Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Малая группа




Тема: Психология группы.

Человек является членом различных социальных групп, включённым в систему их взглядов, представлений, норм, ценностей.

Отдельные характеристики группы в психологическом плане будут значимы для личности, входящей в неё, значит будут оказывать на нее влияние.

 

Влияеие «равнодействующей» и определяет сознание личности, её поведение.

Поэтому нужна содержательная характеристика таких групп, выявление специфики воздействия их на личность.

 

Группа – это система деятельности. Общность содержания этой деятельности порождает общность её психологических характеристик – групповые интереся, потребности, нормы, ценности, мнения, цели.

 

Для человека осознание принадлежности к ней, социальная идентичность осуществляется прежде всего через принятие этих характеристик, осознание психологической общности с другими членами.

(Иногда говорят о наличии «мы-чувства»(Поршнев).

 

Общее участие членов группы в совместной трудовой деятельности обуславливает формирование психологической общности между ними, превращая группу в социально-психологический феномен.

 

Учитывая важность влияния различных групп на личность большое значение имеет их классификация.

Принято выделять группы условные и реальные.

 

Реальные делятся на лабораторные и естественные.

Естественные группы делятся на «малые» и «большие».

Их классификация – это особый вопрос т.к. она отличается исключительным многообразием.

Для нас наибольший интерес представляют малые группы.

В изучении проблемы малых групп можно выделить несколько этапов.

На первом этапе акцент был сделан на факте присутствия других, на одновременном действии рядом (коакция) или коактные группы.

В результате были выявлены эффекты социальной фацилитации, когда присутствие других облегчает действие одного и социальной ингибиции - торможение действия индивида под влиянием присутствия других.

На втором этапе стали учитывать такие факторы как взаимодействие и тип групповой деятельности или интерактивные группы.

В результате было установлено, что фацилитация имеет место, если хорошо обученные люди выполняют легкую работу, а ингибиция, когда плохо обученные люди выполняют тяжелую работу. (Причина – возбуждение усиливает доминирующую реакцию). Была выявлена возможность возникновения в совместной работе феномена «социальной ленности» - стремление отдельных членов группы спрятаться за группу.

 

И на третьем этапе исследования стали более разветвленными, начали исследовать не только влияние группы на личность, но и характеристики самой группы, её структуру, композицию, типы групповых процессов.

Интерес социальной психологии к малым группам настолько велик, что всю традиционную социальную психологию можно рассматривать как социальную психологию малых групп.

 

Приступая к изучению малых групп нужно оределить, что такое малая группа, каковы её признаки и границы.

 

Наиболее синтетическое определение малой группы звучит так: «Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой обьединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых прцессов».

 

Т.о. малая группа – это группа реально существующая в системе общественных отношений, выступающая как субъект конкретного вида социальной деятельности, как звено общественной системы, часть общественной структуры.

Специфическим признаком малой группы является то, что о бщественные отношения выступаю здесь в форме непосредственных личных контактов, в которых реализуются общественные связи и которые опосредованы совместной деятельностью.

 

Что имеется ввиду под немногочисленным составом группы? Здесь нужно говорить о нижнем и верхне пределе малой группы.

В большинстве исследований число членов малой группы колеблется между 2 и 7. Но некоторые считают, что нижний предел малой группы 3 человека. Дискуссия по этому вопросу еще не окончена.

Вызывает дискуссии и верхний предел. В частоности за него предлагается принять магическое число 7+-2 – характеризующее объем оперативной памяти.

Встречаются числа 10,15,20 и даже 30-40.

 

Есть предложение не устанавливать жестких верхних границ группы, а брать за него реально существующий размер исследуемой группы.

В современных исследованиях оптимальным для управления является состав группы из 5-9 человек, но не более 12.

 

Классификация малых групп.

Важный шаг на пути анализа малых групп – это их классификация.

Её необходимость порождена их огромным многообразием. Неоднозначность же понятия малая группа породила неоднозначность предлагаемых классификаций, большое количество оснований (около 50). Возмем три наиболее распространенные классификации.

Во-первых, деление малых групп на первичные и вторичные.(Ч.Кули)

Первичные группы, где имеется непосредственный контакт между членами.

Вторичные, где нет непосредственного контакта, а общение опосредовано, например различными средствами связи.

Практического значения данная классификация не имеет, т.к. первичная группа и есть малая группа.

Во-вторых, деление малых групп на формальные и неформальные.(Э.Мейо)

Формальная группа, в ней четко заданы позиции её членов, распределены роли всех членов группы, существуют властные отношения по вертикали. Они создаются извне: класс, группа, бригада, подразделение и т.д.

Неформальные группы возникают стихийно, без предписания статусов и ролей, без системы отношений по вертикали. Они создаются как внутри формальной группы, так и вне их, самостоятельно.

Иногда в неформальных группах возникает совместная деятельность, то она приобретает черты формальной группы.

 

Бывает на практике трудно вычленить чисто формальные и неформальные группы. Поэтому отличать стали не группы, а характер отношений внутри как формальный и неформальный.

 

Специфика формальных или общественных отношений заключается в том, что:

· в них встречаются не просто индивиды, а представители определенных социальных групп

· строятся они на основе положения, занимаемого каждым в системе общества

· обусловлены обьективно

· носят безличный характер т.к. их сущность во взаимодействии социальных ролей а не личносте.

Социальная роль- это положение которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений, функия, нормативно одобренный образец поведения, ожидаемый от каждого, занимающего эту позицию.

Этироли и ожидания устанавливаются обществом. Роль тесно связана с определенными видами социальной деятельности индивида. Поэтому можно сказать, что она есть общественно необходимый вид социальной деятельности и способ поведения личности.

 

Каждый индивид выполняет несколько социальных ролей. Одни даны при рождении, другие другие приобретаются прижизненно.

 

Но роль не определяет деятельность и поведение каждого человека в деталях, оставляет «диапазон возможностей».

Это зависит от степени усвоения роли носителем, от его индивидуально-психологических особенностей.

Оставаясь личностями в системе безличностных отношений люди вступают во взаимодействие, где их индивидуальные характеристики неизбежно проявляются. В результате формируется «стиль исполнения» роли.

 

Этот диапазон является основой для построения внутри безличной общественной системы отношений второго ряда отношениймежличностных (психологических).

 

Важнейшей спецификой межличностнх отношений является их эмоциональная основа. Это означает, что они возникают на основе чувств, возникающих у людей друг по отношению к другу. Все эти чувства можно условно поделить на две группы:

  • коньюктивныесближающие людей, обьединяющие их чувства. В этом случае другая сторона выступает как желаемый обьект для сотрудничества.
  • Дизъктивныеразьединяющие людей. Другая сторона воспринимается как непреемлемая, нежелательная для сотрудничества.

 

Интенсивность этих чувств может быть различной.

 

Но практические отношения между людьми не складываются лиш на основе эмоциональных контактов. Сама деятельность также задает другой ряд отношений, опосредованных ею. Поэтому нужно всегда иметь ввиду эти два ряда отношений и учитывать их при исследовании групп.

 

Часто моменты общественных отношений воспринимаются их участниками как межличностные. (злой преподаватель, бездушный гаишник или контролер и т.д.)

 

Во всех групповых действиях их участники выступают в двух качествах: как исполнители безличных социальных ролей и как неповторимые личности.

«Чистых» общественных отношений просто не существует.

 

Поэтому требование: жестко к делу и мягко к людям.

 

Выявление неформальных структур внутри формальных имеет большое значение в исследовании проблем руководства и управления.

 

Становление неформально й структуры определяется наличи­ем как объективных, так и субъективных факторов.

К объективным можно отнести *обусловленную характером и графиком работы возможность контактов между членами группы, а также *опти­мальный по количеству, *половозрастной структуре и т.д. состав группы, позволяющий удовлетворить потребность в межлично­стном общении.

Субъективные факторы, в свою очередь, зави­сят от *личности руководителя, *индивидуальных особенностей сотрудников.

 

На образующиеся стихийно дружеские связи, вза­имные симпатии и антипатии оказывают влимание:

- умение руководителя сплачивать коллектив

- психо­логическая совместимость

- удовлетворенность подчиненных условиями труда, своим статусом и профессиональной ролью

 

Неформальная структура складывается под воздействием пси­хологических механизмов регуляции коллективной деятельности — адаптации, коммуникации, идентификации и интеграции.

Социально-психологическаяадаптация предполагает актив­ное принятие и усвоение ценностей и норм, сложившихся тра­диций новыми членами рабочей группы.

Без нее невозможно включение в неформальную структуру, использование принятых в данной группе форм реализации индивидуальных качеств, самореализация личности.

Следовательно, вновь назначенному руководителю важно не отвергать с ходу сложившиеся традиции, считаться с мнением коллектива и его лидеров. Тем более ему не следует противопоставлять себя прежнему начальнику, если он пользовался заслуженным уважением.

Коммуникация предполагает активный обмен информацией и взаимное духовное обогащение членов группы. Через коммуни­кацию осуществляется не только управление производством, но и формирование ценностных ориентации и установок членов рабочей группы.

Руководитель должен следить за тем, чтобы со­трудники, в разумных пределах, имели возможность общаться друг с другом и вместе с тем в корне пресекать обсуждение подробно­стей личной жизни коллег в их отсутствие, сплетни и доносы.

Идентификация связана с формированием чувства принадлеж­ности к группе в процессе межличностного общения. Процесс протекает на трех уровнях:

· эмоциональном - способность сопе­реживания, или эмпатии;

· ценностно-мировозренческом — спо­собность стать на точку зрения другого человека;

· поведенческом — воспроизводство образцов поведения.

 

В основе идентификации лежат механизмы подражания, сличения и увлечения. Обязан­ность руководителя — по возможности следить за тем, чтобы идентификация была положительной, т.е. чтобы новички подра­жали профессионально и нравственно зрелым сотрудникам.

Интеграция связана с пре­вращением коллектива в сплоченный, саморегулирующийся со­циальный организм, хорошо приспособленный к совместно-индивидуальной деятельности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1210; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.05 сек.