник фармакологии под ред. Д.А. Харкевича. Там четко написано: систематическое употребле­ние небольших доз алкоголя (пива) приводит к снижению умствен­ных способностей, оглуплению, отупению — и таким образом со­здает условия для манипулирования психикой, восприятием и по­ведением человека.

Во время Уолтергейтского скандала в США на складах спец­служб было обнаружено более 250 препаратов, с помощью кото­рых можно изменять поведение и психику человека. В те же годы «Организация за справедливое правительство» в США опублико­вал материалы о препарате с кодовым названием В2, с помощью которого можно быстро внушить человеку что угодно, при этом он лишается социальной ориентации.

В США было заготовлено 6,5 млрд. доз этого препарата (все население земного шара в это время составляло 6 млрд. человек). Иначе говоря, достижение фармакологии, рассчитанное на ускорение обучаемости, замышляли использовать с неблаговидными целями.

Всем памятны события 2001г., когда в США были разосланы письма, содержащие какой-то белый порошок. В некоторых слу­чаях это были споры сибирской язвы (антракса). 18 человек зара­зились и 5 скончались. Но в большинстве случаев белый порошок не содержал споры. Откуда же и почему пришла такая угроза? Оказывается, в США с 1949 по 1963гг. проводились разработки биологического оружия (оно использовалось в Корее, на Кубе и др. странах). Через несколько десятилетий материалы по этим раз­работкам были рассекречены и в настоящее время, как сообщает (цитировано по Мед. вестнику, 02.2002 г. № 4 (203) — с. 14), свободно продаются, в основном по интернету. За 15 долларов можно приобрести 57-страничный доклад о том, как создать фабрику по производству бактерий в порошкообраз­ной форме, в т.ч. и спор сибирской язвы.

Почему же эти «пособия для террористов» попали в открытый доступ? Почему, наряду с действительными фактами биотеррора, рассылались порошки, не содержащие угрозы заражения? Незави­симые эксперты, в т.ч. и российские, считают: это исходит от дель­цов, попытавшихся создать ажиотажный спрос на антибиотики и таким образом увеличить свои барыши. А кому-то выгодна такая ситуация, чтобы оправдать удары по мирному населению ряда стран.

Примеров подобного рода очень много. Даже проводившаяся зимняя олимпиада в Солт-Лейк-Сити в 2003 г. преподнесла нема­ло новых случаев использования лекарств с неблаговидными це­лями. Оказалось, что имеется 11 тысяч лекарственных препаратов, которые спортивные воротилы используют для стимуляции спорт­сменов во имя рекордов и, в конечном счете, для наживы, не счи­таясь с вредом здоровью, а иногда с риском смерти этих людей! Более того, некоторые эксперты считают: соревнования в отдель­ных видах спорта — это соревнование высоких фармацевтических технологий. Что спасет Йохима Миллера, получившего 3 золотых медали, в крови которого обнаружен дарбиопоэтин (который не входит в указанный 11-тысячный перечень запрещенных лекар­ственных препаратов, но является аналогом эритропоэтина, вхо­дящего в этот перечень?).

Национальной трагедией Польши, как заявил ее президент Квасневский, явился сговор врачей скорой помощи с ритуальным агентством, которому государство выплачивало гонорары за каж­дый ритуальный случай. Стремясь получить максимальную при­быль, врачи, выезжающие на вызов, не оказывали должной помо­щи и в ряде случаев способствовали смерти своих пациентов.

К сожалению, современное общество все чаще встречается с подобными ситуациями.

В связи с этим в последние годы внимание фармацевтических и медицинских кругов, биологов и общественности в целом все более привлекают проблемы защиты человека, его физического и психического здоровья, достоинства и неприкосновенности лич­ности от негативного использования новейших технологий, от­крытых современной биологией, медициной и фармацией, а так­же недостаточно качественное исполнение работниками здраво­охранения своего профессионального долга.

Наряду с этим общество волнуют вопросы обеспечения дос­тупности достижений в этих сферах для поддержания здоровья и повышения качества жизни— как отдельного индивида, так и популяции в целом.

Как ответ на возникшую ситуацию сформировалось новое на­правление в науке — БИОЭТИКА.

Биоэтика как наука является продуктом развития медицинской этики и деонтологии, процесс ее становления активизировался под влиянием достижений биологии, медицины и фармации второй половины XX в. Термин «биоэтика» был впервые предложен извест­ным онкологом — исследователем из Университета штата Вискон­син (США) Ван Рансселер Поттером.

По определению Оксфордского словаря (1989г.), биоэтикаэто дисциплина, имеющая дело с этическими проблемами, возни­кающими в результате прогресса медицины и биологии.

По мнению Ю.М.Лопухина, сердцевиной биоэтики и ее ко­нечной целью является защита человека от возможных негатив­ных воздействий медицины и биологии на его жизнь и здоровье. Инструментом такой зашиты служат этические правила, законы или иные правовые документы.

По нашему мнению, можно дать следующее определение биоэтики: «Биоэтика наука, изучающая противоречия между инте­ресами людей, а также их сообществ в области здоровья и дости­жениями биологии, медицины и фармации, которые могут прямо или опосредованно нанести ущерб здоровью и качеству жизни, с целью выработки морально-нравственных норм, требований и принципов, обеспечивающих здоровье человека и общества».

Этим проблемам в последние годы было посвящено несколько международных форумов. Созданы международные и региональные организации по биоэтике, в т.ч. комиссии по биоэтике при Рос­сийской академии наук и Российской академии медицинских наук. Однако фармацевтические аспекты биоэтики в должной мере до последнего времени не рассматривались. Впервые они были под­няты на X Российском национальном конгрессе «Человек и лекарство», где был организован «круглый стол» по этическим воп­росам применения лекарственных средств и начался процесс ста­новления нового направления — фармацевтической биоэтики.

Фармацевтическую биоэтику можно определить как часть или область биоэтики, изучающую моральные, правовые, социальные, экологические, биологические и юридические проблемы, возни­кающие при создании, клинических испытаниях, производстве, регистрации, доведении до потребителя и использовании лекар­ственных препаратов, других фармацевтических и парафармацевтических товаров, а также фармацевтических научно-консультативных услуг, с целью зашиты здоровья населения и отдельных лиц, качества их жизни, физической и психической неприкосновенности личности, защиты человеческого достоинства.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Волевые качества личности | Философия как область гуманитарного знания
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 2920; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.049 сек.