Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия как область гуманитарного знания




Оренбург – 2008

Темы для размышления.

Подумайте:

n Почему в нашей стране культурология как отдельная отрасль знания складывается в 90 г.г. XX столетия?

n При каких условиях дискуссии на тему культуры могут быть плодотворны? В чем можно измерить эту плодотворность?

n Почему наука исторически начинается с естествознания, а не с гуманитарного знания?

n Что может дать гуманитарное знание экономисту?

n Что могут в свою очередь привнести в гуманитарное знание практики-экономисты?

 

Что можно прочитать:

 

Ионин Л. Социология культуры. - М., 1996.

Коган Л. Теория культуры. - Екатеринбург, 1993.

Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре // Культурология XX в. -М., 1995.

 

 


Тема: "Философия, ее предмет и место в духовной культуре".

План:

1. Философия как область гуманитарного знания и ее место в структуре мировоззрения человека.

2. Специфика философского знания в сравнении с наукой и религией.

3. Философия как наука. Ее зарождение и основные проблемы исследования.

4. Основной вопрос философии, его мировоззренческое значение и современная трактовка.

 

Литература:

1. Алексеев П.В. Наука и мировоззрение. – М., 1983.

2. Бабушкин В.У. О природе философского знания. – М., 1978.

3. Введение в философию: Учебник для вузов / под ред. И.Т. Фрололова: в 2-х ч. – М., 1989.

4. Бучило Н.Ф. А.Н.Чумаков Философия. Учебное пособие. – М., 1998.

5. Мамардашвили М.К. Как я пониманию философию. – М., 1990.

6. Ортега-и-Гассет. Что такое философия? – М., 1990.

7. Спиркин А.Г. Философия. – М., 2000.

8. Философия: Курс лекций / под ред. В.Л.Калашникова. – М., 1999.

9. Философский энциклопедический словарь / под ред. Л.Ф.Ильичева. – М., 1983.

 

 

 

Философия – один из самых древних и распространенных предме­тов, которые всегда изучались и теперь изучаются в высшей школе во всем мире. Она является основной в социально-гуманитарном комплексе учебных дисциплин. Чем это обусловлено?

Особое место философии в системе знаний об окружающем мире обусловлено спецификой предмета ее исследования. В центре внима­ния философии является не одна какая-нибудь сторона действитель­ности, что характерно для специальных научных дисциплин, а вся окружающая человека реальность и сам человек как таковой во всем многообразии своего существовании.

Среди вопросов, находящихся в центре внимания философии та­кие как: в чем смысл жизни, зачем человек рождается и почему уми­рает, почему человек страдает, в чем источник счастья, что такое душа, какова природа сознания, есть ли Бог, каков Он, что ждет человека после смерти и т.д. Все это вопросы о предельных основах бытия. Как видим, предмет философского познания весьма специфичен.

Специфика предмета научного познания философии:

Во-первых, он кардинально отличается от предмета исследова­ния любой области научного знания. Его не возможно четко вычле­нить, отграничить, а также исследовать при помощи традиционных исследовательских методов, куда входят эксперимент, непосредственное наблюдение и др.

Во-вторых, не возможно сказать, что этот предмет абсолютно не известен, знания о нем существуют на донаучном, житейском, обыденном уровне, и он как бы абсолютно понятен. Действительно, воп­росы о смысле жизни, о природе счастья и страдания решались всеми жившими и живущими на Земле людьми.

А поэтому возникает вопрос, возможно ли научное изучение данного предмета и нужно ли оно вообще, а отсюда проистекает вопрос и о нужности философского знания как такового.

Думается, что ответ на вопрос о нужности постановки предель­ных вопросов бытия, лежит на поверхности. Коль скоро их ставят все живущие люди, то их постановка неизбежна. Их ставят и глубо­кие мыслители и простые люди. Видимо эти проблемы не придуманы людьми, а поставлены самой жизнью.

Другое дело нужна ли и возможна ли их научная постановка?

В ходе ответа на данный вопрос, думается, уместно обращение к одному из высказываний М.И.Глинки. Композитор говорил: "Музыка сочиняется народом. Композиторы ее лишь аранжируют." Так и философы подобно композиторам обрабатывают, придают "культурную" форму мыслям и идеям, возникающим в обществе по отношению основополагающих проблем бытия, фактически помогают им родиться, приобрести строгую, логическую форму.

Неслучайно, что искусство нахождения истины Сократ (древнегреческий философ) называл майевтикой, т.е. повивальным искусством. Подобное понимание процесса достижения истины нашло свое отражение в ряде европейских языков. Например, в немецком языке "мудрость" – Weisheit, "повивальная бабка" – die weise Frau; во французском, соответственно, la sagesse и la sagefemme; в английском – wisdom и the wise woman.

Таким образом, философия нужна для аккумуляции духовного опыта народа, человечества в целом, для наиболее полного и всеобъемлющего постижения смысла бытия. Философия помогает рождению, теоретическому оформлению подобного знания.

Философское знание это переход от повседневного, чувственного уровня знаний человека о мире, которые базируются не только на народной мудрости, но часто и на расхожих, бытовых представлениях, которые отличаются поверхностностью, а то и ложностью, к уровню глубокого, осмысленного понимания процессов и явлений окружающей действительности.

Такой переход от обыденного уровня восприятия окружающей действительности к теоретико-философскому влечет за собой выработку самостоятельной жизненной позиции, которую не возможно поколебать политическим марионеткам или досужим мнениям некомпетентных людей. Овладение теоретико-философским уровнем восприятия окружающей действительности способствует оформлению жизненных идеалов и ценностей, вносящих осмысленность и придающих особую цельность жизни каждого человека, помогая уразуметь современную действительность и не оказаться беспомощной щепкой в водовороте перемен. Дабы не было подобных возгласов: - А мне обещали! - А меня обманули (коммунизмом, перестройкой, антирелигиозностью, быстрым обогащением, ложной историей прошлого моей страны и т.д.). Так как следует помнить, что "Бесплатный сыр бывает только в мышеловке!", и что у всех процессов и явлений есть свое объяснение, которое чаще всего не лежит на поверхности, а чтобы его понять надо приложить массу усилий.

Таким образом, несмотря на то, что вопросы предельного существования бытия поставлены самой жизнью, ограничиться их пониманием на обыденном уровне невозможно, необходимо их системное изучение.

В ходе анализа окружающей действительности наряду с обыденным уровнем существует и научный уровень, который предполагает изучение объективной реальности на базе отдельных научных дисциплин. Развитие отдельных отраслей научного знания, особенно в XIX-ХХ столетиях, поставило вопрос о судьбе философии, которая слишком умозрительна и не может решить, стоящих перед человеком задач по объяснению основополагающих вопросов бытия. Было провозглашено, что каждая научная отрасль знания сама может решить основные познавательные задачи и философия неизбежно должна исчезнуть, исчерпав свои возможности.

Сторонники данной позиции или так называемого "сциентизма" (от лат. scientia – наука) отмечают, что у философии нет ни одной своей четко очерченной предметной области, все объекты окружающей действительности находятся в ведении конкретных наук; у нее нет экспериментальных средств и опытных данных, нет четко обоснованных средств отличить истинное от ложного, все выводы расплывчаты, по каждой из проблем ведутся бесконечные споры, масса научных школ и направлений, которые не признают, а то и взаимно отрицают друг друга, ее знания и вывод не оказывают непосредственного воздействия на решение практических задач.

Однако современный кризис техногенного общества показал, что прав был древнегреческий философ Гераклит (VI-V вв. до н.э.), сказавший в свое время, что "Многознание не научает быть мудрым".

Именно сегодня, когда отдельные области знания сделали головокружительные успехи в ходе познания области своего исследования как никогда ранее встал вопрос об ответственности ученого перед обществом о его морально-нравственном выборе. Существует расхожее мнение о науке как об объективном, беспристрастном, ценностно-этически нейтральном поиске истины, чуждом ограничениям и моральным запретам.

Однако какую деятельность можно признать этически нейтральной, объективной? Разве что исполнительскую, чисто техническую – например, изготовление гаечных ключей, расклейку афиш или продажу почтовых марок. Да и то, моменты морально-нравственного отношения к своей деятельности здесь, безусловно присутствуют. А если речь идет о науке, то такого рода деятельность всегда затрагивает глубинные мировоззренческие пласты, порождая ценностно-мировоззренческие споры, дискуссии, борьбу школ и направлений.

Такая деятельность всегда целостная, свободная, целеполагающая, которая не может быть по своей природе этически нейтральной.

Например, посмотрим на акт свидетельствования по какому-либо делу. Объективность свидетеля предполагает не его этическую нейтральность, но, наоборот, его максимальную этичность, а именно, свидетельствование не в односторонних, узкоэгоистических целях, а в целях всеобщего блага, совпадающего с объективной истиной.

Та же задача стоит перед ученым в ходе его объективного свидетельствования о явлениях природы или развития общества. Уподобляя его действия действиям честного свидетеля и беспристрастного судьи, ставящего целью не личную выгоду, а общее благо.

Однако чтобы поставить это общее благо выше своего надо уразуметь существо этого блага, знания о котором не возможно сформировать на основе частно-научных дисциплин, именно здесь и нужна та мировоззренческая область знания, которая и имеет предметом своего исследования так называемые предельные вопросы бытия.

Сократ: "Если кто знает, что такое добродетель, то он и поступает добродетельно; а если он поступает иначе, из корысти ли, из страха ли, то он просто недостаточно знает, что такое добродетель". Культивировать совесть, нравственность, не опирающиеся на разум, мудрость, а движущуюся человеком непроизвольно, - опасное стремление. Что такое нравственность? Умение различать, что такое хорошо и сто такое плохо. Но для кого хорошо и для кого плохо?

Вопрос преподавателя: Спекуляция – это преступление?

Ответ студента: В соответствии с какой моралью, сегодняшней или вообще?

Да, здесь моральному инстинкту легко ошибиться. Даже если абстрагироваться до предела и сказать: "Хорошо все то, что помогает сохранить жизнь", то и здесь можно ошибиться. Приходят на память слова Н.Шмелева: "Мы обязаны внедрить во все сферы общественной жизни понимание, того, что все, что экономически неэффективно, - безнравственно и, наоборот, что эффективно - то нравственно". В этой формуле дано четкое соподчинение фундаментальных категорий обществоведения – эффективность и нравственность. Ясно, что это - радикальный разрыв с традиционными ценностями – "совесть выше выгоды".

- Проблема голосования вопроса о ввозе в Россию радиоактив­ных отходов.

Коль скоро подобные вопросы возникаю, то не возможно говорить об утрате философией своей актуальности в общей системе образования. Она играет важную роль в формировании целостного мировоззрения, в ходе процесса интеграции двух его основных уровней – обыденного и научного.

 

Круговая схема уровней мировоззрения

м и р о в о з з р е н и е

- обыденный уровень знания о мире

- философско-теоретический

- конкретно-научный

 

Философия – это особый, научно-теоретический тип мировоззре­ния, особая гуманитарная область знания.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 2196; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.