Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Групповые структуры




Рекомендации по взаимодействию с неформальными группами

• Признайте их существование и нацельтесь на работу с ними.

• Определите принятые в них установки и нормы поведения. Прежде чем предпринять какие-либо действия, оцените возможные по­следствия, в первую очередь отрицательные.

• Привлекайте их к участию в процессе обсуждения и принятия решений.

• Выслушивайте мнение членов и лидеров неформальных групп. Создавайте такую рабочую атмосферу, где конструктивная критика по­могает делу, совместно анализируйте острые проблемные ситуации, дай­те возможность высказаться всем; спокойно, без эмоций выслушайте различные точки зрения.

• Старайтесь как можно быстрее выдавать необходимую достоверную ин­формацию.

• Избегайте ненужных угроз в отношении членов и лидеров неформаль­ных групп, не сводите с ними личных счетов.

• Не стремитесь разрушать неформальную группу. Всегда помните: на ме­сте разрушеной обязательно появится новая группа, и ее отношение к официальному руководству будет заведомо отрицательным.

 

В- третьих, деление малых групп на группы членства и референтные группы.(Г.Хаймен, М.Шериф, Г.Келли)

Референтная группа – группа в которую индивид не включен реально, но нормы которой он принимает. Рефрентная группа нужна индивиду или как эталон сравнения своего поведения с ней, или для нормативной оценки его.

Сейчас термин «референтная группа» употребляется двояко:

¨ как группа противостоящая группе членства

¨ как группа, возникающая внутри группы членства и в этом случае она определяется как «значимый круг общения», круг лиц выбранных как особо значимых для индивида.

С помощью подобной классификации можно объяснить почему члены группы начинают ориентироваться не на принятые вней нормы, а на нормы совершенно другой группы.

По отношению к малым группам хорошо разработана схема описывающая различные групповые структуры. Частью этой схемы являются такие элементы жизнедеятельности как:

- композиция (состав) группы и

- разновидности её структуры.

 

Эти параметры могут принимать совершенно разное значение.

Так композиция может быть описана с т.з *возраста, *профессиональных, *социональных характеристик членов группы.

В структуре группы принято выделять:

¨ структуру межличностных отношений

¨ структуру власти

¨ структуру коммуникаций

Структура межличностных отношений, определяет положение индивида в группе в качестве её члена.

Это положение характеризуется понятиями:

- статус или позиция, обозначающими место индивида в системе групповой жизни

 

- роль - это динамический элемент статуса, раскрывается через перечень тех реальных функций, которые выполняет личность в группе. В малой группе роль обладает большим динамизмом. Набор функций, соответствующих статусу может очень сильно варироватьбся.

 

- система групповых ожиданий. Каждый член группы не только выполняет свою функцию, но и воспринимается, оценивается другими. От него ожидается выполнение какой-то функции, и качество этого выполнения. Таким образом группа контролирует деятельность своих членов.

 

- групповые нормы и групповые санкции.

Групповые нормы – это определенные правила, которые выработанны группой, которым должно подчиняться поведение её членов, чтобы их пребывание в группе было возможным.

Они включают в себя как общезначимые нормы так и специфические, выработанные данной группой. И важно выявить соотношение этих видов норм. Нормы выполняют регулятивную функцию и тесно связаны с ценностями

Ценности складываются на основе выработки определённого отношения к социальным явлениям. Важным является признание различной значимости разных ценностей для групповой жизнедеятельности, различное их соотношение с ценностями общества. (труд, образование, культура и т. д.)

Человек одни нормы принимает другие нет, одни ценности разделяет другие нет – и это определяет взаимоотношение индивида с группой.

Важная проблема – мера принятия индивидом этих норм: социальных, групповых, личностных.

Групповые санкции – это механизм, посредством которого группа возвращает члена группы на путь соблюдения норм.

Они могут быть двух видов: поощрительные и запретительные и их система предназначена для обеспечения соблюдения норм.

Люди с высоким статусом более конформны и в большей степени стремятся соответствовать нормам, но им иногда в большей степени «позволено» нарушать нормы.

Структура власти определяет чисто психологическое распределение отношений руководства и подчинения. Выявлены различные формы власти: *награждающая, *принуждающая, *экспертная, *информационная.

Каждая форма власти предполагает и различные санкции.

Структура коммуникаций – третья разновидность групповой структуры. Успех деятельности зависит от распространения в группе информации.

В связи с этим выделяют несколько моделей коммуникативных цепей. Модель «колесо» - информация только через лидера. Существуют модели «игрек», «цепь», «круг».

Т.о. мы рассмотрели набор понятий, с помощю которых осуществляется социально-психологическое описание группы. Но эту сетку предстоит еще наполнить содержанием.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 707; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.