КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Групповые структуры
Рекомендации по взаимодействию с неформальными группами • Признайте их существование и нацельтесь на работу с ними. • Определите принятые в них установки и нормы поведения. Прежде чем предпринять какие-либо действия, оцените возможные последствия, в первую очередь отрицательные. • Привлекайте их к участию в процессе обсуждения и принятия решений. • Выслушивайте мнение членов и лидеров неформальных групп. Создавайте такую рабочую атмосферу, где конструктивная критика помогает делу, совместно анализируйте острые проблемные ситуации, дайте возможность высказаться всем; спокойно, без эмоций выслушайте различные точки зрения. • Старайтесь как можно быстрее выдавать необходимую достоверную информацию. • Избегайте ненужных угроз в отношении членов и лидеров неформальных групп, не сводите с ними личных счетов. • Не стремитесь разрушать неформальную группу. Всегда помните: на месте разрушеной обязательно появится новая группа, и ее отношение к официальному руководству будет заведомо отрицательным.
В- третьих, деление малых групп на группы членства и референтные группы.(Г.Хаймен, М.Шериф, Г.Келли) Референтная группа – группа в которую индивид не включен реально, но нормы которой он принимает. Рефрентная группа нужна индивиду или как эталон сравнения своего поведения с ней, или для нормативной оценки его. Сейчас термин «референтная группа» употребляется двояко: ¨ как группа противостоящая группе членства ¨ как группа, возникающая внутри группы членства и в этом случае она определяется как «значимый круг общения», круг лиц выбранных как особо значимых для индивида. С помощью подобной классификации можно объяснить почему члены группы начинают ориентироваться не на принятые вней нормы, а на нормы совершенно другой группы. По отношению к малым группам хорошо разработана схема описывающая различные групповые структуры. Частью этой схемы являются такие элементы жизнедеятельности как: - композиция (состав) группы и - разновидности её структуры.
Эти параметры могут принимать совершенно разное значение. Так композиция может быть описана с т.з *возраста, *профессиональных, *социональных характеристик членов группы. В структуре группы принято выделять: ¨ структуру межличностных отношений ¨ структуру власти ¨ структуру коммуникаций Структура межличностных отношений, определяет положение индивида в группе в качестве её члена. Это положение характеризуется понятиями: - статус или позиция, обозначающими место индивида в системе групповой жизни
- роль - это динамический элемент статуса, раскрывается через перечень тех реальных функций, которые выполняет личность в группе. В малой группе роль обладает большим динамизмом. Набор функций, соответствующих статусу может очень сильно варироватьбся.
- система групповых ожиданий. Каждый член группы не только выполняет свою функцию, но и воспринимается, оценивается другими. От него ожидается выполнение какой-то функции, и качество этого выполнения. Таким образом группа контролирует деятельность своих членов.
- групповые нормы и групповые санкции. Групповые нормы – это определенные правила, которые выработанны группой, которым должно подчиняться поведение её членов, чтобы их пребывание в группе было возможным. Они включают в себя как общезначимые нормы так и специфические, выработанные данной группой. И важно выявить соотношение этих видов норм. Нормы выполняют регулятивную функцию и тесно связаны с ценностями Ценности складываются на основе выработки определённого отношения к социальным явлениям. Важным является признание различной значимости разных ценностей для групповой жизнедеятельности, различное их соотношение с ценностями общества. (труд, образование, культура и т. д.) Человек одни нормы принимает другие нет, одни ценности разделяет другие нет – и это определяет взаимоотношение индивида с группой. Важная проблема – мера принятия индивидом этих норм: социальных, групповых, личностных. Групповые санкции – это механизм, посредством которого группа возвращает члена группы на путь соблюдения норм. Они могут быть двух видов: поощрительные и запретительные и их система предназначена для обеспечения соблюдения норм. Люди с высоким статусом более конформны и в большей степени стремятся соответствовать нормам, но им иногда в большей степени «позволено» нарушать нормы. Структура власти определяет чисто психологическое распределение отношений руководства и подчинения. Выявлены различные формы власти: *награждающая, *принуждающая, *экспертная, *информационная. Каждая форма власти предполагает и различные санкции. Структура коммуникаций – третья разновидность групповой структуры. Успех деятельности зависит от распространения в группе информации. В связи с этим выделяют несколько моделей коммуникативных цепей. Модель «колесо» - информация только через лидера. Существуют модели «игрек», «цепь», «круг». Т.о. мы рассмотрели набор понятий, с помощю которых осуществляется социально-психологическое описание группы. Но эту сетку предстоит еще наполнить содержанием.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 707; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |