Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Требования к управленческим решениям




Читайте также:
  1. I. Общие требования
  2. III. Экологические требования к технико-экономическому обоснованию проектирования объектов
  3. IV. Требования к организации приемки лекарственных препаратов в аптечных организациях
  4. IV. Требования к освещению
  5. VI. Требования к отпуску (реализации)лекарственных препаратов в аптечных организациях
  6. VI. Экологические требования при эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов
  7. VIII. Требования к персоналу аптечных организаций
  8. Абрикосы. Особенности строения. Требования к качеству.
  9. Авокадо . Особенности строения. Пищевая ценность. Требования к качеству. Болезни. Упаковка, маркировка и хранение.
  10. Алгоритм внедрения системы менеджмента информационной безопасности в соответствии с требованиями международного стандарта ISO/IEC 27001
  11. Антропометрические требования в эргономике
  12. Базовые требования к диспетчерам архивов

Классификация управленческих решений

Понятие проблемы и проблемной ситуации

Проблема – это несоответствие фактического состояния управляемого объекта желаемому или заданному /Рисунок 2/.

Проблема – это недопустимое отклонение фактического положения дел от планового, нормативного, желаемого, порожденное множеством причин – экономических, социальных, технических, технологических, организаци-онных и т.п.

Проблема - это сложный теоретический вопрос или практическая ситуация, требующая разрешения.

Любая проблема включает в себя:

- определенное содержание /вопрос ЧТО?/;

- связана с каким-то конкретным место /вопрос ГДЕ?/;

- время возникновения, сроки разрешения /вопрос КОГДА?/;

- обладает теми или иными количественными параметрами /вопрос СКОЛЬКО?/;

- характеризуется определенным кругом лиц, причастных к ней /вопрос КТО?/.

Важно учитывать следующие параметры проблемы:

- масштаб проблемы

- важность проблемы и характер последствий

- срочность проблемы

- структурированность проблемы

Проблема всегда связана с набором (совокупностью) причин, условий или факторов, которые создают ситуацию, оказывающую влияние на деятельность организации.

Ситуация - определенный набор (совокупность) причин, условий или факторов, в которых развивается проблема.

Проблемная ситуация - проблема, которая существует в рамках определенных ограничений. Проблемная ситуация характеризует проблему, возникшую под воздействием сложившейся ситуации. Выявление проблемной ситуации – исходный момент для постановки задачи принятия решения.

 

Описание проблемной ситуации содержит:

- характеристику самой проблемы (места и времени ее возникновения, сущности и содержания, границ распространения);

- ситуационные факторы (внутренние и внешние), приведшие к появлению проблемы.

 

 

* по функциональному содержанию: плановые;

организационные;

мотивирующие;

координирующие;

контролирующие (регулирующие);

прогнозирующие;

учетные;

аналитические;

активизирующие.

* по характеру решаемых задач: экономические;

социальные;

научные;

организационные;

технологические;

технические;

экологические;

*комплексные.

* по уровням иерархии менеджмента:

решения, принимаемые на высшем уровнем менеджмента;

решения, принимаемые на среднем уровнем менеджмента;

решения, принимаемые на низшем уровнем менеджмента.

* по роли в достижении целей организации и степени влияния на ее будущее:

стратегические;

тактические;

оперативные.

* по периоду действия:

долгосрочные, перспективные (свыше 5 лет) - носят прогнозный характер, основываются на видении будущего;



среднесрочные (от 1 года до 5 лет) - отражаются в детальных планах и программах;

краткосрочные (до 1 года) - отражаются в планах, письменных и устных приказах.

 

* по принципам возникновения: инициативные;

ситуационные;

программные;

сезонные;

по предписанию (сверху);

по предложению (снизу);

эпизодические и периодические.

 

* по организации разработки (по субъекту принятия решения):

единоличные – разрабатываются и принимаются руководителем без согласования и обсуждения в организации или с отдельными лицами; в исключительных случаях это могут быть решения чрезвычайной важности;

коллегиальные – разрабатываются совместно группой специалистов и принимаются группой соответствующих руководителей (коллегия, совет и т.д.), такие решения требуют серьезной подготовки и имеют многоаспектное содержание, но не должны вступать в противоречие с системой личной ответственности руководителей различных уровней за их реализацию;

коллективные – разрабатываются и принимаются на общих собраниях всеми участниками независимо от служебного положения, ранга и характера работы; чаще всего эти решения принимаются или отвергаются путем голосования.

 

* по степени определенности ситуации:

- решения в условиях определенности.

- решения в условиях неопределенности;

- решения в условиях риска;

 

* по способу фиксации ( по способу доведения до исполнителей): письменные и устные.

 

* по творческому вкладу менеджера в разработку решения:

рутинные - принимаются согласно отработанному механизму и имеющейся программе действий;

селективные – принимаются при оценке различных известных альтернатив и выборе из них оптимальных (в этом случае инициатива и свода действий проявляется в ограниченных пределах);

адаптационные - рассчитаны на дополнительные, непредусмотренные трудности; при их разработке сочетается использование творческого нестандартного подхода на основе новых идей с отработанными ранее возможностями;

инновационные – связаны со сложностью и непредсказуемостью событий, что вызывает необходимость принятия неординарных решений, содержащих нововведения.

* по масштабам воздействия: общие;

частные;

экспериментальные.

* по степени регламентации: регламентирующие;

ориентирующие;

рекомендующие;

нормативные;

гибкие;

жесткие.

* по степени новизны: традиционные и новаторские.

 

* по целевой направленности: одноцелевые и многоцелевые.

* по целям: коммерческие и некоммерческие.

 

* по масштабности: комплексные и частные.

 

* по объекту воздействия: внешние и внутренние.

 

* по методам формализации: текстовые, графические и математические.

 

* по форме отражения: решения в виде плана, программы, приказа, распоряжения, указании, просьбы.

 

* по сложности: стандартные и нестандартные.

 

* по способу передачи: вербальные, письменные и электронные.

 

* с учетом стереотипности ситуаций и используемых методов:

программируемые - стандартные и повторяющиеся ;

непрограммируемые - носящие творческий, разовый характер.

 

* по степени формализации проблемы:

хорошо структурированные – это решения, в которых проблемы имеют зависимости между элементами ситуации в виде численных значений или символов; при решении таких проблем используются количественные методы анализа: линейного и нелинейного, динамического программирования, теории массового обслуживания, теории игр и пр.;

слабо структурированные – это решения, в которых проблема сложна и отличается количественными зависимостями элементов ситуации;

неструктурированные – это решения, в которых проблемы содержат лишь качественно выраженные описания важнейших ресурсов, признаков и характеристик; используются эвристические методы, основанные на интуиции, логике, теоретических рассуждениях, опыте и профессионализме лица принимающего решение.

 

* по виду применяемых ресурсов:

решения в материально-технической сфере

решения при работе с финансами

решения при работе с персоналом

решения при работе с информацией

решения при работе со временем

 

* с точки зрения полномочий и власти:

волевые решения, подкрепленные полномочиями и (или) властью

волевые решения, неподкрепленные полномочиями и (или) властью

 

- научная обоснованность, предполагающая применение научных методов разработки и выбора управленческих решений (интуиции, логики, моделирования, экспериментирования, прогнозирования и др.). Решение должно приниматься с учетом действия экономических, социальных и других законов, анализа конкретной хозяйственной ситуации

 

- своевременность, означающая соответствие принимаемого решения сложившейся в данное время ситуации; решение не должно быть ни запоздалым, ни преждевременным

 

- основываться на достоверной, текущей и прогнозируемой информации, анализе всех факторов и условий, оказывающих влияние на решение с учетом предвидения его возможных последствий

 

- эффективность и оптимальность – предусматривает сопоставление вариантов результатов с вариантами затрат на их разработку, выбор наилучшего и реализацию решения

 

- сбалансированность (взвешенность) – предполагает учет сильных и слабых сторон принимаемого решения, а также его ближайших и долгосрочных последствий

 

- простота– предполагает, что при прочих равных условиях из возможных вариантов решений выбирают наиболее простое

 

- полнота– состоит в том, что решение должно охватывать весь управляемый объект, все сферы его деятельности, все направления развития, контроль и сроки выполнения

 

- сочетание коллективного и индивидуального подходов к разработке и принятию решения– позволяет учесть их достоинства. Коллективные решения позволяют охватить различные стороны проблемы, вовлечь в процесс большое количество работников, учесть разнообразие мнений, но отрицательными моментами будут большие затраты времени и финансовых средств. Данный подход целесообразен при решении важных, сложных, многоаспектных и перспективных проблем, а текущие, оперативные вопросы должны решаться единолично

 

- согласованность и непротиворечивость – означает, что частные решения не должны противоречить общим, должны быть согласованы с ранее принятыми и действующими, не должны противоречить решениям вышестоящих организаций и законодательным актам на местном и государственном уровнях

 

- ясность цели - определяет направленность действий по разработке и реализации управленческого решения

 

- правомочность и полномочность – означает соблюдение субъектом управления тех прав и полномочий, которые ему делегированы высшим уровнем менеджмента. Менеджеры всех уровней принимают решения в пределах тех прав и полномочий, которыми они располагают и не должны их перекладывать на выше- или нижестоящих менеджеров

 

- конкретность, четкость, ясность – предполагает недопущение двусмысленности, «размытости» толкования, разночтений

 

- количественная и качественная определенность

- реальность (достижимость)

- адресность к исполнителям

- обязательность выполнения

- оперативность выполнения

- гибкость

 

5. Правила/рекомендации по принятию управленческих решений

1. Прежде чем вникать в детали, постарайтесь как можно лучше представить проблему в целом

 

2. Не принимайте решения, пока не рассмотрены все возможные варианты

 

3. Не удовлетворяйтесь первым решением, которое придет в голову. Ищите другие. Находите в них слабые стороны, сравнивайте их друг с другом, и в конечном итоге выберите оптимальное

 

4. Сомневайтесь. Даже общепризнанные истины должны подвергаться сомнению

 

5. Старайтесь взглянуть на стоящую перед Вами проблему с разных точек зрения, даже если шансы на успех кажутся минимальными

 

6. Ищите модель или аналогию, которая поможет лучше понять сущность решаемой проблемы. Это может быть математическая формула, графическая модель (схема, диаграмма), словесная модель и т.д.

 

7. Задавайте как можно больше вопросов, так как правильно заданный вопрос может коренным образом изменить содержание ответа

 

8. Перед принятием окончательного решения поговорите с кем-либо о Вашем выборе, ибо всегда стоит послушать, что говорят другие. Они нередко видят то, что ускользает от Вас

 

9. Не пренебрегайте своими чувствами. Нельзя преуменьшать значение чувств, переживаний и интуиции. Как правило, они не обманывают

 





Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 161; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

  1. I. Общие требования
  2. III. Экологические требования к технико-экономическому обоснованию проектирования объектов
  3. IV. Требования к организации приемки лекарственных препаратов в аптечных организациях
  4. IV. Требования к освещению
  5. VI. Требования к отпуску (реализации)лекарственных препаратов в аптечных организациях
  6. VI. Экологические требования при эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов
  7. VIII. Требования к персоналу аптечных организаций
  8. Абрикосы. Особенности строения. Требования к качеству.
  9. Авокадо . Особенности строения. Пищевая ценность. Требования к качеству. Болезни. Упаковка, маркировка и хранение.
  10. Алгоритм внедрения системы менеджмента информационной безопасности в соответствии с требованиями международного стандарта ISO/IEC 27001
  11. Антропометрические требования в эргономике
  12. Базовые требования к диспетчерам архивов

studopedia.su - Студопедия (2013 - 2019) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.009 сек.