Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основной вопрос философии, его мировоззренческое значение и современная трактовка




 

Традиционно основным в философии считается вопрос об отноше­нии мышления (сознания) к бытию (материи), а материи к сознанию.

Ф.Энгельс писал: "Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии, есть вопрос об отношении мышления к бытию".

В наиболее общей форме данный вопрос формулируется так, что первично – материя или сознание. Однако – это первая или онтологическая часть вопроса, т.е. здесь выясняется изначальная, первоначальная природа всего существующего – материальная или идеальная. Вторая часть основного вопроса гносеологическая, т.е. познавательная и звучит следующим образом – познаваем ли мир?

Следовательно, основной вопрос философии формулируется следующим образом: что первично, познаваем ли мир?

Однако заметим, что особое место в философии вопроса об отношении духовного к материальному не вполне очевидно. Зачастую нелегко понять, почему и в каком смысле данный вопрос для философии считается основным.

На всем протяжении истории существования философии данный вопрос ни прямо, ни косвенно не ставился философами. Многие философы не считали для себя главным делом ответить на этот вопрос гораздо сильнее их занимали иные вопросы: смысл бытия, проблема путей достижения истинного знания, природы нравственного долга и т.п.

Вопрос об отношении сознания к бытию не находится в одном ряду с многочисленными конкретными философскими проблемами, он носит иной характер. Это не столько вопрос, сколько смысловая направленность, ориентированность философской мысли. Вопрос о соотношении материального и духовного входит в о все философские системы, составляет нерв любого конкретного философского исследования, независимо от того, отдают ли философы себе в этом отчет или нет.

Понимание этого вопроса и ответ на него задает общую направленность последующим рассуждениям каждого философа. В зависимости от того, как философы понимали это соотношение, что принимали за исходное, они составили основные направления философской мысли.

В наиболее общей форме философы при решении данного вопроса разделились на материалистов и идеалистов, однако, это слишком уп­рощенный подход к проблеме.

При рассмотрении онтологической стороны основного вопроса философии (что первично) можно выделить следующие философские направления: материализм, идеализм, дуализм, деизм.

В ходе анализа гносеологической стороны основного вопроса выделяются: гностицизм, агностицизм, эмпиризм (сенсуализм), рационализм.

Несмотря на тысячелетние искания философов, основной вопрос философии достоверно так и остался нерешенным ни с онтологической, ни с гносеологической точки зрения и фактически является извечной неразрешенной философской проблемой.

В ХХ в. в западной философии наметилась тенденция уделять меньше внимания этому вопросу. Постепенно он утрачивает свою ак­туальность, всплеск которой приходился на XVIII-XIX столетия. Проблема перестала играть определяющую роль и перешла в разряд псевдо проблем.

Еще в исследованиях Канта находим иное понимание основного вопроса, стоявшего перед философией. Он сформулировал три вопроса, имеющие, по его мнению, принципиальное значение для философии: что я могу знать? Что должен делать? На что я могу надеяться?

В ХХ в. данная постановка вопроса получила наиболее отчетливое оформление в рамках философии экзистенциализма, т.е. философии существования, в рамках которой проблема существования человека во всех формах его проявлениях считается основной.

Так, французский философ ХХ столетия Альбер Камю, считавший самой животрепещущей проблему смысла человеческой жизни, писал: "Решить, стоит ли жизнь труда быть прожитой, или она не стоит этого, - значит ответить на основной вопрос философии".

 

ВЫВОДЫ :

1. Философия – это часть духовной культуры, представляющая собой совокупность учений об общезначимых, универсальных ценностях человеческой жизни. Представление об этих ценностях в различных философских учениях различно по причине классовости любой философии.

2. Философские идеи, будучи обязательным компонентом всякого мировоззрения, придают ему целостность, структурируя различные мировоззренческие взгляды в единую систему.

3. С точки зрения отдельных социальных групп философские учения можно классифицировать по степени их эффективности в борьбе за интересы этих групп. С этой позиции одни философские системы оцениваются как лучшие, другие – как худшие. Но философия, рассматриваемая в качестве совокупного философского знания.

4. По степени обобщенности представленных в них знаний все науки можно разделить на три группы: прикладные, фундаментальные и философию, понимаемую здесь как научно-философское знание. Однако не все философы согласны рассматривать философию как вид научного знания.

5. Если рассматривать философию как науку, то предметом ее исследования является мир в целом. Такое представление о предмете философии не противоречит пониманию ее как учения об общезначимых знаниях, универсальных ценностях человеческого бытия. Только в качестве универсальных ценностей при этом будут рассматриваться предельные обобщения, полученные средствами науки.

6. Общее знание может выполнять роль методологии по отношению к менее общему. По этой причине научно-философское знание является методологией для фундаментальных наук, последние же выполняют методологическую функцию по отношению к прикладным наукам.

7. Эффективность методологической функции философии определяется не только знанием философами проблем фундаментальной науки, но и умением представить эти проблемы в контексте всей духовной культуры человечества.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1993; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.